Билет 7.2. Типология личности, составленная П.В.Волковым

Клинико-экзистенциальная типология характера

Интересный взгляд на особенности характера представлен в клинико-экзистенциальной типологии характера, составленной современным московским психиатром П.В. Волковым[1]. И, хотя сам П.В. Волков четко разграничивает понятия «личность» и «характер», его типология позволяет судить о направлении развития личности, хотя бы через ограничения, налагаемые разрешающими возможностями характера (Волков П., 2000; Нартова-Бочавер С.К., 2003). Название подхода подчеркивает тот факт, что, наряду с проявлениями болезни (в предельном развитии типа), в его содержание включены также и переживания самого больного человека. А будучи незначительно выраженными, акцентуации характеризуют особенности личности здорового человека, облегчая понимание себя и других и предвосхищая возникновение критических ситуаций (Хрестомат. 8.2).

Типология П.В. Волкова очень практична и содержит в себе ответы на самые важные вопросы, возникающие перед психологом-практиком:

· что присуще данному характеру всегда;

· что очень типично, но присуще не всегда;

· что нетипично, но возможно;

· и, наконец, что в рамках данного характера не встречается никогда.

Вся эта полезная информация объединена в так называемом ядре характера, описанием которого мы и ограничимся. Всего П.В. Волков выделяет девять типов характера.

Таблица 8.2

Типология характеров (по: П.В. Волков, 2000)

№ п/п, название характера Ядро характера
1. Эпилептоидный характер 1. Дисфория (раздражительность) и сильные влечения и инстинкты. 2. Прямолинейность мышления и чувствования. 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям. 4. Тяга к власти. Иллюстрации: творчество В.Васнецова, А.Шилова, И. Айвазовского
2. Инфантильно-ювенильные характеры 2а. Истерический характер 1. Основной компонент характера – эгоцентризм. 2. Способом реализации эгоцентризма является демонстративность (поза). 3. Демонстративность обеспечивается вытеснением. 4. Почвой для успешной работы вытеснения является дисгармонический инфантилизм. Иллюстрации: К. Брюллов, А. Вертинский  
2б. Неустойчивый характер 1. Детская структура воли, растворенной в желаниях; бесплановость жизни. 2. Низкая способность сдерживать желания. 3. Пресыщаемость однообразной деятельностью и стремление пробовать новые варианты жизни. 4. Высокая податливость к внушению и самовнушению. 5. Отсутствие прочного внутреннего стержня. Иллюстрации: С. Есенин
2в. Ювенильный характер 1. Душевная незрелость. 2. Ненадежность обещаний, поведения и жизненных планов. 3. Привязанность к текущему моменту и нетерпимость к обобщению жизненного опыта. 4. «Дефект совести по отношению к здоровью». Иллюстрации: В. Высоцкий
3. Астенический характер 1. Дефензивность с конфликтом между ранимым самолюбием и чувством собственной неполноценности. 2. Раздражительная слабость с вегетативной неустойчивостью и дисфункциями. 3. Повышенная впечатлительность. 4. Тревожная мнительность. 5. Относительная быстрая утомляемость и истощаемость. 6. Гиперкомпенсация и компенсация как реакции на чувство своей неполноценности. Иллюстрации: И. Левитан, П.И. Чайковский, К. Сен-Санс
4. Психастенический характер 1. Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением. 2. Дефензивность с конфликтом ранимого самолюбия и чувства неполноценности. 3. Деперсонализация с блеклой чувственностью. 4. Рефлексивная аналитичность со склонностью к тревожным сомнениям. 5. Реалистическое мироощущение. Иллюстрации: К. Моне, А.П. Чехов
5. Ананкастический (педантичный) характер 1. Изначальная (базальная) тревога. 2. Педантичность. 3. Навязчивости (ананказмы). Иллюстрации: литературные герои рассказов А.П. Чехова «Смерть чиновника», Н.В. Гоголя «Шинель»
6. Циклоидный (синтонный, естественножизнелюбивый) характер 1. Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность и натуральность. 2. Неотделимая от естественности синтонность. 3. Диатетическая пропорция, сплав радости и печали. 4. Циклоидные колебания настроения. 5. Практическая реалистичность мышления. Иллюстрации: «Душечка» А.П. Чехова, О. Бендер И. Ильфа и Е. Петрова
7. Шизоидный (аутистический) характер 1. Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к Гармонии. 2. Мягкие формы коммуникативного аутизма. 3. Заостренные переживания личностного одиночества и закрытости. 4. Психэстетическая пропорция по Э. Кречмеру. 5. Причудливо неестественное отношение к жизни с точки зрения обыденного здравого смысла, но психологически цельное, понятное, исходя из аутистических особенностей данного характера. Иллюстрации: С. Гроф, Г. Гессе, И. Кант
8. Органический характер 1. Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости. 2. Отсутствие цельного ядра характера, мозаика различных характерологических радикалов в их огрубленности. 3. Неуравновешенность со слабостью самоконтроля, двигательной расторможенностью. 4. Усиление примитивных эмоций и инстинктов, расторможенность влечений. 5. Эйфоричность настроения, благодушие. Периоды дисфорий. 6. Неряшливость, неаккуратность мышления, нередко сочетающаяся с его вязкостью. 7. Остаточные явления раннего органического поражения мозга. 8. Грубая диспластика. «Букет» телесных аномалий. Иллюстрации: А. Тулуз-Лотрек
9. Эндокринный характер 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского. 2. Аномальность полового чувства (с наличием или без гомосексуальных контактов). 3. Сложная мозаика характерологических радикалов. 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная). Иллюстрации: М. Цветаева, Г.-Х. Андерсен

Итак, клинико-экзистенциальный подход дает возможность понимания людей с различными особенностями исходя из доступной им нормы психологической реакции на все происходящее, что позволяет, с одной стороны, помочь им ярче проявиться, а с другой – уберечься от трудных сторон их характера.

[1] П.В. Волков продолжает традицию описания характера здорового человека посредством клинической терминологии, о которой писал П.Б. Ганнушкин: «Ясно, что изучение характеров может быть плодотворным только в том случае, если оно выйдет из узких рамок нормальной психологии и будет руководствоваться данными, кроме того, патопсихологии…Учение о характерах должно быть предметом дисциплины, находящейся на рубеже между психологией и психиатрией» (Волков П., 2000. С. 269).

Наши рекомендации