Процесс организации управленческих инноваций
Структура инновационного процесса отражает состав и последовательность мероприятий, направленных на организацию управленческих инноваций.
В системе административной деятельности управленческие инновации складываются из следующих этапов:
1. формирования организационной среды внедрения;
2. методического обеспечения нововведения;
3. мониторинга инновационного процесса.
На первом этапе необходимо сформировать орган управления инновационным процессом и подготовить, необходимы организационные условия для успешного внедрения нововведения. На этом этапе выполняются следующие операции:
· создание комиссии по совершенствованию управления;
· подготовка персонала к внедрению новшества;
· информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение нововведения.
На втором этапе основной задачей является применение научных методов организации инновационного процесса на системной основе. Для этого выполняются следующие операции:
· разработка программы диагностического исследования;
· выбор проекта нововведения;
· подготовка программы внедрения нововведения.
На третьем этапе требуется организовать текущий контроль инновационного процесса в органе управления. На этом этапе выполняются следующие операции:
· организация обратной связи;
· оценка результатов нововведения.
Для выполнения первой операции важно систематически собирать информацию о ходе внедрения новшества, о том, как реагирует на него коллектив. Ответственные за реализацию инновации должностные лица должны быть готовы к конструктивной критике со стороны пользователей новшества и должны стимулировать высказывание оценочных суждений, касающихся результативности управленческого нововведения и слабых мест его реализации.
Для выполнения второй операции необходимо оценить эффективность нововведения, чтобы скорректировать план организационных изменений. Измеряются результаты, которые удалось достичь в ходе внедрения новшества. Полученные результаты анализируются для того, чтобы определить, насколько достигнута цель нововведения. Выделяются условия и факторы, которые отрицательно влияли на реализацию инновации. На основе данных анализа результатов внедрения вносятся изменения в процесс подготовки и реализации управленческих нововведений в системе административной деятельности с целью повышения ее эффективности.
Контрольные вопросы
1. Что такое нововведение?
2. Что такое инновация?
3. Что является объектом управленческих инноваций?
4. Кто является субъектом управленческих инноваций?
5. В чем заключается принцип системности инноваций?
6. Что понимается под организацией управленческих инноваций ?
7. Какие этапы включает процесс управленческих инноваций?
Задание
Опишите как осуществляется организация управленческих инноваций в Вашей организации, и в какой форме.
Рекомендуемая литература
1. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 322- 344с.
2. Гшпельман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М, 1998.
3. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики). М., 1989.
4. Управленческие нововведения в США: проблемы внедрения / Отв. ред. Ю.А.Ушанов. М., 1986.
5. Управленческое консультирование / Пер. с англ. / Под ред. М. Кубра. М., 1992. Т. 1.
ТЕМА 10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
Вопросы:
10.1. Государственная служба как социально-правовой институт
10.2.Эффективность управления: сущность, критерии и показатели
10.3. Исследование систем управления и их проектирование
Государственная служба как социально-правовой институт
Сущность и виды госслужбы
Государственная служба представляет собой сложный, комплексный, многогранный социально-правовой институт, имеющий правовые, экономические, социальные и организационные основы.
Государственная служба в РФ — это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА является публичной службой и подразделяется на:
1) государственную службу в субъектах РФ;
2) федеральную государственную службу, которая имеет следующие виды:
· Военная
· Правоохранительная
· Гражданская.
Государственная гражданская служба осуществляется в:
A. Администрации Президента РФ
B. Аппаратах палат Федерального Собрания РФ
C. органах исполнительной власти
D. органах судебной власти
E. иных государственных органах (ЦИК РФ, Счетная палата и др.)
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации.
Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.
Государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (управление экономическими процессами, управление финансово-бюджетной сферой, управление федеральной собственностью, управление в социальной сфере и т.п.)
Государственная военная служба - профессиональная служебная деятельность па воинских должностях в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (пограничная служба, служба в железнодорожных войсках, войсках правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожностроительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, служба внешней разведки РФ, в органах ФСБ РФ, федеральных органах государственной охраны и т.д.)
Правоохранительная служба - профессиональная служебная деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции но обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (судебная, уголовно-исполнительная, прокуратура, таможенная, налоговая, метрологическая, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, служба лесо-, водоохраны, экологическая, охраны воздушного пространства, контроль качества товаров, противопожарная и др.)
Таким образом, в определении понятия государственной службы в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность, под которой понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний.
Закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют «аппарат», корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое определение государственной службы позволяет разграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также разграничить государственную службу и другие виды служб.
Однако в некоторых странах государственную службу трактуют более широко. Так, в Федеративной Республике Германии законодательство различает два вида государственной службы: чиновники государственных органов, деятельность которых регулируется в особом порядке и наемные работники, заключающие договор о службе (прежде всего, работники государственных секторов).
Структурообразующим элементом органов государственной власти является государственная должность, которая образуется во всех ветвях государственной власти. Эта организационно-правовая категория является важнейшей формой специализации государственного служащего и присуща только ему.) В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица.