Основные правила комплимента
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Сосредоточение на внутренних
Качествах собеседника
Делать комплименты, касающиеся внешних достоинств человека, гораздо проще, нежели найти в человеке внутренние качества, заслуживающие внимания. Когда мы делаем комплименты по поводу внешности собеседника, мы сами, видимо не сознавая этого, даем людям понять, что внешние данные для нас важнее всего или что мы ценим людей лишь по их внешности. Это не означает, что необходимо вообще отказаться от комплиментов внешним достоинствам человека, однако при этом следует помнить, что комплимент душевным качествам человека более ценен.
Обращение внимания не на очевидные,
А на скрытые достоинства собеседника
Комментируя совершенно очевидные положительные качества партнера, вряд ли можно произвести на него нужное впечатление. Комплиментарное воздействиебудет значительно сильнее, если вам удастся обратить внимание на достоинства собеседника, скрытыеот наблюдения. Чем больше скрытых достоинств нам удастся подчеркнуть в партнере, тем более искренними ему покажутся наши слова. Искусство комплимента заключаетсяв его конкретности, что позволяет окружающим почувствовать его правдивость и искренность.
Опыт каждого, видимо, может подтвердить, что чем приятнее людям общаться с вами, тем больше они будут доверять вам и тем выше будет ваш шанс удачно разрешить, например, деловую проблему.
Искренность комплимента
Искусство комплимента во многом зависит от его искренности, что позволяет почувствовать окружающим его правдивость. Именно искренность является важнейшим правилом комплиментарности, несмотря на очевидные замечания типа «Важно не быть искренним в общении, делая комплименты, а казаться им!». Однако, видимо, не следует забывать: чтобы казаться искренним и правдивым, нужно, как минимум, быть им! Как показывает практика, особую роль в реализации этого правила играет эмпатия.
Комплимент должен строиться
На фактической основе
Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам.
Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести.
Если есть сомнение, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать его.
Хуже всего, когда комплимент противоречит фактам. Например, ваш коллега не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а ему говорят, что он прекрасно выглядит. Эти слова будут восприняты как насмешка.
Комплимент должен быть
Кратким
Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. Быть простым по конструкции – значит быть заведомо понятым. Более того, не следует забывать, что убедительность легко теряется в море слов.
Комплимент не должен
Содержать поучений
Например: «Ты замечательный помощник, мастер на все руки, но успеваемость надо подтянуть».
В комплименте не должно быть
Двусмысленности
Двусмысленность может вызвать совсем не те чувства и ассоциации, на которые рассчитывает автор комплимента.
Комплимент без эмпатии
Не совершенен
Только проявив эмпатию (сопереживание, сочувствие), можно понять, что именно собеседнику будет приятно услышать. Однако есть вещи, приятные каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), быть умными (особенно мужчины), добиваться успеха, пользоваться уважением, признанием, любовью и т. д. Общение с человеком даст дополнительную информацию. Чем более персонифицирован комплимент, тем он ценнее, ибо полнее учитывает специфику конкретного человека.
Таким образом, без эмпатии, т.е. сочувствия, умения войти в мир мыслей и переживаний собеседника, комплимент не будет эффективен и естественен.
Виды комплиментов
Простые комплименты – это фразы типа: «Ты хороший человек, Вася».
Комплименты в форме сравнения (метафоры) имеют форму: «Ты прекрасна, как майская роза».
Комплименты в форме антитезы (их еще называют комплименты на фоне антикомплимента себе): свои качества немного принижаются, на фоне чего выпукло выступают достоинства собеседника. Например: «Мне не хватает твоей решительности». Этот вид комплимента особенно удачен и эффективен.
Комплименты в форме парадокса: начало отрицательное, а конец – положительный. Например: «Сначала ты показался мне надменным, с тобой не хотелось общаться. Но теперь, узнав тебя ближе, я понял, что ты можешь быть очень хорошим другом».
Наконец, косвенный комплимент: хвалят не самого человека, а объекты его любви и гордости, увлечения, хобби. Например: «Какой чудный у вас малыш!»; «Ваша собачка такая пушистая!»; «Я никогда не встречал таких необыкновенных кактусов, как у вас!» и т. п.
Чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его совершенствовать на «полигоне» повседневно-бытовых взаимоотношений: начиная с собственного ребенка и заканчивая случайными прохожими на улице. Только в тренировках будет отточено изысканное мастерство комплиментарности. Практикой и только практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым.