Внутригрупповые конфликты, их разновидности
- Внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины.
Между личностью и группой конфликт может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы.
Межгрупповой конфликт - между формальными и неформальными группами (конфликт между профсоюзом и администрацией).
13. Стратегии поведения личности в конфликтных ситуациях + (тетрадь стр. 44)
К. Томас и Р. Килменн выделили пять следующих основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
♦ приспособление, уступчивость;
♦ уклонение;
♦ противоборство;
♦ сотрудничество;
♦ компромисс.
Основу классификации составляют два независимых параметра:
1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;
2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.
Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения.
Уклонение (избегание, уход). Индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Стремление ухода от ответственности за решения. Когда исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Противоборство, конкуренция - активная борьба за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом, как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Уступчивость, приспособление. Действия направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий в ущерб собственным интересам. Данный подход наблюдается, когда предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для индивида; если ситуация не особенно значима и важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы; если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Сотрудничество - открытый обмен мнениями, взаимная заинтересованность участников конфликта в поиске решения, наиболее предпочтительный, но редко встречаемый вариант поведения конфликтующих сторон.
Компромисс - действия участников направлены на поиски решения путем взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет, оппоненты имеют взаимоисключающие интересы, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя этого утверждения придерживаются не все специалисты. Возникает вопрос о цене победы и о характере последствий поражения для каждой стороны, чтобы поражение не стало основой формирования нового конфликта.
Одним из методов нейтрализации конфликта являются переговоры. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов. Для того чтобы переговоры в процессе конфликта стали возможными, необходимо наличие условий:
◆ существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
◆ отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;
◆ отсутствие возможностей развития конфликта на стадии переговоров;
◆ участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта | |
Этап развития конфликта | Возможности переговоров |
Напряженность, несогласие | Переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились |
Соперничество, враждебность | Переговоры рациональны |
Агрессивность | Переговоры с участием третьей стороны |
Насилие, военные действия | Переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия |
Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий:
~подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
~предварительного отбора позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
~поиска взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
~завершения (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
1. Признать существование конфликта, наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих участников.
2. Определить возможность переговоров.
3. Согласовать процедуру переговоров.
4. Выявить круг проблем, составляющих предмет конфликта.
5. Разработать варианты решений.
6. Принять согласованное решение.
7. Реализовать принятое решение на практике.
В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, последствия конфликтов станут функциональными или дисфункциональными, повлияет на вероятность возникновения конфликта впоследствии.