Внутригрупповые конфликты и их характеристика

Внутригрупповые конфликты и их характеристика - student2.ru

Внутригрупповой конфликт

Этот тип конфликтов традиционно рассматривается как отрица­тельное явление. Однако если вдуматься, то такой конфликт есть от­ражение деятельности, взаимодействия. Поэтому он может быть и де­структивным, и конструктивным, и стабилизирующим. Эта класси­фикация позволяет рассмотреть конфликт с точки зрения влияния его на изменение функций и структуры организации или группы, что не­маловажно для индустриальных социальных психологов.

Деструктивный конфликт вызывает разрушение установившихся групповых норм и возвращение к старым нормам или же угубление проблемной ситуации. При этом чаще всего в конфликт вовлекаются новые участники, увеличиваются затраты, возникают отрицательные и эмоционально яркие взаимоотношения между сторонами, возра­стают число и объем негативных действий и высказываний.

Конструктивный конфликт способствует повышению стабильно­сти функционирования организаций в изменившихся условиях внеш­ней среды за счет перестройки ее функций и структуры и установле­ния новых связей. Это стимул и для личностного развития, предотв­ращения застоя. Это источник нововведений и развития, формирова­ния познавательных потребностей.

Стабилизирующий конфликт, с одной стороны, устраняет откло­нения от нормы, а с другой - закрепляет устоявшиеся нормы. Он при­водит группу в нормативное равновесие.

С целью стабилизации атмосферы на внутригрупповой конфликт группа, как правило, реагирует усилением саморегуляционных меха­низмов. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нор­мой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморе­гуляции, то наступает деструкция.

Можно выделить следующие составляющие устойчивости (конфликтоустойчивости) группы:

- статическая устойчивость - предполагает неизменность вне­
шних форм, условий функционирования (это организация, трудовой
коллектив, семья и другие группы, существование которых определе­
но формальными характеристиками);

- динамическая устойчивость- характеризуется инвариантнос­
тью эмоциональных, деловых, нравственных норм функционирова­
ния. Группа тем более динамически устойчива, чем более она сплоче­
на (сплоченность рассматривается как упорядоченность, согласован­
ность и устойчивость межличностных связей, обеспечивающих ста­
бильность и преемственность жизнедеятельности группы);

- активно-вариабельная устойчивость - предполагает инвариан­
тность целей функционирования и развития группы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и от­крытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и дове­рие по отношению к другой стороне.

Существуют некоторые взаимосвязи конфликтности и уровня раз­вития группы:

1.Велика вероятность внутригрупповых конфликтов в диффуз­
ных, малосплоченных группах.

2.Уровень конфликтности в группе связан с несовпадением лич­
ностного и группового. Чем выше ценностно-ориентационное един­
ство группы, тем ниже конфликтность.

3.Группы разного уровня развития по-разному реагируют на кон­
фликт. Зрелая группа сама может разрешить свои внутренние конф­
ликты.

К разряду внутригрупповых конфликтов можно отнести конфлик­ты между руководителем и коллективом, между личностью и груп­пой. В качестве примера можно привести ситуацию взаимодействия с коллективом нового руководителя, когда группа устанавливает свои нормы или жестко придерживается старых норм взаимодействия, или же ситуацию, когда ожидания одних членов группы расходятся с ожи­даниями других ее членов (по поводу новых окладов, сокращения кадров и пр.). В таких случаях регулировать конфликт часто вынуж­ден руководитель, вплоть до принятия дисциплинарных мер.

1. Конфликт между рядовыми работниками - это могут быть сотрудники одного отдела, занимающие одинаковые должности, но стремящиеся к продвижению по службе и получению более высокой зарплаты. Например, сотрудники отдела конкурируют между собой, стараясь произвести благоприятное впечатление на своего начальника. Основанием для возникновения конфликтов является несовместимость интересов сотрудников.

2. Конфликт между руководителями и подчиненными - в его основе чаще всего лежат отношения, определяемые должностным распределением служебных ролей. В малых группах есть руководящее ядро и рядовые работники. Если между членами коллектива установились отношения взаимопонимания - это способствует гармоничному функционированию группы. Но между ними могут возникать и противоречия, порождаемые личностными особенностями людей и оказывающие влияние на исполнение ими своих ролей. В первую очередь это связано с проблемами подчинения. Так, работники, обладающие авторитарным типом личности, с трудом подчиняются власти других. Имея дело с жестким, несгибаемым начальником, они подчиняются ему только внешне. Люди с таким типом личности могут быть источником конфликта.

3. Конфликт между работниками различной квалификации и возраста. Часто возникают такие конфликты в группах, где, например, при увеличении интенсивности труда возникает возможность значительно повышать заработную плату. Но в этих структурах часто работают люди пожилого возраста и работники, в силу своих физических возможностей не способные значительно повышать интенсивность своего труда. Подобные обстоятельства способствуют их отчуждению и возникновению социально-психологического напряжения в группе, что вынуждает людей искать другое место работы.

Наши рекомендации