Виды памяти. В зависимости от того как долго материал сохраняется на разных уровнях, выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память
В зависимости от того как долго материал сохраняется на разных уровнях, выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память.
Сенсорная память — это примитивный процесс, осущест-вляемый на уроне рецепторов (Сперлинг, 1960). Следы в ней сохраняются в течение 1 / 4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам.
В кратковременной памяти (ее формула: воспринял — воспроизвел — забыл) информация сохраняется в течение короткого промежутка времени. За это время мозг ее перерабатывает, интерпретирует и решает вопрос, важна ли она для того, чтобы быть переданной в долговременную память. Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека и не требует припоминания. Длительность ее примерно двадцать секунд. Если информация не вводится повторно, не повторяется, она полностью исчезает. Объем кратковременной памяти может колебаться в пределах от пяти до девяти объектов. Для сохранения информации, включающей более семи элементов, мозг бессознательно группирует ее или человек целенаправленно использует приемы мнемотехнического заучивания.
Отобранная из кратковременной памяти информация сохраняется вдолговременной. Долговременная память — это память-хранение, память-понимание. Ее объем и длительность безграничны. Она не связана с актуальным сознанием и всегда требует припоминания. Факторами долговременной памяти являются привычность материала, т. е. его повторяемость; контекст, в котором происходило запоминание; мотивация и углубление в изучаемый материал. Для длительного сохранения информации необходимо преподносить ее в различных контекстах и обеспечить проработку на разных уровнях.
Промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятьюзанимаетоперативная память. Ее функция — сохранение информации в течение заранее определенного срока. Выделяют также память о намерениях, или способность помнить, что необходимо сделать в будущем. В отличие от долговременной памяти в памяти о намерениях воспроизведение считается успешным, если только человек вспомнит о нем в нужное время и будет действовать согласно ему. Эти два вида памяти отличаются, кроме того, используемыми приемами запоминания. Способы воспроизведения намерения можно разделить на внутренние (умственные приемы напоминания себе о чем-либо в соответствующее время) и внешние (узелки на платке, записи в дневнике).
По степени волевой регуляции выделяют произвольную и непроизвольную память. Произвольная памятьтребует постановки цели, приложения волевых усилий, использования специальных приемов заучивания. К условиям организации произвольного запоминания можно отнести установку на запоминание; характер установки (установка на запоминание с указанием времени, в течение которого необходимо хранить материал в памяти); активную самостоятельную умственную или практическую деятельность; повторение.
К повторению предъявляются следующие требования: оно не должно быть сплошным во времени, повторение текста должно чередоваться с его воспроизведением; легкий материал желательно заучивать целиком без деления его на части; повторение необходимо начинать сразу после заучивания, так как материал активно забывается в первые десять дней после запоминания. Необходимо чередовать заучивание информации по гуманитарным и математическим дисциплинам во избежание интерференции, негативного воздействия ранее усвоенной информации на заучиваемую в данный момент. Заучивание следует завершать хотя бы за сутки до экзамена с учетом реминисценции, отсроченного воспроизведения. Дело в том, что лучше воспроизводится материал не сразу после заучивания, а спустя некоторое время, к примеру, через два — три дня. Рекомендуется использовать ассоциативные законы в ходе запоминания; применять логическую группировку (составление плана, придумывание заглавий и др.); структурирование материала (выделение главного в информации); языковое (предъявление информации привычными словами) и эмоциональное оформление материала.
Непроизвольное запоминаниене требует приложения волевых усилий, постановки цели, использования специальных приемов заучивания. Условиями организации непроизвольного запоминания являются интерес к объекту; наличие потребности в запоминании; новизна объекта, его редкость и неожиданность; связь новой информации с хорошо усвоенной ранее.
По объекту запоминания выделяют образную, словесно-логи-ческую, двигательную и эмоциональную память.
Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов предметов, явлений, воспринятых ранее. Выделяют ее подвиды: зрительную, слуховую, тактильную и др. Разновидностью образной памяти является эйдетическая память, ярко проявляющаяся в детском и юношеском возрасте. Это зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.
Словесно-логическая память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение слов и мыслей. Этот вид памяти присущ только человеку. Выделяют две формы запоминания слов и мыслей: механическое и осмысленное. При механическом запоминании не происходит осмысления заучиваемой информации, она запоминается в том виде, в котором изначально задана. При осмысленном запоминании человек выделяет в информации главное и запоминает только его. Осмысленное запоминание эффективнее механического. В качестве причин кажущегося низкого уровня развития словесно-логической памяти у детей выделяют бедный словарный запас и недостаточное развитие мыслительных операций.
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем. Этот вид памяти лежит в основе спортивных, трудовых умений и навыков.
Эмоциональная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение пережитых эмоций и чувств. Эмоциональная память играет большую роль в воспитании нравственного сознания человека.
Учитывая то, что ни один вид памяти не прекращает работы памяти других видов, учителю предписывается применять все способы запоминания поочередно. Так, при изучении иностранного языка желательно, чтобы учащиеся видели написанное учителем слово, слышали его произнесенным, повторяли и записывали его, чем обеспечивается точность и легкость усвоения.