Реклама как активный инструмент маркетинговых коммуникаций
Функции и виды рекламы Реклама как активный инструмент маркетинговых коммуникаций нацелена на формирование рыночного спроса за счет модификации поведения покупателей в рыночных сегментах в результате пропаганды потребительской ценности товара (услуги) и оперативной корректировки обратной связи.
Использование участниками рынка рекламы осуществляется с целью не только продвижения товаров, стимулирования сбыта, но и создания фирменного стиля, повышения качества обслуживания потребителей. Реклама выступает мощным стимулом успешного продвижения готовой продукции (услуги) к конечному потребителю.
В Законе Российской Федерации «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ дается следующее определение: «Реклама — распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц информация, направленная на привлечение внимания к объекту информирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Сущность рекламной деятельности определяется такими функциями рекламы, как:
· информативная — точное и правдивое информирование потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, месте приобретения, правилах потребления товара;
· социальная — воспитание в человеке разумных потребностей;
· стимулирующая — формирование спроса и стимулирование сбыта на продукцию предприятия с целью обеспечения бесперебойного сбыта произведенной продукции.
· увещевательная — воздействие на человека с целью побудить его приобрести те или иные товары или услуги;
· имиджевая — способствует созданию имиджа товара, т.е. индивидуализация продукта и выделение его из остальной массы конкурирующих изделий путем подчеркивания какой-либо свойственной только ему отличительной черты.
В практике российского предпринимательства различают следующие виды рекламы: товарная, престижная и социальная.
Товарная реклама направлена на увеличение объема продаж, прибыли, а также на расширение зоны рыночного присутствия организации.
Престижная реклама способствует созданию привлекательного имиджа организации в общественных кругах через демонстрацию заботы предприятия о потребителе, окружающей среде и пр.
Социальная реклама ориентирована на изменение отношений публики к какой-либо проблеме, на выработку новых социальных ценностей (борьба с насилием, охрана окружающей среды, здоровье нации и т.д.) для создания гармоничных отношений в обществе.
Классификация признаков рекламы. Современная классификация признаков рекламы, применяемых в отраслях и сферах предпринимательской деятельности, представлена на рис. 11.2.
Классификационные признаки рекламы отражают содержание рекламы, механизм ее воздействия на целевые сегменты потребителей с учетом охвата территории при активном использовании инструментов зрительного, слухового воздействия каналов по ее продвижению в режиме СМИ, масс-медиа. При этом надо помнить о важности роли PR-средств и паблисити, нацеленных на потенциальных клиентов в отдаленной перспективе и являющихся результативным дополнением к организации рекламных кампаний.
Рекламный процесс. Принципиальная схема рекламного процесса (рис. 11.3) включает четыре основных звена механизма коммуникационного процесса.
Рекламодатель — это юридическое или физическое лицо, являющееся заказчиком рекламы у рекламного агентства и оплачивающее ее. Основными функциями рекламодателя являются:
· определение товаров, нуждающихся в рекламе;
· определение совместно с рекламным агентством особенностей рекламирования товаров;
· формирование совместно с рекламным агентством плана создания рекламной продукции и проведения рекламных мероприятий;
· проработка совместного с рекламным агентством бюджета создания рекламы и проведения рекламных мероприятий;
· подписание договора с агентством на создание рекламных материалов, размещение рекламы в средствах ее распространения, проведение рекламных мероприятий и т.д.;
· помощь исполнителям в подготовке исходных материалов;
· предоставление технических и фактических данных продукции или услуги;
· технические консультации, утверждение макетов, рекламных материалов и оригиналов рекламы;
· оплата счетов исполнителя.
Рекламные агентства осуществляют взаимоотношения со средствами массовой информации, типографиями, студиями, создают рекламную продукцию на основе полученных заказов, разрабатывают планы комплексных рекламных кампаний, других рекламных мероприятий и пр.
Средство распространения рекламы — это канал информации, по которому рекламное сообщение доходит до потребителей. Достоинства и недостатки средств распространения рекламы представлены в табл. 11.1.
Потребитель — это тот, на кого направлено рекламное обращение с целью побудить его совершить определенное действие, в котором заинтересован рекламодатель.
Средство рекламы | Преимущества | Недостатки |
Газеты | Оперативность, многочислен- ность аудитории, высокая досто- верность, относительно низкие расходы на один контакт и др. | Кратковременность существо- вания; низкое качество вос- произведения; незначительная аудитория «вторичных читателей»; помещается рядом с рекламой других отправителей |
Журналы | Высокое качество воспроизведе- ния; длительность существова- ния; многочисленность «вторич- ных читателей»; достоверность; престижность | Временный длительный разрыв между покупкой места и появ- лением рекламы; соседство рекламы конкурентов |
Телевиде- ние | Широта охвата; многочисленная аудитория; высокая степень при- влечения внимания; сочетание изображения, звука и движения; высокое эмоциональное воз- действие | Высокая абсолютная стои- мость; перегруженность рекла- мой; мимолетность рекламного контакта; слабая избиратель- ность аудитории |
Радио | Массовость аудитории; относи- тельно низкая стоимость одного рекламного контакта | Ограниченность звукового пред- ставления; невысокая степень привлечения внимания; мимолетность рекламного контакта |
Печатная реклама | Высокое качество воспроизведе- ния; значительная продолжительность контакта у некоторых носителей (плакаты, настенные и карманные календари); отсут- ствие рекламы конкурентов на конкретном носителе и др. | Относительно высокая стои- мость, образ «макулатурное™» |
Наружная реклама | Высокая частота повторных кон- тактов; невысокая абсолютная стоимость; слабая конкуренция | Отсутствие избирательности аудитории; невозможность контакта с удаленными аудиториями; ограничения творческого характера |
Реклама на транспорте | Многочисленность аудитории; возможность надолго удержать внимание получателя (внутриса- лонная реклама); гибкость; воз- можность расширения географии целевой аудитории; широкий охват | Краткосрочность контакта (на- ружная реклама на транспорте); достижение только специфиче- ских аудиторий (работающие мужчины и женщины, поль- зующиеся общественным транспортом) |
Сувенирная реклама Интернет-реклама | Сувениры — утилитарные предметы, имеющие самостоятельную ценность; долговременность пользования сувенирами; высокая способность добиться благорасположения получателя; наличие вторичной аудитории Коммуникационный простор, интерактивность, четко определенные каналы доступа, сниженный коммерческий барьер, многочисленность аудитории, оптимальная прозрачность рынка, активные пользователи, возможность разбивки клиентов на группы, оперативная передача информации, возможность статистического анализа поведения пользователей, расширения функций системы | Слишком ограниченное место для размещения обращения; высокие расходы на единичный контакт; ограниченность тиража Не обеспечивает конфиденциальности информации, узкая целевая аудитория |
До последнего времени активными участниками рекламного процесса являлись только первые три звена, а потребителю отводилась пассивная роль элемента аудитории, подвергающейся рекламному воздействию. Теперь потребитель становится активным участником рекламного процесса, зачастую его инициатором. В современной рекламной деятельности потребитель выступает в качестве генератора обратной связи.
При установлении взаимоотношений между предпринимателями и другими участниками рекламного процесса заключается договор на оказание рекламных услуг. Так, в договоре между рекламодателем и рекламным агентством желательно указать:
· услуги, оказываемые рекламным агентством, включая разработку рекламной программы;
· перечень предметов рекламы и их характеристики;
· общий срок действия договора;
· ориентировочную общую сумму договора;
· порядок и сроки предоставления исходных данных, образцов предметов рекламы и их возврата;
· порядок и сроки представления на согласование рекламной программы;
· порядок и сроки согласования плана рекламных мероприятий, текстов, художественных оригиналов и сценариев;
· порядок и сроки представления отчетов о проведении рекламных мероприятий;
· условия имущественной ответственности сторон за нарушение порядка и сроков исполнения договоров;
· другие условия, которые рекламодатель и рекламное агентство считают необходимым предусмотреть в договоре;
· платежные и почтовые реквизиты участников договора. Требования к рекламе подразделяются на общие и специальные.
При этом общие требования предъявляются к рекламе всех видов, а специальные относятся к отдельным видам рекламы. Закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ предусматривает:
· запрещение рекламы в детских телепередачах продолжительностью менее 25 минут;
· ограничение спонсорской рекламы в детских передачах временем в их начале и перед окончанием;
· запрещение рекламы в религиозных передачах;
· при трансляции спортивных соревнований показ рекламы разрешается только в их перерывах или во время остановок;
· рекламная информация должна быть достоверной и добросовестной;
· реклама не должна содержать некорректных сравнений рекламируемого товара с товарами конкурентов, порочить их честь и достоинство или дискредитировать их товары;
· запрещение рекламы по технологии «зонтичных брендов»;
· ограничение звуковой рекламы на транспорте.
Организация рекламной деятельности. Организацию рекламной деятельности предприниматели должны осуществлять с учетом законодательно-правовой базы РФ.
В пункте 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) указаны три группы расходов на рекламу, которые принимаются как расходы в полном объеме:
· расходы на рекламные мероприятия, проводимые через средства массовой информации (СМИ), в том числе в виде объявлений в печати, передач по радио и телевидению, и телекоммуникационные сети;
· расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
· расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат-образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.
При содействии рекламы рынок становится более ясным и доступным, с различными вкусами и потребностями, с разным уровнем денежных доходов, с неодинаковыми традициями в отношении потребителя. Реклама, распространяя информацию о наличии товаров, условиях их покупки и потребления, участвует в формировании товарного предложения, а тем самым и спроса.
Реклама обеспечивает связь между производством и потребителем. С помощью рекламы поддерживается «обратная связь» целевым сегментом, что позволяет контролировать продвижение товара на рынке, создавать и закреплять у покупателя устойчивую систему предпочтений.
Российский рынок рекламных услуг. Российский рынок рекламных услуг представлен самыми разнообразными средствами, дающими организации возможность большого выбора в реализации своих коммуникационных задач.
Реклама в прессе играет важную роль в формировании коммуникационной связи с потребителем. В целях обеспечения коммуникационного эффекта читательская аудитория печатного издания и целевая аудитория коммуникационного обращения должны совпадать. Реклама в прессе обеспечивается публикациями в различных газетах и журналах, во всевозможных рекламных приложениях (или вкладышах издания).
Эффективность рекламы в прессе — результат действия множества факторов: тираж, объем реализации, рейтинг (общий объем аудитории), количественные характеристики читательской аудитории, регион распространения, периодичность выхода и др. Одним из более высокоэффективных носителей рекламы в прессе являются профессиональные специализированные издания. Например, в качестве разновидности рекламы в прессе для гостиницы «Салют» г. Москвы можно рассматривать рекламу в адресно-телефонных справочниках, таких, как: «Золотые страницы», «Адрес Москва», «Желтые страницы», «Бизнес-адрес», «Туризм и отдых», «Чук и Гек», «Отдых в России», «Лучшие гостиницы 2004 года», «Экспо Столица», «Ваш досуг» и др. Они характеризуются значительно большей долговечностью, а также наличием большой вторичной аудитории.
Расположение рекламного текста на рекламных полосах газеты, позволяющее акцентировать внимание на рекламном обращении, представлено в табл. 11.2.
Таблица 11.2
Просмотр рекламы в газетах[30]
Направление, | Номер рекламной полосы | ||||||
в котором удобно | |||||||
рассматривать рекламу | |||||||
По вертикали | |||||||
По горизонтали По диагонали | 12 4 | 24 8 | 20 4 | 28 4 | |||
По кругу или спирали Хаотично | 64 4 | 4 20 | |||||
Итого |
Большинство коммерческих предприятий для продвижения своих товаров и услуг используют печатную рекламу. К особенностям данного медиаканала относятся:
· относительная дешевизна;
· оперативность изготовления;
· некоторые носители (например, календари) позволяют обеспечить довольно длительный рекламный контакт с получателем;
· отсутствие информации о конкурентах на конкретном носителе и др.
Печатная реклама объединяет такие носители, как листовка, плакат, буклет, каталог, проспект, открытка, календарь и другие виды печатной продукции. В листовке предприятие представляет одностороннее или двухстороннее изображение (текст), помещенное на листе относительно небольшого формата. Каталог в основном используется предприятиями и организациями-партнерами для описания услуг и цен, буклет — для нанесения текста и иллюстраций, сфальцованный (согнутый) самыми различными способами.
Экранная реклама использует в качестве носителей информации видео- и киноролики, слайды и др. Видеоролик — это звуковой фильм, записанный на магнитной ленте. Киноролик — отснятый на кинопленке звуковой кинофильм, предназначенный для последующей «перегонки» на видео, передачи в эфир или демонстрации при помощи киноустановки.
Экранная реклама использует трансляцию видео- и кинороликов по каналам телевидения. По степени воздействия из всех средств информации в маркетинге на первом месте стоит телевизионная реклама, что обусловливается следующими причинами: одновременное визуальное и звуковое воздействие; явление рассматривается в движении, что обеспечивает высокую степень вовлечения телезрителя в происходящее на экране; личностный характер обращения; широкая аудитория.
Но нужно учитывать, что для достижения значительного эффекта рекламный ролик должен быть показан несколько раз. Через трансляцию одного телевизионного рекламного ролика можно реализовать не более одной рекламной цели: имиджевая реклама фирмы, реклама товарного знака или реклама отдельного товара (услуги). Совместить все в одном ролике практически невозможно. Не менее важное значение играет и правильное размещение ролика с точки зрения целевой аудитории. Из вышеизложенного вытекает, что ошибки в позиционировании рекламы на телевидении значительно снижают ее эффективность и рентабельность.
Все чаще коммерческие организации отдают предпочтение радиорекламе, так как она — одно из наиболее прогрессирующих направлений коммуникационной деятельности. К достоинствам радио как средства передачи информации следует отнести широкий формат частотности, избирательность, охват, а также живой характер обращения, оперативность, относительно невысокий уровень рекламных тарифов. К недостаткам рекламы на радио можно отнести ее мимолетность, а также ограничения, связанные только со звуковым представлением рекламируемых товаров.
Для создания имиджа или в качестве напоминания многие предприятия используют наружную рекламу. Основными носителями наружной рекламы следует назвать рекламные щиты, вывески на остановках, электронно-механические щиты с периодически сменяющимися изображениями, световые короба, световые короба на опоре, стационарные панно на зданиях, пространственные конструкции и др.
Наружная реклама — медиаканал, который доносит информацию до получателей при помощи отпечатанных типографическим способом плакатов, рисованных щитов и световых табло, устанавливаемых в местах наиболее оживленного уличного движения, а также вдоль шоссейных и железных дорог.
Преимуществами наружной рекламы является широкий охват аудитории, частотность, гибкость, относительно невысокая стоимость одного контакта и высокий уровень воздействия на аудиторию. К недостаткам канала надо отнести большие сроки, необходимые на проведение кампании с его использованием. Носители наружной рекламы подвергаются воздействию атмосферных явлений, что требует постоянного контроля их состояния.
Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламного воздействия, так как предоставляют очень широкие возможности демонстрации рекламируемых услуг для установления прямых деловых контактов с непосредственными покупателями, а также с предприятиями оптовой и розничной торговли. Особенно эффективны выставочные мероприятия в сочетании с комплексом сопутствующих рекламных мероприятий (рекламная кампания в прессе, проведение презентаций, пресс-конференций, «круглых столов» и т.п.).
Фирменные упаковочные материалы — немаловажный фактор, определяющий оценку рекламных сувениров клиентам и деловым партнерам. К фирменным упаковочным материалам относятся фирменная упаковочная бумага и коробки для подарков и сувениров, а также различные фирменные папки, карманы для деловых бумаг, фирменная клейкая лента для упаковки посылок и бандеролей.
Интернет — новое средство коммуникации, представляемое коммуникационной моделью «многие — многим», в основе которой лежит pull-модель получения информации потребителями. Кроме того, Интернет является гипермедийным способом представления информации, значительно отличающимся от традиционных средств массовой информации интерактивной природой, высокой гибкостью и масштабностью информации.
В опубликованном отчете The Global Market Forecast for Internet Usage and Commerce утверждается, что за ближайшие четыре года в on-line выйдет 15% населения Земли.
Современным средством информации в маркетинговых коммуникациях является web-сайт. С точки зрения маркетинга сайт — это набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с одним или несколькими сегментами целевой аудитории. Для того чтобы пользователи узнали о сайте (компания, товары, услуги) рекламодателя, последний размещает на популярных и тематических сайтах или в рассылках свое рекламное обращение.
Web-сайт при сохранении большинства преимуществ телевизионной рекламы во многом избавлен от ее недостатков. Благодаря современным технологиям на сайте могут быть размещены анимационные ролики, звук, кроме того, качество изображения у любого монитора намного лучше телевизионного, а значит, конечный пользователь увидит более четкую и яркую картинку. При этом владелец сайта не ограничен в объеме предоставляемой информации, может более последовательно и подробно изложить все преимущества и характеристики предлагаемых товаров и услуг, провести на сайте комплексную рекламную акцию по продвижению как фирмы, так и отдельных товарных знаков, товаров, видов услуг. Если телевизионная реклама транслируется короткий отрезок времени большой аудитории, сайт единовременно показывается относительно небольшому числу посетителей, но не органичен ни по количеству показов, ни по времени суток.
Необходимо отметить, что один посетитель сайта организации более для нее значим, нежели один телезритель, просмотревший телевизионную рекламу, так как посетители сознательно предпринимают определенные действия, чтобы получить нужную им информацию (либо через поисковую систему, либо по заранее известному адресу, либо с другого сайта), в то время как телезритель получает рекламу «в нагрузку». Для получения максимального рекламного эффекта крупные корпорации используют комбинированные виды рекламы, например показ рекламного телевизионного ролика с указанием ссылки на сайт фирмы. Это позволяет получить больший охват аудитории потребителей и сэкономить дорогое эфирное время размещением основной информации на сайте.
Материальная основа интерактивных коммуникаций (IK) — компьютеризированные коммуникации между участниками сети, включающие аудио- и видеоаппаратуру, кассеты, записи, компьютеры, вычислительную технику, оргтехнику, электронную почту, электронные бюллетени деловых новостей, электронные доски объявлений, сетевые конференции, информационный сервис.
Отличительная особенность интерактивных коммуникаций — это возможность свободного доступа к любому месту, исполнителю, что повышает мобильность, гибкость и эффективность коммуникационных связей, и в конечном счете они являются решающим фактором коммерческого успеха любой корпорации.
Планирование рекламной кампании в сети Интернет
Рекламная кампания в сети Интернет — это управляемый процесс передачи информации потребителям с быстрой корректировкой интенсивности показов, фокусировки рекламы непосредственно в момент проведения рекламных мероприятий. К самой значительной особенности интернет-рекламы можно отнести возможность анализировать эффект от рекламных мероприятий в режиме реального времени.
Рекламная кампания в сети Интернет нацелена на:
· создание благоприятного имиджа фирмы или товара/услуги;
· обеспечение доступности информации о фирме или продукции;
· реализацию всех возможностей представления информации о товаре: графика, звук, анимация, видеоизображение и др.;
· оперативную реакцию на рыночную ситуацию: обновление данных прайс-листа, информации о фирме или товарах, анонс новой продукции;
· активизацию продажи товаров через сеть Интернет.
Этапы проведения рекламных кампаний. Комплексное проведение рекламных кампаний в сети Интернет включает в себя следующие этапы.
Этап 1. Предпроектное исследование и стратегическое планирование. Работу следует начинать с тщательного анализа целей и задач, которые необходимо реализовать как непосредственно в сети Интернет, так и в бизнесе в целом. На этой стадии происходит определение целесообразности использования сети для решения поставленных задач. Следует выделить максимально исчерпывающую информацию об особенностях и конкретных преимуществах рекламируемого продукта, долгосрочных и краткосрочных целях рекламной кампании, целевой аудитории заказчика. После установления целевых ориентиров необходимо нарисовать портрет потенциального потребителя.
Этап 2. Исследование целевой аудитории в сети Интернет, динамика ее развития, тенденция изменения демографического состава. Так, регулярная аудитория сети Интернет в России более 1 млн человек (2,7% от взрослого населения), эта цифра удвоилась за последние два года:
33% от этой цифры составляют москвичи (5% от взрослого населения), 12% — жители Санкт-Петербурга, 12% — Урала, 10% — Поволжья, 8% — Западной Сибири;
возрастное деление: 16—19 лет — 15,7%, 20—24 года — 21,1%, 25-34 года - 28,8%, 35-44 года - 20,2%, 45-54 года - 11,7%;
образование: 68% — высшее, 28,5% — среднее, 3,2% — неполное среднее;
31,1% являются квалифицированными специалистами с высшим образованием, 15,1% — руководителями высшего звена, 14,3% — технический и обслуживающий персонал, 7,0% — руководители среднего звена[31].
Таким образом, можно заключить, что быстро растущая аудитория сети Интернет — область повышенного интереса для большинства рекламодателей, так как это молодая, прогрессивная, инновационная, образованная и высокодоходная часть целевой аудитории.
Этап 3. Составление медиатана, в котором указывается следующая информация: место размещения рекламы и периодичность ее показа; используемые форматы рекламы (графика, текст); текст рекламных модулей; предполагаемый эффект от планируемых мероприятий.
Этап 4. Регистрация в поисковых системах, каталогах и рейтингах, которая может содержать следующие мероприятия.
1. Регистрация сервера на поисковых машинах. Даже если не предпринимать никаких действий, новый сервер рано или поздно
попадет в поле зрения поисковых машин и будет проиндексирован,
т.е. в базу данных поисковой машины будет включена информация о страницах сервера и ключевых словах, соответствующих этим страницам. Тем не менее лучше проявить инициативу и зарегистрировать новый сервер в поисковых машинах, дав тем самым указание поисковым машинам проиндексировать ваш сервер в первую очередь. Сервер можно считать готовым к регистрации, когда его архитектура в основном устоялась и кардинальных изменений в ближайшем будущем не ожидается.
2. Размещение бесплатных ссылок в каталогах, которые используются посетителями сети Интернет для поиска необходимой им информации. Каталоги представляют собой иерархические базы данных, организованные по предметным областям. В отличие от поисковых машин информация в каталоги попадает только по инициативе создателей web-серверов через регистрацию. Необходимо добавлять свой сайт в большое количество каталогов. При этом требуется указать название сайта, его описание, ключевые слова для поиска, раздел каталога (рейтинга), пароль, свое имя, e-mail и пр.
Наиболее популярны следующие каталоги и рейтинги:
http://www.rambler.ru.
http://www.aport.ru.
http://www.yandex.ru.
http://www.rax.ru.
3. Регистрация на тематических Jump Station. Такие сервера обычно содержат сотни и даже тысячи ссылок и очень популярны в качестве отправных точек для поиска информации по определенной теме, поэтому размещение на таком сервере ссылки на сервер может быть полезным для увеличения количества посетителей сервера. Регистрация в поисковых машинах, web-каталогах и тематических Jump Station происходит совершенно бесплатно, поскольку основной доход создатели таких серверов получают от размещения на нем рекламных объявлений. Популярностью пользуются размещение ссылок на других серверах и публикация на других серверах материалов, содержащих ссылки на сервер.
4. Участие в работе телеконференций, аудитория которых представляет потенциальных потребителей продукции, — это хорошая возможность рекламы собственного сервера. То же самое относится к спискам рассылки. Можно отправить сообщение о своем сервере в тематические списки рассылки, соответствующие области деятельности вашей компании.
В целом можно выделить три основных способа попадания посетителей на web-сайт компании: он может быть обнаружен с помощью поисковых машин; на сайт можно перейти по гипертекстовым ссылкам; о нем можно узнать из других источников информации, в том числе традиционных (газеты, журналы, радио и т.д.).
Этап 5. Выбор носителя рекламы в глобальной сети Интернет. Важнейший маркетинговый инструмент в сети Интернет — web-сайт, от реализации которого зависят успех бизнеса в Интернете и отдача от проводимых здесь рекламных мероприятий. Основными формами рекламных обращений в сети Интернет являются: баннеры, текстовые блоки, байрики, рекламные вставки (interstitials), мини-сайты и коллажи. Все перечисленные формы рекламного обращения принято называть в сети Интернет рекламными носителями. Самым распространенным носителем остается баннер.
Баннер представляет собой прямоугольное графическое изображение в формате GIF или JPG. Оба формата позволяют минимизировать размер файла (что очень важно для баннеров), однако гораздо чаще используется именно GIF. Этот графический формат несколько хуже, чем JPG, передает фотореалистичные изображения, но гораздо лучше отображает графику и текст. Кроме того, GIF позволяет применять анимацию, что делает баннер более эффектным, привлекающим внимание и информативным. На рисунке 11.4 представлен пример носителя интернет-рекламы — баннер.
Следует отметить роль баннера как средства имиджевой рекламы. По-настоящему эффективный баннер должен быть хорошо выполнен художественно и технически, а также быть оригинальным (запоминаться), возможно, быть интригующим (пробуждать любопытство), но одновременно давать представление о характере рекламируемого сервера/услуг и создавать их положительный имидж.
Для рекламных носителей в Интернете прекрасно работает формула AIDA (attention, interest, desire, action), известная в традиционной рекламе. Формула представляет собой последовательность задач, стоящих перед рекламным обращением: «Attention — привлечение внимания к рекламному обращению».
Если пользователь не обратит внимания на рекламу в течение хотя бы доли секунды, эффект от проведения рекламы практически нулевой. За привлечение внимания отвечает как место размещения, так и само рекламное обращение: насколько оно заметно и контрастирует с окружением. Необходимо использовать яркие цвета: они привлекают к себе взгляд пользователя. Как пишут некоторые специализированные издания, голубой, зеленый и желтый цвета предпочтительней, чем белый, красный и черный.
Следует подобрать оптимальное сочетание цветов для баннера. Отечественные аналитики выделяют следующие виды распространенных цветовых сочетаний в порядке постепенного ухудшения восприятия их пользователем.
1) «синий на белом» | 7) «красный на белом» |
2) «черный на желтом» | 8) «оранжевый на черном» |
3) «зеленый на белом» | 9) «черный на пурпурном» |
4) «черный на белом» | 10) «оранжевый на белом» |
5) «зеленый на красном» | 11) «красный на зеленом» |
6) «красный на желтом» |
Для создания рекламного баннера можно рекомендовать следующие программы.
1. Unlead Gif Animator. К ее достоинствам следует отнести удобство интерфейса, наличие множества спецэффектов. Недостаток — отсутствие полноценной поддержки русского языка.
2. Cool movies banner creator, достоинством которого является возможность создания flash анимации, маленький размер получаемого баннера, недостатком — сложность создания изображения.
3. CofteeCub banner workshop с выделением такого достоинства, как низкая стоимость программы, множество готовых шаблонов. Недостатком данной программы являются ограниченные возможности создания анимации.
4. Macromedia Flash. Достоинства — поддержка всех существующих стандартов flash анимации, большое количество эффектов, возможность плавного перетекания объекта из одной формы в другую.
5. Adobe Photoshop. Данная программа не является специализированной, но она поддерживает все необходимые функции для создания баннера.
Текстовый блок (text-block) занимает особое место в числе рекламных носителей сети Интернет. Используется текстовый блок как на we6-canrax, так и при рекламе в рассылках (рис. 11.5). У текстовой рекламы есть очевидные преимущества: она быстрее грузится, ее видят пользователи с отключенной в браузерах графикой, текстовый блок ассоциируется у посетителей не с рекламой, а с рекомендациями ведущих сервера, что создает ему больший кредит доверия. В силу специфики текстовых блоков особых стандартов для них не предусмотрено. Существуют лишь ограничения по размеру текста. Например, текстовый блок с форматом 5 строк по 72 символа преимущественно используется в почтовых рассылках, текстовый блок с форматом до 50 символов преимущественно используется на сайтах.
Байрик — минимизированная web-страничка, раскрывающаяся в виде окошка поверх основного браузера, пример которого представлен на рис. 11.6. На байрике можно помещать текст, изображение, Cgi-формы и т.д. В общем он представляет собой полноценную html-страничку, но небольшого размера. Байрики не стали распространенным форматом в связи с жалобами пользователей, раздраженных выскакивающими помимо их воли вездесущими бариками.
Вставка (Interstitials) — еще один рекламный носитель, так и не получивший широкого распространения. Пользователь на фоне загрузки сайта издателя наблюдает короткую, но растянутую на весь экран браузера рекламную заставку рекламодателя. Если он не кликнет по заставке мышкой, «рекламная пауза» благополучно кончится, и пользователь получит доступ к сайту издателя. Если он щелкнет по вставке, то попадет на сайт рекламодателя. Такой вид рекламы вызвал целый ряд нареканий из-за вынужденного времени просмотра рекламы.
Мини-сайт представляет собой, как правило, одну или несколько html-страниц, размещенных на стороне web-издателя (рис. 11.7). Мини-сайт, как правило, посвящен конкретной маркетинговой акции, товару или услуге. При этом рекламодатель может отдельно иметь свой большой корпоративный сайт (второй вариант применения мини-сайтов).
Коллаж отличается от мини-сайта тем, что информация рекламодателя не располагается обособленно на отдельной странице, а является фрагментом одной или нескольких страниц web-издателя, гармонично вписываясь в контент сайта. Вследствие интеграции с контентом web-издателя коллаж, состоящий из графики, текста, Cgi-форм и т.д., практически никогда не остается незамеченным.
Рекламные носители в сети Интернет имеют большое разнообразие. Так, например, рекламный баннер и текстовый блок можно представить как вывеску, характеризующую товар или услугу. С другой стороны, такие носители рекламы, как байрики и вставки, не имеют аналогов в традиционных средствах рекламирования.
Этап 6. Запуск рекламной кампании. Характерным отличием проведения рекламных кампаний средствами Интернет являются достаточно высокие требования к технической квалификации сотрудников, ответственных за проведение различных рекламных мероприятий, которые должны иметь представление об используемых поисковыми машинами алгоритмах и их связи с семантикой языка гипертекстовой разметки страниц. Поэтому совершенно естественно для организаций предпринимательских структур обращаться к услугам специализированных агентств, предлагающих платные услуги по проведению рекламных кампаний.
Этап 7. Ведение рекламной кампании. В процессе ведения рекламной кампании необходимо осуществлять исполнение и координацию предусмотренных графиком мероприятий, мониторинг хода кампании и оперативные корректировки. Следует постоянно отслеживать выполнение издателями своих обязательств, корректировать ход рекламной кампании. Коррекция осуществляется за счет оперативного изменения фокусировки баннерных сетей или переноса акцента на более эффективную баннерную сеть, замены баннеров, размещенных на рекламных площадках, на более эффективные или новые и т.д.
Необходимо регулярно изучать промежуточные сводки по ходу рекламной кампании для оперативного изменения направления кампании и ее бюджета.
Этап 8. Анализ блоков рекламной кампании через оценку общего результата рекламной кампании в сети Интернет и определение эффективности каждого задействованного в ней направления, рекламной площадки, метода и рекламного носителя.
Результаты рекламной кампании важны для непосредственной оценки степени решения поставленных задач, их анализ позволит производить корректировку и оптимизацию общей интернет-стратегии, методов воздействия на аудиторию, других маркетинговых мероприятий. Данная оценка позволит сделать выводы о целесообразности продолжения рекламы, о возможных способах оптимизации проведения рекламных акций (смещение акцентов на те либо иные сайты, рекламный креатив), о размере будущих бюджетов на рекламу, о необходимости модернизации существующего сайта заказчика.
Таким образом, отчетность и анализ позволит не только оптимизировать последующие рекламные мероприятия, но и выявить многие другие факторы, являющиеся важными для максимально успешного использования Интернет в рекламной работе организации.
Рекламный бюджет в сети Интернет. Формирование рекламного бюджета в сети Интернет осуществляется с учетом «ценовых моделей размещения рекламы».
1. Фиксированная плата (Flat Fee Advertising), т.е. размещение рекламы без учета количества показов и нажатий. По своему типу данная ценовая модель похожа на размещение щитовой рекламы на улицах города, где оплата также идет из расчета на время — за неделю, месяц и т.д. Один день размещения рекламы на таких поисковых машинах, как www.yandex.ru, www.aport.ru, www.rambler.ru, колеблется от 3000 до 4500 долл.
Стоимость за тысячу показов рекламы — наиболее распространенная ценовая модель в сети СРМ (Cost per thousand, М — римская цифра тысяча). Здесь расчет идет за количество показов, подсчет которых ведет программа. Система считает, что показ был осуществлен, если браузер пользователя загрузил баннер, но сам пользователь может его так и не увидеть. Стоимость показа рекламного послания на поисковых машинах составит 50 долл. за тысячу показов, на сайтах радиоэлектронной направленности — 30 долл. за тысячу показов. Все последующие ценовые модели являются уникальными и не находят аналогов в традиционной рекламе. Они основываются на данных по взаимодействию пользователя с рекламой, web-сайтом и другими механизмами, включая системы размещения заявок и заказов.
Стоимость за тысячу кликов — СРС (cost per click). Ценовая модель, при которой рекламодатель платит непосредственно за нажатия на свою рекламу. В Рунете у серверов, имеющих отношения к электронике, СРС обычно составляет
200—300 долл. за тысячу кликов. Не следует путать СРС со стоимостью за посетителя (CPV). Количество кликов может быть больше, чем количество привлеченных этими кликами посетителей, потери могут составлять до 50%. Клики учитываются на стороне (сайте) издателя, посетители — на стороне рекламодателя.
Стоимость за тысячу посетителей — CPV (cost per visitor). Данная ценовая модель аналогична СРС, но более сложно поддается подсчету (учет можно вести только непосредственно на стороне рекламодателя) и поэтому практически не получила распространение.
Рекламодатель ведет расчет с издателем, разместившим рекламу за конкретные действия привлеченных посетителей — CPA (cost per action). Так, например, расчет может производиться за количество заполненных анкет, подписки на определенные сервисы, заполнение заявок и т.д.
Рекламодатель ведет расчет с издателем, разместившим рекламу, базируясь на продажах привлеченным посетителям — CPS (cost per sale). Принцип похож на CPA и используется преимущественно в партнерских программах. Отличием является фиксация не только совершения покупки, но и непосредственно суммы покупки. Соответственно оплата — не фиксированная цена действия, а процент от продаж. Данная ценовая модель может быть использована при электронной торговле в качестве одной из мер стимулирования посредников.
С точки зрения издателя, наиболее «безопасная» — первая модель, менее всего — последняя, так как в первом случае (Flat Fee) он гарантированно получит за определенное время оговоренную сумму, во втором случае СРМ он уже зависит от посещаемости своего сайта, в третьем (СРС) — еще и от исполнения рекламы и характера предлагаемой услуги, в последнем (CPS) — как от всех вышеперечисленных факторов, так и непосредственно от уровня реализации в интернет-магазине рекламодателя, конкурентоспособности цен в магазине и от множества других факторов. Рекламодатель находится в аналогичной ситуации, но для него с точки зрения безопасности ценовые модели нужно расставить в обратном порядке.