Социально-психологические особенности развития группы
Важной проблемой для социальной психологии является проблема развития группы. Впервые идеи развития группы были отражены в теории психоанализа З. Фрейда, особенно в его работе «Групповая психология и анализ Эго». Они построены на анализе процессов, происходящих в Т-группах, или группах тренинга.
В последнее время идеи развития группы получили освещение в работах Р. Морленда, Дж. Ливайна, которые ввели понятие «социализация группы», где аналогично социализации индивида происходит социализация группы. Существует система критериев оценки стадий развития группы: оценивание (целей группы, ее положения по отношению к другим группам, значение целей для членов группы), обязательства группы по отношению к членам, преобразование ролей членов группы. Важной идеей здесь является то, что группа представляется как динамическая система, что она развивается не в вакууме: на ее изменения влияет характер культуры, общественные отношения и т.д. Вторым аспектом исследования развития группы является проблема соотношения коллективизма-индивидуализма. Индивидуализм как ценность характерен американской культуре (ориентация на индивидуальные цели, а не групповые, определенная закрытость личности, низкая оценка группы для существования индивида в ней). Коллективизм присущ традиционным обществам (позитивное отношение к целям группы, уважительное отношение к уравнительским тенденциям в распределении, большая открытость в общении и т.д.).
Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. В работах К. Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив является специфической формой организации людей социалистического общества. Такая форма общности не возможна при наличии антагонистических классов, коллективный труд должен основываться на общественной собственности на средства производства. Согласно Марксу, буржуазное общество знает лишь «суррогат коллективности». В нашем обществе очень широко было использовано понятие «коллектив», оно практически относилось к любой социальной группе людей. Что объединяет людей в коллектив? Очень много полезного в решении этого вопроса можно найти в педагогических работах А.С. Макаренко. Он отмечал, что не всякая совместная деятельность является признаком коллектива, а только социально-позитивная деятельность. Коллектив объединяется общей направленностью деятельности, общностью поставленной целью. Становление коллектива осуществляется поэтапно. Коллектив не является некоторой замкнутой организацией, он включен в систему общественных отношений, существующих в обществе, а поэтому его успехи зависят от степени согласованности интересов коллектива и общества. Итак, выделяются несколько основополагающих характеристик коллектива: объединение людей во имя достижения социально-одобряемой цели, наличие добровольного характера объединения, целостности, возможности развития личности вместе с коллективом.
В отечественной психологической науке существуют несколько моделей развития группы, которые фиксируют определенные уровни или стадии в развитии.
Одна из моделей представлена А.В. Петровским. Группа состоит из трех страт, основывающиеся на своих принципах, на которых строятся отношения между членами группы. В первом страте реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; второй страт характерен совместной деятельностью; третий страт, который получил название ядро группы, характерен выработкой единой цели групповой деятельности, это и дает основание говорить о группе как коллективе. Доказать степень развития совместной предметной деятельности можно при помощи трех критериев: а) оценка выполнения группой основной общественной функции, то есть успешное участие в общественном разделении труда, б) оценка соответствия группы социальным нормам; в) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности полноценного развития личности.
В этой связи интересной является проблема отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам.
Выделение проблемы коллектива в социальной психологии в самостоятельный раздел имеет большое методическое значение. Выявление специфики коллектива как социальной группы, позволяет применять в социальной психологии принцип деятельности. Гипотеза о том, что группа выступает субъектом деятельности нашла свое экспериментальное подтверждение. Именно в групповой деятельности формируются такие представления как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель. Анализ коллектива дает возможность ликвидации разрыва между исследованиями групп и исследованиями процессов. Рассмотрение коллектива как особый уровень развития группы дает возможность построения новой классификации групп. Введение понятия коллектив способствует исследованию очень сложной проблемы: взаимоотношение группы и личности.