МИКАДЗЕ Ю. В., КОРСАКОВА Н. К. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С НЕУСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ.
С. 5 — 7. «Затруднения в учебе в ряде случаев могут быть вызваны недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. Можно выделить две основные причины, следствием которых является такая несформированность.
Первая из них связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребенка. Следствием этой причины является незавершенность формирования функциональных систем психики, недостаточная «зрелость» психических процессов, отличающаяся от характерной для данного возрастного периода («ирреизмерность психического развития» — ИПР). Смысл, вкладываемый в термин «ирреизмерность», означает отклонение от нормы, неподчиненность определенному положению, порядку, неравномер-
ность, возникающие в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и не связанные с какой-либо патологией мозга или психики ребенка.
Вторая причина, занимающая особое и статистически значимое место в связи со школьной неуспеваемостью, соотносится с так называемыми минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Следствием этой причины является изменение функционирования мозга в целом и (или) отдельных его структур... По данным различных авторов, количество детей с ММД составляет до 30% в популяции. Возрастание количества детей с ММД во всем мире привлекает внимание различных специалистов, в том числе психологов.
У детей с ММД в условиях нагрузок, связанных с адаптацией к учебному процессу, может иметь место и такая форма декомпенсации, как регресс некоторых недостаточно сформированных и закрепленных в индивидуальном опыте психических функций. Указанный регресс может возникать и нарастать также у детей с ИПР при отсутствии условий для процесса нормального формирования психических функций. Накопленные к настоящему времени данные позволяют говорить о том, что подобная декомпенсация обнаруживается и приводит к сбоям в учебной деятельности не только (и не всегда) у детей 6—7 лет, но и позднее — в возрасте 9 и 11 — 12 лет.
Следует отметить, что в данную «группу риска» могут попасть дети, ранее справлявшиеся с учебной программой.
Выявление ММД и ИПР у детей в младших классах проводится с помощью нейропсихологического метода исследования, который позволяет одновременно оценить функциональное состояние мозга в целом и его отдельных структур, а также состояние отдельных психических функций.
Память может выступать в качестве базисной функции в диагностическом нейропсихологическом обследовании в силу следующих ее особенностей:
— обладает высокой сензитивностью к изменению функционального состояния мозга;
— является интегративной для ряда других психических процессов;
— достаточно хорошо изучена в общепсихологическом контексте, с точки зрения связи различных параметров памяти с работой определенных структур мозга;
— удобна для количественной оценки;
— значима в контексте учебной деятельности».
Задание № 2. Эксперимент. Исследуйте слухоречевую память с помощью одного из субтестов методики нейропсихологического обследования
Стимульный материал: слова — зима, поле, снег, река, лед, зверь, птица.
Инструкция испытуемому: «Я прочту тебе семь слов. Ты должен их запомнить в том же порядке, в котором они даны. Старайся запомнить как можно больше, но не забывай, что важно и то, как они следуют друг за другом».
В случае неуспеха при воспроизведении дополнение к инструкции: «Молодец, ты хорошо начал, но вспомнил не совсем точно. Я еще раз прочту слова, а ты постарайся запомнить еще лучше».
Инструкция после завершения запоминания: «Молодец, ты хорошо запомнил. А сейчас объедини слова в том же порядке так, чтобы получился рассказ».
Анализ результатов
Параметр 1 — сохранение порядка предъявления стимулов.
Определяется по количеству перестановок элементов стимульного ряда (ошибок порядка) в непосредственных воспроизведениях.
Анализируются два типа ошибок: ошибки-перестановки, которые повторяются испытуемым без изменений в двух и более непосредственных воспроизведениях; неустойчивые ошибки-перестановки стимульного ряда при каждом воспроизведении.
Начисление баллов:
а) количество ошибок порядка подсчитывается отдельно по каждому непосредственному воспроизведению и по каждому типу ошибок;
б) учитываются результаты трех непосредственных воспроизведений. Каждая ошибка равна 1 баллу.
Текст рассказа анализируется и по его количеству использованных испытуемым не связанных друг с другом по смыслу отрезков текста.
Начисление баллов:
а) подсчитывается количество изолированных смысловых отрезков, которое соответствует количеству штрафных баллов. Если текст представляет один смысловой отрезок, то начисляется 1 балл; количество неиспользованных слов стимульного ряда соответствует количеству штрафных баллов; подсчитывается количество перестановок элементов, т. е. ошибок порядка.
Пример. Стимульный ряд: зима, поле, снег, река, лед, зверь, птица. Текст рассказа: «Снег падает с неба. На льду катаются ребята// По льду ходят люди// Звери любят воздух// Зимой дети катаются на лыжах// Маленькие звери растут// По небу летит птица// Течет ручей// Зимой выпадает снег//
Черточками разделены отдельные смысловые отрезки, которые не связаны друг с другом. Всего 8 отрезков, т. е. начисляется 8 баллов.
Использовано в тексте 4 слова стимульного ряда, утеряно 3 слова, т. е. начисляется 3 балла.
Порядок слов сохраняется: 1, 5, 6, 7, т. е. штрафных баллов нет. Общая сумма баллов по тексту для данного параметра равна 11 баллам (8 + 3 + 0).
Проинтерпретировать полученные данные, используя понятие о произвольном, осмысленном запоминании и внутреннем плане действий, описать индивидуальные и групповые особенности выполнения задания.
Испытуемыми могут быть как младшие школьники, так и студенты (для отработки техники обследования и процедуры анализа данных)».