Программы поведения в конфликте

Следует отметить, что поведение участников в первую очередь зависит от их интересов и целей, которые обязательно скрываются за их определенной позицией. Эти потребности и интересы в случае конфликта оказываются несовместимыми или противоположными.

Основным побудительным моментом, управляющим поведением человека, является мотив. Обычно потребности и интересы служат мотивами конкретных поступков. Потребности в чем-то, согласно классификации американского психолога, представителя гуманистической психологии А. Маслоу, подразделяются на: физиологические потребности в защите (безопасности), потребности в любви или причастности, потребности в признании, то есть в результатах социальной идентификации, потребности в самовыражении. Эти потребности человека складываются в определенную иерархию в зависимости от значимости определенной потребности для субъекта, достижимости ее в конкретной ситуации и на перспективу, количества и качества препятствий на пути ее удовлетворения. Причем многие потребности не осознаются субъектом как побудительная сила.

Интереспредставляет собой осознанную потребность, удовлетворению которой мешают конкретные препятствия. Субъективные интересы также слагаются в определенную иерархическую систему. В ней выделяются доминирующие (актуальные) и вспомогательные (потенциальные).

Система потребностей и интересов каждого человека состоит из трех уровней. Во-первых, это общие потребности и интересы, присущие всем людям, которые представлены в модели А. Маслоу. Во-вторых, это особенные потребности и интересы, присущие конкретному человеку как члену самых разных этнических, культурных, религиозных, партийных, корпоративных, демографических и др. социальных общностей. И третий уровень - специфические потребности и интересы конкретного человека, раскрывающие его индивидуальность и неповторимость.

Выявить потребности и интересы участников конфликта сложно, поскольку они могут быть как реальными и обоснованными, но и могут основываться на неадекватном понимании сложившейся ситуации. Решению этой задачи может помочь классификация интересов, предложенная отечественным конфликтологом А. Зайцевым, который выделил шесть групп интересов:

1) действительный интерес – интерес, фактически обоснованный и объективно отражающий положение субъекта в конфликтной ситуации и ее возможном завершении;

2) ценностно-ориентированный интерес - интерес, связанный с пониманием, как должно быть, и разногласиями по поводу возможных решений;

3) интерес, связанный с ограниченностью ресурсов;

4) завышенный интерес - интерес, связанный с переоценкой имеющихся сил и неадекватностью предъявляемых другим претензий;

5) гипотетический (надуманный) интерес - интерес, основанный на искаженном понимании своего положения в социальном конфликте;

6) транслируемый интерес – интерес, являющийся чужим, а не реальным интересом субъекта, который в данном случае является объектом манипулирования.

Своего рода потенциальной программой возможного поведения в конфликтной ситуации являютсяубеждения и ценностные ориентации участников противоборства. Нравственные, социально-политические, экономические, правовые, религиозные, эстетические убеждения и ценности помимо потребностей и интересов существенно влияют на выбор поведения в конфликте.

Кроме того, на развитие конфликта и ролевое распределение также оказывают большое влияние цели участников. В идеальном варианте они должны быть реальными, мотивированными и логически выстроенными. Каждый участник конфликта, как правило, имеет долгосрочные или стратегические и краткосрочные или тактические цели. Эти цели исходят не только из сложившейся конфликтной ситуации. Они выходят далеко за ее пределы. При этом тактические цели участника конфликта зачастую противоречат его долгосрочным целям. Однако краткосрочные цели более способствуют мобилизации усилий субъектов. Это связано с тем, что ожидаемый результат осязаем и выглядит легко достижимым. У участников конфликта существуют декларируемые и «теневые» цели. Под влиянием обстоятельств могут актуализироваться одни и уходить на «второй» план другие. Однако интересы и цели не являются абсолютными и неизменными выражениями намерений субъектов безотносительно к ситуации.

Следует отметить, что для возникновения конфликта недостаточно наличия ситуации, при которой интересы и цели сторон противоречат друг другу. Необходимым условием возникновения конфликта является наличие готовности к конфликтному способу решения сложившейся проблемной ситуации. Это установка на конфликт, которая оказывает сильное влияние на развитие ситуации и содержание взаимодействия.

Установки слагаются из эмоционально-образных, логико-нормативных и принципиально-волевых компонентов. По своему происхождению установки могут быть фанатичными, т.е. не учитывать ситуацию, ситуационными, т.е. конформными, и рефлексивными – сбалансированными. С точки зрения морали они носят нравственный, безнравственный или морально-нейтральный характер. Соответственно, правовой аспект предполагает наличие правовых, противоправных и юридически нейтральных установок.

Следует выделить четыре типичные программы поведения в конфликте. Во-первых, достижение цели за счет другой стороны и, тем самым, доведение конфликта до более высокой стадии. Во-вторых, подчинение другой стороне при некотором снижении уровня напряженности, но с сохранением самого конфликта, переведением его в латентную стадию. В-третьих, это мирное завершение конфликта, когда конфликтант, по возможности, уходит из опасной плоскости агрессивного взаимодействия. В-четвертых, это активное сотрудничество по выработке решения, удовлетворяющего обе стороны.

Выбор программы поведения в конфликте, несомненно, зависит от восприятия проблемной ситуации. Следует сказать, что любая жизненная ситуация обязательно отличается от ее восприятия людьми. Восприятие характеризуется определенным искажением, отражающим субъективное осознание реальности. В основе субъективного отражения действительности лежат индивидуальные особенности, жизненный опыт, уровень образования, направленность личности и присущие ей интересы, коммуникативные барьеры, а также многие другие факторы. Искажение же восприятия конфликтной ситуации еще более значимо, чем рядовых обстоятельств.

Можно выделить целый ряд факторов, от которых зависит степень искажения восприятия конфликтной ситуации. Несомненное влияние оказывает интеллектуальный потенциал и свобода мышления субъектов, качественные и количественные характеристики их опыта и кругозора, влияние негативных эмоций, психологические особенности субъектов - тип темперамента, особенности характера, их психические состояния - стресс, отклонения в здоровье, фрустрация. Важной представляется доступность объективной информации о ситуации, значимость целей субъектов в ее контексте, степень недопонимания людьми друг друга, психологическая готовность к самозащите от априорной агрессивности своего партнера.

Восприятие, отражая реальную ситуацию, создает несколько отличные от нее субъективные образы – это стереотипы сознания. Любой стереотип характеризуется схематичностью и упрощенностью образа. Как правило, стереотип воспринимается от других людей, т.е. он производится несамостоятельно. Стереотип отличается избирательностью восприятия, поскольку исходя из имеющегося стереотипа идет активный поиск фактов, подтверждающих образ, отрицание или интерпретация фактов, которые не вписываются в соответствующий образ. Стереотипное восприятие конфликтной ситуации сужает источники получения необходимой информации о ней, ограничивает поиск вариантов ее решения. Стереотип значительно повышает вероятность конфронтации. Он формирует неадекватную оценку как собственных возможностей, так и потенциала оппонента. Искажение восприятия конфликтной ситуации повышает вероятность неадекватного выбора модели поведения в конфликте.

Возможен рациональный выбор стратегии поведения в конфликте, когда у противоборствующей стороны имеется адекватная оценка альтернатив и результатов действий и иррациональный выбор, который делается без осознания всех возможных альтернатив и который приводит к неадекватным действиям.

Следует выделить типичные при выборе модели поведения в конфликте дилеммы. Дилемма – это затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями. Первая дилемма, которая не совсем типична для конфликтной ситуации, «стремление – стремления», когда нужно выбрать одну из двух привлекательных альтернатив. Вторая дилемма – «избегание – избегания» - это выбор из двух зол без приобретения чего-либо. В такой ситуации субъект старается понести наименьшие потери, сохранить имеющийся потенциал. Ситуация, когда одно и то же одновременно и притягивает, и отталкивает – дилемма «стремление - избегание». Четвертой дилеммой можно определить двойные «стремление - избегание». Эта ситуация более типична для ситуации конфликта. Она связана с комплексом противоречивых оценок ситуации, когда не в одной, а в нескольких усматриваются и положительные, и отрицательные стороны.

В рассматриваемых случаях существуют определенные закономерности разрешения внутренних противоречий. Тенденция стремления тем сильнее, чем ближе цель - градиент стремления. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе внушающий опасения объект - градиент избегания. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления. Опасность воспринимается сильнее, чем выгода от возможного противостояния. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная. Сила подкрепляемой тенденции реагирования возрастает вместе с количеством подкреплений. Повторяемость эпизодов конфликта существенно влияет на поведение участников.

Перечисленные тенденции в определенной степени позволяют объяснить выбор поведения участников конфликта. Однако выбор зависит как от психологических факторов (интеллектуальных, волевых, эмоциональных), так и совокупности внешних условий, куда могут включаться совершенно непредсказуемые и случайные.

Стадии конфликта

В своем развитии конфликт проходит несколько стадий, первой из который является латентная, т.е. скрытая, где присутствуют все элементы конфликта - участники, объект, предмет конфликта. Отсутствуют только внешние действия противоборствующих сторон.

В самой этой стадии можно выделить шесть этапов ее вызревания. Первый этап – возникновение объективной конфликтной ситуации - такого совпадения обстоятельств и человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между субъектами. Конфликтная ситуация складывается независимо от воли и желания сторон или же сознательно или несознательно формируется одной из сторон. Конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Объективное содержание конфликтной ситуации определяется происходящими в действительности событиями, а ее субъективное значение зависит от интерпретации происходящих противоборствующими сторонами событий. На втором этапе развития конфликтной ситуации идет объективное формирование ситуации противоречия интересов, целей или позиций нескольких субъектов. Третий этап - это осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации. Затем, уже на четвертом этапе, субъекты осознают обстоятельства, препятствующие удовлетворению их интересов. Эти препятствия могут вытекать из объективной ситуации, безотносительно к позиции других субъектов - потенциальных участников конфликта. Они могут быть как собственными личностными качествами, только внутренними, субъективными, так и объективными, персонифицированными, т.е. исходить от конкретного субъекта. На пятом этапе субъект конфликта осознает свои интересы и соответствующие препятствия другой стороны. На последнем, шестом этапе уже начинаются действия. Они предпринимаются одной из сторон для отстаивания своих интересов, которые ущемляют интересы другой стороны. Перечисленные этапы не обязательно чередуются в указанной выше последовательности. Некоторые из них даже могут выпадать, другие – повторяться.

Конфликт представляет собой форму взаимодействия и обязательно выражается в поведенческих действиях, а не только намерениях и замыслах. Поэтому следует подчеркнуть, что латентная стадия - это своего рода предтеча конфликта, которого еще нет, пока действует только одна сторона. Участники конфликта проводят лишь мысленные операции планирования своего поведения, обдумывания и прогнозирования развития конфликта.

Латентная стадия развития конфликта предоставляет возможность различными способами решить проблемную ситуацию:

- игнорирование ситуации и взаимный отказ от активных действий;

- неконфликтное решение противоречия асимметричным или симметричным способом;

- переход конфликтной ситуации в открытый конфликт.

Необходимым условием развития конфликтной ситуации является инцидент - повод, который использует одна из сторон для начала противостояния. Инцидент - подходящее по случаю основание, позволяющее без ущерба для собственной репутации или соотношения сил предпринять первый опыт реализации своего интереса в сложившейся ситуации. Повод для развязывания конфликта может как вытекать из ситуации, так и быть сознательно или неосознанно создан одним из участников.

Ответные действия другой стороны являются началом конфликта. Позиции сторон уже четко определились, и началось противостояние – следующая открытая стадия в развитии конфликта.

На этой стадии конфликт очевиден для всех его участников, их действия становятся практическими и приобретают внешнюю форму, включая использование средств массовой коммуникации, действия по захвату спорного объекта, угрозы, насилие и т.д. Еще одной характеристикой открытой стадии является осведомленность о конфликте третьих сторон, которые в разной степени влияют на его ход.

Конфликт приобретает устойчивость, когда все субъекты втянуты в его сферу и вынуждены подчиняться правилам, предписанным их ролям. Конфликтанты теряют личный контроль за развитием ситуации, свободу выбора лучшей альтернативы своей модели поведения, поскольку внутренняя логика социального конфликта заставляет субъектов следовать определенному сценарию.

Конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Сущность конфликта - это чередование внешних реакций, направленных на утверждение своих интересов и ограничение интересов противника. Условно все действия сторон подразделяются на основные и вспомогательные. Если основные действия непосредственно направлены на предмет конфликта, то вспомогательные играют подчиненную роль, обеспечивают выполнение основных. Если основные действия меняют или сохраняют существующие противоречия интересов, то вспомогательные сами по себе для решения проблемы не предназначены.

В свою очередь, основные действия разделяются на наступательные, которые направлены на прямое ущемление интересов противоборствующей стороны, и оборонительные, которые выполняют промежуточные, тактические функции. К первым можно отнести нападение на противника, повреждение его собственности, захват спорного объекта, изоляцию, изгнание, пленение противника и его сторонников. Ко вторым - удержание спорного объекта, самозащиту, защиту материальных ценностей от уничтожения, различные превентивные поступки.

В случае если участники конфликта не предпринимают адекватных усилий по прекращению противоборства, социальный конфликт стремительно «набирает обороты». Усиление социального конфликта выражается в разрастании его по «горизонтали» и по «вертикали». Горизонтальное разрастание конфликта - это увеличение количества участвующих в нем людей. Противоборствующие стороны формируют лагеря своих сторонников. Субъекты проходят путь от постороннего наблюдателя и сочувствующего к активному пособнику одной из противоборствующих сторон. Возможно изменение предмета конфликта, переход к новым, более глубоким противоречиям, дифференциация уже имеющихся проблем. Вертикальное разрастание конфликта - это закономерное обострение отношений. Идет увеличение враждебных действий сторон, т.е. эскалация противоборства. Ее механизм заключается в том, что действия одной стороны приводят к многократно усиленным ответным действиям другой, на что следует опять многократно усиленный ответ первой стороны и т.д. В такой ситуации найти виновных и невиновных практически невозможно. Задача контроля над конфликтом на открытой стадии сводится к недопущению втягивания в него новых участников и использованию новых ресурсов.

Как две формы эскалации конфликта в литературе обычно выделяют интенсификацию и усиление агрессивности поведения сторон. Интенсификация – это учащенность обмена агрессивными действиями между сторонами, сопровождающимися угрозами и взаимными обвинениями. Усиление агрессивного характера действий- это переход от претензий к обвинениям, затем к угрозам и блефу и так далее, вплоть до насильственных действий. Как правило, обе формы эскалации дополняют друг друга и закономерно приводят к отчуждению и поляризации сторон.

Существует две модели эскалации конфликта. Первая модель «нападение – защита».Ее суть выражается в предъявлении требований одной из сторон, на которые другая сторона отвечает действиями по сохранению существующего положения. Невыполнение требований и фактический отказ признавать их законность настраивают субъекта на выдвижение новых и более жестких требований. Ужесточение первоначальных требований свидетельствует о переходе к преимущественно нерациональному поведению. Это сопровождается возрастанием негативных эмоций. Вторая модель «нападение - нападение» более типична для социального конфликта и приходит на смену вышеизложенной модели, если конфликт пускают «на самотек». Ее суть выражается в обоюдном поочередном усилении агрессивности поведения сторон. В ответ на требования или обвинения выдвигаются свои более жесткие обвинения и требования. Находясь в «плену» отрицательных эмоций и потеряв способность логически мыслить, стороны демонстративно игнорируют даже вполне безобидные и законные требования. Ими руководит навязчивое желание наказать друг друга за совершенные проступки или крамольные мысли. Игнорирование требований или выдвижение контрпретензий является реакцией не столько на их содержание, сколько на форму подачи. Таким способом индивид защищает собственное достоинство и личностную состоятельность от неправомерных нападок другой стороны.

Конфликтологи выделяют пороги эскалации, прохождение которых означает новый виток спирали напряженности и безвозвратную потерю многих возможностей рационального решения проблемы с учетом желаний всех заинтересованных сторон.

Третья, последняя стадия развития конфликта – его завершение. Конфликт может быть исчерпан и разрешен примирением сторон либо прекращен ввиду выхода из него одной из сторон или ее уничтожением. Развитие конфликта может быть пресечено, либо конфликт может быть прекращен в результате вмешательства третьей стороны.

Следует различать такие понятия, как «завершение конфликта» и «разрешение конфликта». Завершение конфликта - это прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым это произошло. Это более широкое понятие, чем разрешение конфликта. Разрешение конфликта – это то или иное положительное действие участников, прекращающее противоборство мирными или силовыми методами. В этой ситуации намечаются тенденции к нормализации конфликта и его ликвидации - победа одной из сторон, истощение ресурсов и т.п. Возможны эпизодические вспышки противостояния. Агрессивные настроения подогреваются воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Однако постепенно вызревает решение предметной проблемы. Нормализуется эмоционально-волевая сфера взаимодействия.

Все конфликты изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения. Конфликт, как и любое социальное явление, не может длиться вечно, однако не следует пускать его на «самотек». Существует реальная опасность его срастания с другими конфликтами, что способно полностью разрушить ту или иную социальную систему.

Вопросы и задания

1. Приведите примеры рассмотрения конфликтов на психологическом, социологическом, политологическом и геополитическом уровнях.

2. На известных вам примерах охарактеризуйте три группы участников конфликта по степени их вовлеченности в конфликт.

3. На основе шести позиций, разработанных А. Зайцевым, выявите интересы участников известных вам конфликтов.

4. По четырем дилеммам приведите примеры выбора модели поведения в конфликте.

5. На известных вам исторических событиях раскройте содержание латентной стадии развития конфликта и его инцидент.

6. В чем различия между разрешением и завершением конфликта?

РАЗДЕЛ 3. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ,

Наши рекомендации