История развития медицинской психологии
Предмет и задачи медицинской психологии.
Медицинская психология - область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития.
Нейропсихологический анализ позволяет на основе клинических и экспериментальных данных показать изменения психологических процессов при локальных поражениях мозга. Патопсихологический анализ вскрывает закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни, осуществляя сопоставление патологических изменений с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. Основы психосоматики позволяют понять механизмы изменения в результате психосоматических и соматических заболеваний. Выявляя и систематизируя патологическую симптоматику и психологическую классификацию нарушений, медицинская психология позволяет разрабатывать программу коррекционных мероприятий в зависимости от характера повреждения и вести работу по их предупреждению, что позволяет решить важнейшую задачу современной практической психологии: психологическую коррекцию нарушений функций и вневрачебную помощь.
Цель: формирование представлений об общих закономерностях нарушений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития.
Задачи:
1. объяснить основные понятия медицинской психологии и нейропсихологии;
2. сформировать представления о феноменологии и динамике психических и поведенческих расстройств;
3. ознакомить с базовыми патопсихологическими и нейропсихологическими методиками. Предметом является психологические факторы связанные с возникновением диагностикой, лечением и профилактикой лечения. Основные задачи медицинской психологии таковы:
1. Изучение закономерностей психологии больного. Выявление критериев нормальной, измененной и болезненной психики. А так же изучение психологии врача и других медицинских работников. Изучение психологии общения больного и доктора, и психологической атмосферы в медицинском учреждении. 2. Влияние психики на физическое состояние пациента, и обратное влияние соматики на его психологическое состояние. 3. Медицинская психология изучает и личность человека, его индивидуальность, темперамент и характер. А также эволюцию ее становления и развития. 4. Изучает она так же такие аспекты как врачебный долг, врачебную этику и врачебную тайну.
5. Наравне с изучением личности, медицинская психология занимается изучением семейных отношений и половой жизни. 6. И психотерапию.
Разделы и отрасли медицинской психологии. Междисциплинарные связи медицинской психологии.
структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения.а) Клиническая психология( патопсихология, нейропсихология, психосоматика) (теория и практика психологической помощи); Б) Психология мед.среды; В)психология больного. А- изучает особенности психологической деятельности человека при катологических состояниях мозга связанных психическим или саматическим заболеваниям. Б- изучает закономерности нарушения и восстановления психических функций при различных поражениях головного мозга. В- изучает роль психических факторов в развитии соматических заболеваниях. Мед.психология имеет множество междисциплинарных связей, так как влияет все стороны жизнедеятельности человека. Психиатрия, психология здоровья, поведенческая медицина, клиническая нейропсихология.
История развития медицинской психологии.
История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов на природу сознания и всей духовной жизни человека. На заре науки (VI - IV вв. до н.э.) в философии уже отчетливо звучало натуралистическое направление мысли. Об этом можно судить по трудам Демокрита, Эмпедокла, Лукреция, Эпикура и др. Платон и Аристотель считали, что душа может существовать вне всякой связи с телом, ибо имеет божественное происхождение, следовательно, познать ее нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей.
В дальнейшем все более пристальное внимание стали уделять изучению отдельных свойств и качеств психической деятельности. Исследования человеческого рассудка, памяти, ощущений, ассоциаций и т.д. опирались в основном на метод самонаблюдения. Развитие науки, техники и искусств в эпоху Возрождения, естественно, привело к появлению новых веяний и в учении о душе и теле. Все чаще и чаще высказывались мысли о том, что «мышление есть свойство материи». Эволюционное учение, развитое Чарлзом Дарвином (1809—1882), оказало положительное влияние в отношении становления и развития науки о психике — психологии (этот термин стал общеупотребительным со второй половины XVIII века после работ Христиана Вольфа). Францем Галлем (1738—1828) проводилась параллель между строением черепа и особенностями психики человека, его способностями и личностными свойствами. Внимание психологов, как и психиатров, привлекли в дальнейшем работы венского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939), создателя одного из основных современных направлений психологии психоанализа, который всю психическую деятельность человека объясняет направляющим влиянием бессознательного, в особенности полового влечения. Много дал психологии экспериментальный метод, начало внедрения которого в психологию было положено Вильгельмом Вундгом (1832—1920). В 1874 году он выпустил книгу «Основы физиологической психологии, а в 1879 году основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Экспериментальные исследования позволяли достаточно подробно изучить память, внимание, восприятие, эмоционально-волевую сферу.
И.М. Сеченов, воспитанный на трудах мыслителей-гуманистов, создал свою теорию рефлекторной деятельности мозга и опубликовал в 1863 году труд «Рефлексы головного мозга». Первая экспериментально - психологическая лаборатория в России была открыта В.М. Бехтеревым в 1885 году при медицинском факультете Казанского университета. В 1896 году такая же лаборатория была организована в Москве в психиатрической клинике С.С. Корсаковым. В 1908 году А.Н. Бернштейн опубликовал первое в России руководство Клинические приемы психологического исследования душевнобольных», а в 1911 году вышел в свет «Атлас психологического исследования личности» Ф.Г. Рыбакова.
Уже в 1918 году был организован специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сферы, названный впоследствии Медико-педологическим институтом. Появилась новая профессия — клинический психолог. Советская медицинская психология развивалась главным образом в плане клинико-описательных и экспериментально-психологических исследований. Развитию медицинской психологии в значительной мере способствовали успехи общей психологии, в частности работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и др
4.Клинический и психологический подходы к изучению личности (взгляд врача-психиатра и медицинского психолога).
Существует множество определений личности. В зависимости от того, какого определения личности придерживается психолог, будет строиться патопсихологический эксперимент, подбираться определенные тесты.
Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты, интерперсональные связи и т.д.
Б. В. Зейгарник, описывая нарушения личности, акцентирует внимание на наиболее разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях, основанных на деятельностном системном анализе. При этом деятельность исследуется через анализ изменения мотивов. Специально проведенные исследования деятельности больных с патологией психики выявили нарушение структуры иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.
М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев рассматривают связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью больного. Они выделяют распад, деградацию личности в результате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Эндогенные заболевания (МДП и шизофрения) генетически детерминированы, однако особенности личности нередко являются одним из условий развития психоза. В динамике шизофрении, эпилепсии и органических заболеваний наступают изменения личности, характерные для данного заболевания.
Б. Д. Карвасарский выделяет следующие основные задачи исследования личности:
Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических болезней.
Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формировании клинических картин.
Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.
Разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.
Выделяют два основных метода исследования личности – клинический и лабораторный. 1)Первый основан на наблюдении за больным и беседах с ним, 2)второй предполагает использование разнообразных тестов.
Изучение истории жизни человека происходит с помощью "анамнестического”, или биографического, метода. Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но и со слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии.