Возникновение и история развития социальной психологии за рубежом
В истории социальной психологии можно отметить две даты ее возникновения. Одна из них обращает нас к древнейшим временам в истории человечества – тем эпохам, когда люди впервые задумались над проблемами, волнующими современных ученых. Другая относится к сравнительно недавнему прошлому, когда зародилась и стала развиваться современная теоретическая, экспериментальная и практическая социальная психология. Если наукой считать только ту систему знаний, которая отвечает новейшим научным требованиям, то древнейшую историю человечества в лучшем случае можно рассматривать лишь как предысторию научной социальной психологии, а XX век – как возникновение и начало развития современной социальной психологии.
Знания о человеческих взаимоотношениях возникали по мере накопления опыта совместной деятельности и общения людей. В древнейших государствах они уже не только существовали, но и широко использовались в практике. В частности, правители и представители религий того времени умело манипулировали массами людей, их сознанием и поведением с помощью знаний о закономерностях поведения людей в группе.
Относительно времени возникновения научной социальной психологии ученые придерживаются более определенного мнения, хотя и оно, конечно, не является единым. Большая часть специалистов говорит о том, что как самостоятельная наука социальная психология возникла во второй половине XIX века. Ее появление и признание связывают с двумя немецкими учеными, философами и лингвистами – М. Лацарусом (1824-1903) и Г. Штейнталем (1823-1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием «психология народов», проблематика которой близка к содержанию современной социальной психологии. Определенный вклад в развитие психологии народов своими трудами внес известный немецкий психолог В. Вундт (1832-1920). Он написал и опубликовал в начале XX века (1900 год и далее) десятитомный труд под названием «Психология народов».
Таким образом, история социальной психологии началась с выделения особой науки под названием «психологии народов» («этническая психология», «психическая этнография», «культурно-историческая психология»), которую в XIX веке почти одновременно стали разрабатывать представители разных наук: историки, философы, лингвисты, этнографы, и лишь позднее, уже к концу века, к ним присоединились психологи (в лице, например, В. Вундта и Г. Г. Шпета).
Развитие социальной психологии в Европе и Америке уже в конце XIX века – первые десятилетия XX века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых – социологов и социальных психологов – оказалась проблематика психологии масс и толпы. Ею в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, В. М. Бехтерев в России. Важным событием для социальной психологии стала публикация в 1895 году книги Г. Лебона «Психология народов и масс».
Своеобразной вехой в истории социальной психологии (образно говоря, «ласточкой, не сделавшей погоды») стало появление в этот период ряда работ, в название которых впервые вошло словосочетание «социальная психология»:
Ø «Исследования по социальной психологии» американского философа и психолога Дж. Болдуина;
Ø «Введение в социальную психологию» английского ученого У. Макдугалла;
Ø «Социальная психология» американского социолога Э. Росса.
Считается, что именно с этого времени за данной наукой закрепляется не только ее современное название, но и она сама получает признание как вполне самостоятельная область научных психологических знаний.
Хотя социально-психологические идеи, как следует из сказанного выше, зародились еще в середине XIX века, однако до начала XX столетия экспериментальные исследования в области социальной психологии фактически не проводилось, за исключением, пожалуй, единственного эксперимента, осуществленного американским ученым Н. Трипплетом еще в 1897 году. В современную, экспериментальную науку социальная психология стала по-настоящему превращаться лишь в десятые-двадцатые годы XX века благодаря исследованиям, проведенным в это время немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В. М. Бехтеревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920).
Отметим, что только в тридцатые годы XX века социально-психологическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышенное внимание. Волей судьбы это произошло в США и было связано, с одной стороны, с прагматической ориентацией науки, господствовавшей в этой стране, а с другой, с тем, что в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских психологов, большая часть из которых была из Германии и бежала от фашизма. Немаловажную роль сыграло и то, что в самих Соединенных Штатах огромное количество людей стало в это время нуждаться в активной социально-психологической помощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капитализма).
Именно в это время К. Левин и Я. Морено практически одновременно приступают к разработке социально-психологической проблематики малых групп и методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают и первую социально-психологическую теорию малых групп. В это время зарождается первое теоретически и экспериментально обоснованное направление в социальной психологии, получившее позже название «групповая динамика».
Вторая мировая война переключила внимание ученых на другие социально-психологические проблемы, например на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время. После ее окончания к проблематике малых групп добавляются вопросы, порожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во время войны (зарождение и распространение фашизма, агрессивности, авторитаризма, проявлений жестокости и беспомощности в социальных и человеческих взаимоотношениях и т. п.).
Позже интересы исследователей вновь возвращаются в «мирное» русло.
Вспомним, что социальная психология как наука возникла и стала разрабатываться за рубежом в то время, когда, преодолев кризис начала XX века, психология разделилась на ряд направлений: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ и другие. Это, естественно, сказалось и на подходах к пониманию и изучению социально-психологических явлений, характерных для представителей этих направлений.
Бихевиористыв социальной психологии (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Тибо, Г. Келли, А. Бандура и другие) сосредоточили свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой «стимул – реакция» и с использованием понятия «подкрепление».
Психоанализ(Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Ше-пард, Л. Шутц и другие) обратился к «глубинным» групповым процессам, имеющим бессознательный характер.
Идеи гештальтпсихологии,давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р. Кратчфильд, Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фес-тингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов и в практике социально-психологического тренинга (Т-группы и гештальтгруппы). Естественно, что именно эти направления преобладали в социальной психологии первой половины XX века.
В последней четверти XX века зарубежные социальные психологи, пытаясь осмыслить путь, пройденный их наукой за несколько десятилетий, отмечали, что этот процесс шел в соответствии со сложившимися в психологии к этому времени ведущими направлениями и школами. Однако далеко не все они внесли одинаковый вклад в развитие социально-психологических знаний.
В одной из немногих исторических работ на эту тему, опубликованных на русском языке1, выделяют следующие ведущие направления социальной психологии первой половины XX столетия: необихевиористское, когнитивное, психоаналитическое и интеракционистское.
Необихевиористское направлениевозникло в русле последнего варианта бихевиоризма, который сейчас принято называть неонеобихевиризмом или социальным бихевиоризмом2.
Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А. Бандуры, Н. Миллера, Д. Долларда, Р. Уолтерса и ряда других американских ученых.
Общей мотивационной концепцией социального поведения в данном направлении считался гедонизм, а главным объяснительным принципом – оперантное (по Скиннеру), или викарное (по Бандуре), социальное научение. В качестве внутреннего источника социального поведения в первоначальном варианте социального бихевиоризма, как и бихевиоризма в целом, выступал «драйв», а внешние стимулы трактовались как «социальные подкрепления». Затем акцент оказался смещенным с биологического (внутреннего) на социальное (внешнее) объяснение поведения.
Работа Д. Тибо и Г. Келли «Социальная психология групп» (1959) стала одной из немногих попыток применения необихевиористских принципов к анализу процессов, происходящих в малых группах. Эти процессы, по мнению авторов, основаны на обмене социальными подкреплениями или социальными «вознаграждениями и наказаниями» между участниками группового процесса.
Главной проблемой социально-психологического анализа в работах необихевиористов стал поиск объяснения агрессивного поведения, социальной привязанности и беспомощного поведения. К примеру, Н. Миллер, Р. Доллард и другие сформулировали и обосновали фрустрационную теорию агрессии и вместе с А. Бандурой заложили основы общей теории социального научения, в которой основная роль была отведена наблюдению и подражанию другим людям. В своих работах А. Бандура, труды которого стали особенно популярными в последней четверти XX века, когда в США сложилась и стала ведущим направлением когнитивная психология, пытался также учесть и когнитивно-психологические факторы в объяснении социального поведения человека.
Когнитивистская ориентацияв социальной психологии, в свою очередь, отличалась стремлением объяснить социальное поведение с использованием понятий, относящихся к познавательным процессам. Принципиальная схема объяснения, характерная для данного направления, выглядела следующим образом: знания и представления человека о мире, его отношения и социальные установки организуются в некоторую систему, которая затем используется для управления его поведением.
К теориям, представляющим это направление, относятся:
1) концепции когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и другие);
2) социально-психологические концепции С. Аша, Д. Креча, Р. Кратч-филда.
Концепции когнитивного соответствия основаны на идее того, что когнитивная структура человека и ее актуальное состояние определяют поведение человека. В норме данная структура должна быть сбалансированной, и если этого нет, то возникает стремление человека (социальной группы) изменить ее таким образом, чтобы она стала сбалансированной (теории структурного баланса Ф. Хайдера, коммуникативных актов Т. Ныокома, когнитивного диссонанса Л. Фестинге-ра, конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума).
1 Андреева Г. М., Богомолова Н. Н„ Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.
2 С этой точки зрения наименование направления «необихевиористское» не совсем правильное, так как необихевиоризм возник в 30-е годы и просуществовал до второй половины XX века. Далее он был заменен названным выше неонеобихевиоризмом, или социальным бихевиоризмом.
Основная идея Ф. Хайдера, например, заключалась в утверждении, что люди склонны формировать и сохранять в своем сознании упорядоченный и связный взгляд на мир.
По мнению Т. Ньюкома, тенденция к балансу характеризует не только внутренний, психологический мир человека, но и сферу межличностных отношений.
Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера стала наиболее популярной в рамках когнитивистской ориентации в социальной психологии. Она получила широкое распространение, и ее приложения оказались настолько значительными, что соответствующие идеи проникли во многие области социальной психологии, включая малые группы, социальные установки, межгрупповое взаимодействие, массовые коммуникации и другие.
Кратко охарактеризуем основные идеи теории когнитивного диссонанса.
1. Нормальное состояние когнитивной системы (или системы когниций группы взаимодействующих людей) – консонанс, или соответствие. Такое состояние является устойчивым, и к нему когнитивная система, в конечном счете, стремится. Оно, кроме того, вызывает у людей положительные эмоции.
2. Аномальное состояние когнитивной системы – диссонанс. Данное состояние связано с неприятными эмоциональными переживаниями, и от него люди стараются избавиться.
3. Стремясь к устранению когнитивного диссонанса (к достижению когнитивного консонанса), люди могут менять или свои знания, или свое поведение.
4. Внутри когнитивной системы индивида (или социальной группы) всегда имеется определенное несоответствие. Оно является источником динамических, в том числе прогрессивных изменений данной системы.
Среди социально-психологических концепций выделяются взгляды Д. Креча и Р. Кратчфилда, которые несколько отличаются от тех, которые характеризуют теорию Фестингера. Эти ученые включили в процесс объяснения социального поведения такие когнитивные переменные, как «образ», «ожидание», «идея» и ряд других.
Психоаналитическая ориентацияв социальной психологии вначале исходила из учения 3. Фрейда, которое в США получило широкое признание. Однако более глубокий анализ данной ориентации показывает, что в действительности она оказалась связанной не столько с ортодоксальным психоанализом, сколько с глубинной психологией в том ее виде, который сложился во второй половине XX века. Поэтому эту научную ориентацию правильнее называть не психоаналитической, а глубинной или неофрейдистской. Она, в частности, представлена в теориях развития и функционирования группы В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, а также в теории межличностных отношений В. Шутца.
В рамках психоаналитической ориентации проводится аналогия между малой социальной группой и семьей. Точно так же, как в свое время Фрейд трактовал семейные отношения, социальные психологи более позднего времени, относящиеся к данной ориентации, понимают любую малую группу и характерные для нее взаимоотношения. При этом роль отца в семье переносится, соответственно, на роль лидера группы, а взаимоотношения между лидером и остальными членами социальной группы рассматриваются по аналогии с взаимоотношениями между главой и членами семьи.
Многие современные ученые признают, что глубинная психология оказала существенное влияние на «движение человеческого потенциала», в частности на теорию и практику работы Т-групп. Приемы, используемые в них, ориентированы, к примеру, на осознание участниками группы того, что находится вне их сознания.
К психоаналитической ориентации в социальной психологии можно также отнести теории, в которых с социально-психологической точки зрения рассматривается понятие «личность» и дается объяснение межличностным отношениям.
К примеру, в основе понимания В. Шутцем интерперсонального поведения лежит одно из фундаментальных положений теории 3. Фрейда, согласно которому социальная жизнь взрослого человека однозначно предопределяется его детским опытом. Сферой продолжения этого опыта становятся отношения с окружающими людьми уже ставшего взрослым человека.
В эту же группу теорий можно включить концепцию авторитаризма и авторитарной личности Т. Адорно. Такая личность, по мнению этого автора, воспитывается авторитарными родителями, которые используют в семье суровые, жесткие формы наказания по отношению к ребенку. Став взрослым, человек, воспитанный подобным образом в семье, начинает проявлять свои авторитарные склонности по отношению к другим, зависящим от него людям.
Интеракционистская ориентациярассматривает практически все социально-психологические феномены как результат взаимодействия внутриличностных (психологических) и внеличностных (социальных) факторов. Она, в отличие от рассмотренных выше направлений, возникла не в психологии, а в социологии и затем была перенесена в социальную психологию. Ее главным идейным и методологическим источником стала система взглядов Д. Мида.
Предмет анализа в интеракционистском подходе – взаимодействие индивидов, групп и общества, процессы массовых коммуникаций и социальные роли. Здесь решается задача, в некотором смысле слова противоположная той, над которой размышляли психоаналитики и бихевиористы. Если психоаналитики и бихевиористы пытались понять социальные процессы исходя из индивида, то интеракционисты, наоборот, пытались объяснить личность исходя из социальных процессов.
Внутри интеракционистской традиции выделяются три частных направления:
1) символический интеракционизм;
2) теория социальных ролей;
3) теория референтной группы.
Концепция символического интеракционизма представлена в трудах Г. Блумера, Н. Дензина, М. Куна, А. Роуза, Т. Шибутани и других. Здесь утверждается, что взаимодействие людей друг с другом происходит в символической форме. Под символом в данном случае понимается все, что в культуре имеет определенное значение (смысл) для людей и что выражается с помощью разнообразных средств общения, как вербальных, так и невербальных. Основными источниками символов могут выступать личность, социальная роль и референтная группа.
Большое значение для понимания социального поведения человека в интеракционизме имеет анализ ролей, которые предписываются человеку или которые он сам берет на себя. Референтная группа также присутствует в сознании взаимодействующих друг с другом индивидов как своеобразная точка отсчета – критерий оценок, суждений и образец для подражания. С ней индивид соотносит то, что происходит в процессе его взаимодействия с другими людьми и социальными группами. Таким образом, референтные группы (их на самом деле может быть у одного и того же человека несколько) выполняют нормативную и сравнительно-оценочную функции в процессе социального взаимодействия людей.
Оценивая в целом представленные выше ориентации в зарубежной социальной психологии первой и начала второй половины XX века, необходимо отметить, что они отчетливо выделялись в основном только в социальной психологии США. К концу XX века различия между ними и теми направлениями в психологии, на которые они в свое время опирались, сгладились и стали менее заметными. Кроме того, в Европе и России (бывшем Советском Союзе) социально-психологические исследования во второй половине XX века пошли иными путями, чем в США.