Человеческий фактор как источник риска. Понятие и виды кадровых рисков

Рискогенный потенциал (РП) мы определяем как интеллектуально-психологический механизм побуждения человека к вольному или невольному порождению (созданию, провоцированию...) рисковых ситуаций, как склонность к решению задач с высокой степенью неопределенности, как предпочтение дел, содержащих элементы риска.

С психологической позиции, всех людей, которые могут поставить организацию в рисковое положение, можно разделить на пять групп:

1)гиперстеники, условно - психически сильные люди;

2)психастеники, условно - психически слабые люди;

3)криминально мотивированные люди;

4)творческие личности;

5)асоциальные люди.

Первая группа характеризуется главным образом тем, что ее представители в самих себе носят потребность в рискогенных действиях и рисковом поведении. Они биологически стимулированы к поиску острых, рискогенных ситуаций. Физиологический механизм рискогенного поведения состоит в том, что у людей, склонных к риску, наблюдается дефицит весьма важного фермента тираминазы, который обусловливает физическую удовлетворенность организма, и избыток фермента допамина, стимулирующего поиск острых ощущений. Психологической основой рискогенного поведения этих людей является успешность каких-либо рискогенных действий, закрепляющихся в сознании как везучесть и выгодность таких рискогенных способов деятельности.

Вторая группа состоит из людей, которые не имеют ни физиологических стимуляторов риска, ни психических установок на рисковое поведение. И тем не менее они рискогенны, и потому их действия могут оказаться чрезвычайно опасными для организации. Эти люди физически и психологически слабы во многих и разных отношениях. Они часто подводят людей вовсе не из-за каких-либо тайных намерений, а потому, что не могут справиться с делами, от которых зависят успехи организации или даже ее существование.

Третья группа рискогенных личностей это люди, которые на первое место ставят свои личные, эгоистические и эгоцентрические цели (намерения), инструментами достижения которых они избирают любые действия криминального характера на основе принципа - "Все средства хороши для достижения моих целей". Двигаясь в направлении к своим целям, эти люди совершают действия, противоположные целям организаций, и тем ставят их в затруднительное, а то и критическое положение.

В наше время в условиях России довольно многочисленной является третья группа рискогенных личностей - криминальная. Существует много сложностей предупреждения криминального развертывания событий, ведущих к риску.

Из этого краткого описания рискогенных личностей следует, что службы управления персоналом должны располагать мощными методологическими инструментами распознавания рискогенных особенностей, "покрывающими" эти существенно отличающиеся группы людей. Но не только. Они должны иметь также инструментарий для прямо противоположного, т. е. для распознавания среди кандидатов на должности надежных людей, тех, кто настроен и умеет сдерживать свои обещания, кто способен успешно работать в сложных условиях и критических ситуациях, кто умеет достигать успеха при чрезвычайно сильном сопротивлении.

Но и это не все. Исследование способов минимизации рисков выявило потребность в том, чтобы в организациях работали люди, которые были бы способны, действуя рядом с рискогенными личностями, погашать возможные разрушительные действия талантливых рискогенных работников и одновременно сохранять и даже приумножать их позитивные достижения. Условно, за неимением лучшего, мы их называем минимизаторами рисков.

В структурном подразделении организации, которому поручено заниматься проблемами минимизации риска, необходимо работать в трех направлениях.

1) выявлять людей, которые по своей психобиологической природе являются рискогенными.

2) выявлять потенциально слабых работников, действия которых, независимо от их воли, могут поставить организацию в рисковое и даже краховое положение.

3) выявлять тех, кто в силу своих криминальных наклонностей и намерений приходит в организацию, чтобы действовать ради достижения своих собственных эгоистических целей.

Четвертая группа. Это - творцы, т. е. это те, кто открывает что-либо новое в окружающем мире или создает новые машины, механизмы, устройства меняющие технико-технологическую и экологическую базу цивилизации.

Пятая группа. И это асоциальные люди (бомжи, личности с девиантным поведением, наркоманы, алкоголики, люди со скрытыми и скрываемыми пороками психики и т. д. и т. п.).

Теоретические и эмпирические исследования показывают, что построить однозначную и одинаковую модель признаков рискогенной личности невозможно. Слишком велико разнообразие рискогенных людей. Но построить типологические модели рискогенных людей вполне реально. И это облегчается тем обстоятельством, что все многообразие рискогенных работников можно свести, всего к пяти принципиально различным типам рискогенных личностей.

Первый тип - это человек, в котором природой заложена сильная потребность к рисковым формам достижения результата, к рисковым решениям, к поведению, в котором доминирует мотив достижения успеха "на авось", который готов пойти "ва-банк", даже когда для этого нет особой или вообще никакой необходимости. Мы называем человека первого типа внутренне детерминированной рискогенной личностью (ВДРЛ), или сокращенно - детерминированной рискогенной личностью (ДРЛ).

Второй тип рискогенной личности характеризует человека, который не имеет сильной (и даже слабой) потребности к совершению рисковых решений. Но он в каких-то значимых отношениях слаб, и потому в его деятельности обнаруживаются такие ошибки, несоответствия, несовершенства, которые ставят его организацию в рисковое положение. Его мы назвали зависимой рискогенной личностью (ЗРЛ).

Третий тип - это криминальная рискогенная личность (КРЛ). Совершая какие-либо выгодные для себя преступные деяния, такой человек, естественно, на первое и единственное место ставит свои эгоистические интересы. Его не волнует, что будет с организацией и ее работниками в результате "перераспределения" материальных ресурсов в свою пользу. В дальнейшем изложении он пойдет под названием криминальная рискогенная личность (КРЛ).

Четвертый тип рискогенной личности - это творческий человек, результаты использования достижений которого далеко не всегда можно однозначно и даже многовариантно предсказать и тем более предупредить (ТРЛ). Ярчайший пример тому - авария на Чернобыльской АЭС.

Пятый тип - асоциальные люди.

Наши рекомендации