Психофизиология потребностей
Задание 1: Используя схему 1, дайте определение потребности и раскройте содержательный аспект каждой из потребностей
Какие потребности являются базисными? В результате чего базисные потребности становятся мотивами деятельности?
Задание 2: Физиологические условия возникновения потребностей — проблема недостаточно разработанная, и некоторая определенность в настоящее время существует только в отношении таких витальных потребностей, как потребность в пище и воде. С точки зрения психологии, чем для человека является голод и жажда? Объясните психофизиологические механизмы возникновения этих потребностей.
!!!! Задание 3: Визвестных исследованиях американского психолога М. Закермана, изучалась тенденция человека к поиску новых переживаний, стремление к физическому и социальному риску. Эту склонность определяют как "поиск ощущений". По некоторым данным, потребность в дополнительной стимуляции может определяться некоторыми биохимическими особенностями человека определяемые как «биохимические корреляты потребности в ощущениях».
Составьте схему созависимости уровня биохимических показателей с индивидуальным уровнем потребности в ощущениях. Для составления схемы используйте следующие биохимические показатели: моноаминооксидаза (МАО), эндорфины и половые гормоны.
Мотивация как фактор организации поведения.
Задание 1.В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А. Ухтомским (1925). Ответьте письменно на вопрос «В чем сущность принципа доминанты?
Задание 2. Возбуждение мотивационных подкорковых центров осуществляется по механизму триггера. Раскройте сущность данного механизма в мотивационном возбуждении.
Задание 3. Лист обратной связи.
Ответьте на вопросы письменно:
1 вариант. Раскройте содержательные аспекты физиологических теорий мотиваций
2 вариант. Почему мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения?
3 вариант. В чем сущность теории драйва?
Психофизиология эмоций.
!!!!Задание 1. Подготовьте презентацию «Субстрат эмоций», включив ключевые понятия: эмоция, модулирующие системы мозга, лимбическая система, «анатомическое» эмоциональное кольцо (круг Папеца), голубое пятно ретикулярной формации, черная субстанция, лобные доли больших полушарий.
В составлении презентации используйте следующие рисунки:
Задание 2. Подготовить реферативные сообщения по основным теориям эмоций:
- Биологическая теория Дарвина;
- Теория Джеймса-Ланге;
- Таламическая теория Кеннона-Барда;
- Активационная теория Линдсли.;
- Биологическая теория П.К. Анохина;
- Информационная теория эмоций;
- Теория дифференциальных эмоций;
- Нейрокультурная теория эмоций П.Экмана.
!!!!Задание 3. Используется известные Вам методы изучения и диагностики эмоций сконструируйте психологическую модель эмоционального состояния человека, стоящего на краю пропасти , по следующим психофизиологическим показателям: электрическая активность кожи (ЭАК), реакции сердечно-сосудистой и дыхательной системы, электроэнцефалографические (ЭЭГ) показатели.
!!!! Задание 4: Просмотрев фрагмент фильма «Теория лжи», выскажите свои мысли по вопросу лицевой экспрессии. Создайте web-страничку и организуйте обсуждение проблемы «Изучение мимики лица».
!!!! Рефлексия.Напишите строку из известной вам песни, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию после семинара.
Основная литература:
1. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
2. Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973.
3. Хомская Е.Д., Башова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992.
Дополнительная литература:
1.Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
2.Блок В. Уровни бодрствования и внимание // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже., М.: Прогресс, 1970.
3. Павлова Л.П., Романенко А.Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л.: Наука, 1988.
4. Хризман Т.П. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга человека. М.: Педагогика, 1991.