Социально-философская линия реализма: Франс, Ибсен, Шоу

Франс.Анатоль Франс (1844—1924) — великий французский писатель, один из наиболее значительных представителей крити­ческого реализма рубежа веков. Франс (настоящее имя — Анатоль Франсуа Тибо) родился в семье букиниста. В 1860-е годы, занима­ясь журналистской деятельностью, примкнул к парнасцам.

Под влиянием парнасцев Франс писал стихи (сб. «Золотые по­эмы», 1873), затем увлекся учением И.Тэна, натурализмом (по­весть «Тощий кот», 1879, и др.).

Имя Франса становится известным в 1880-х годах (роман «Пре-; ступление Сильвестра Боннара», 1881). В эпоху переоценки духовных ценностей писатель апеллирует к разуму, к гуманности, при­зывает сохранить великое культурное наследие прошлого.

Франс обращается к вольтеровской традиции, возрождая жанр философского романа («Харчевня королевы Гусиные лапы», 1893; «Суждения господина Жерома Куаньяра», 1893). Борьба идей, а не характеров, скептический и философский тон повествования, вспомогательное значение сюжета определяют своеобразие жан­ра, избранного им.

1896 г. — год признания Франса. Он избран членом Француз­ской Академии. И именно в эти годы писатель проявляет особую политическую активность. Он включается в дело Дрейфуса. 7 фев­раля 1898 г. Франс выступает свидетелем защиты на заседании суда по обвинению Золя в оскорблении военного суда. А 29 июля, когда Золя был лишен ордена Почетного легиона, Франс отказы­вается от своего ордена в знак протеста.

В эти годы писатель создает тетралогию «Современная исто­рия» («Под придорожным вязом», 1897; «Ивовый манекен», 1897; «Аметистовый перстень», 1899; «Господин Бержере в Париже», 1901). Сила критического изображения французской жизни конца века, гуманизм, носителем которого является в тетралогии уче­ный-латинист Бержере, народность делают тетралогию вершиной критического реализма во французской литературе 1890-х годов. Франс становится ярким воплощением латинского гения в его собственном понимании (сб. «Латинский гений», 1913).

В 1901 г. был опубликован рассказ «Кренкебиль» — один из лучших французских реалистических рассказов. Для него харак­терны глубина социального анализа, критическое звучание, от­четливость авторской позиции.

В романе «На белом камне» (1904) Франс утверждает мысль о том, что социализм — это будущее человечества. Франс неодно­кратно выступал в поддержку первой русской революции, осно­вал Общество друзей русского народа и присоединенных к Рос­сии народов и после ее поражения испытал кризис мировоззре­ния. В гротескно-пародийном философском романе «Остров пин­гвинов» (1908) изложена концепция круговорота истории. Глав­ная мысль произведения — отсутствие подлинного прогресса. Од­нако в книге еще более усиливается критическое изображение современной действительности, приобретающей гротескные чер­ты. Это же касается романа о Великой французской революции «Боги жаждут» (1912) и сатирического романа «Восстание анге­лов» (4914).

В начале Первой мировой войны 70-летний писатель обращает­ся к правительству с просьбой призвать его в действующую ар­мию, пишет националистические статьи (сб. «На славном пути», 1915; «Что говорят наши убитые», 1916). Но вскоре он осознает ошибочность своей позиции.

В 1921 г. А. Франсу присуждается Нобелевская премия.

Франс придал критическому реализму рубежа веков особую философскую насыщенность.

Ибсен.Хенрик Ибсен (1828 — 1906) — норвежский писатель, один из крупнейших драматургов эпохи, создатель «новой драмы» («интеллектуальной драмы», или «драмы идей»). Его первые про­изведения носили романтический характер. Переходными к реа­листической драме идей стали драматические философские по­эмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). В образах Бранда как воплощения абсолютной воли (его идея: «Быть самим собой») и Пера Гюнта как воплощения безволия, готовности жить по прин­ципу появляющихся в поэме фантастических троллей: «Быть са­мим собой довольным» явлены две противоположные точки зре­ния на предназначение человека. Обе позиции терпят крах: Бранд, осознав ущербность ригоризма, погибает в снежной лавине, а Пер Гюнт, прийдя к пониманию губительности самодовольства и по­ловинчатости, начинает меняться, и ему дается шанс сохранить свою личность — его гибель (символическая переплавка в оловян­ной ложке Пуговичника) отложена до следующего прихода Пу­говичника. Изменчивость характера и открытый финал — важней­шие драматургические нововведения, которые делает Ибсен в «Пере Гюнте». Зритель должен быть сотворцом пьесы, размышляя о ее идеях, героях и событиях после окончания спектакля, — та­кова мысль Ибсена.

Крупнейшее достижение -Ибсена — драма «Кукольный дом» (1879). Здесь он использовал целую систему художественных средств, разрабатывавшихся им в противовес развлекательной драматургии (ретроспективная композиция, основанная на тайне в прошлом героев, открытый финал, превращение пьесы в цепь дискуссий, которые продолжат зрители после окончания спек­такля, символика, мотив всеобщей игры и т.д.).

Героиня драмы Нора, к которой ее муж Хельмер относится как к очаровательной кукле (символика: кукла, кукольный дом; мотив игры в куклы как жизни «понарошку»), когда-то соверши­ла проступок — подделала подпись на векселе, спасая жизнь тя­жело больного мужа (тайна в прошлом героев) и проявив тем самым свою самостоятельность, «некукольность». Выяснение этой тайны составляет стержень драмы. В ней сталкиваются официаль­ные воззрения и естественные чувства. Сам конфликт возник за восемь лет до начала действия, но осознается только здесь, на сцене. Однако, в противовес традиции, финал не дает разреше­ния конфликта: Нора уходит из дома мужа, не придя к какому-либо решению, а Хельмер полон надежды на «чудо из чудес» — возвращение Норы. Исследовательница творчества Ибсена Г. Н. Храповицкая пишет: «Ретроспективная драма по отношению к драме с обычной композицией представляет собой кульминацию, которая возникла после предшествовавших ей событий и за которыми последуют новые события. ... Стремление все современ­ные мнения подвергнуть пересмотру с точки зрения человечнос­ти превращало драмы Ибсена в ряд дискуссий. Современники Ибсена говорили, что новая драма началась со слов Норы, ска­занных Хельмеру: «Нам с тобой есть о чем поговорить»1.

В последующих драмах («Привидения», 1882; «Враг народа», 1882; «Дикая утка», 1884; «Росмерсхольм», 1886; «Женщина с моря», 1888) Ибсен развивает различные аспекты драмы идей. В поздних драмах («Гедда Габлер», 1890; «Строитель Сольнес», 1892; «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», 1899; и др.) он обращается к теме искусства и судьбе художника в современном обществе. Усиление внимания к символам сближает позднее творчество Ибсена с сим­волизмом.

Благодаря деятельности Ибсена, а также норвежских писате­лей Бьёрнстьерне Бьёрнсона(1832—1910, драмы «Банкротство», 1874; «Редактор», 1874; «Король», 1877; «Свыше сил», ч. 1 — 1883, ч. 2 — 1895; и др.), Кнута Гамсуна(1859—1952, романы «Голод», 1890; «Мистерии», 1892; «Пан», 1894;' «Виктория», 1898; «Дети века», 1913; «Соки земли», 1917; и др., драматическая трилогия об Иваре Карено: «У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898; и др.), шведского писателя Августа Стринд-берга(1849— 1912, романы «Красная комната», 1879; «Одинокий», 1903; и др., драмы «Отец», 1887; «Фрекен Юлия», 1888; «Эрик XIV», 1899; «Соната призраков», 1907; и др.) литература сканди­навских стран заняла одно из ведущих мест в мировом литератур­ном процессе.

Шоу.Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) — великий англий­ский драматург, реформатор английского театра. Он родился в семье знатного ирландца, вынужденного работать чиновником. Школа мало дала Шоу, свои познания он приобрел в основном самостоятельно. С 1871 г. он работал клерком в Дублине, затем переехал в Лондон, где сотрудничал в журналах. В социалистиче­ской печати Шоу опубликовал свои романы («Неразумный брак», 1880; «Неуживчивый социалист», 1883; и др.), не принесшие ему успеха, но научившие его систематическому литературному тру­ду, внимательному наблюдению жизни. Писатель увлекался соци­алистическими идеями и в 1884 г. стал одним из основателей со­циал-реформистского Фабианского общества.

Увлечение Ибсеном, о художественном мире которого Шоу написал книгу «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), относится к следующему этапу его творчества, связанному с реформой анг­лийского театра. Сцену Шоу представляет как место для дискуссии, как площадку для столкновения идей, постановки проблем. Он отстаивает принципиально новую структуру драмы — «проблем­ную пьесу-симпозиум», тем самым ближе подходя к созданию «политической» и «философской» драм, которые займут большое место в его позднем творчестве. Шоу пользуется особым способом изложения проблем в «остраненном» виде — парадоксом. В отли­чие от Уайльда он делает парадокс идеологическим оружием. Па­радокс срывает романтические покровы с капиталистической дей­ствительности, свидетельствует о трезвом взгляде героев-«реали-стов» и автора на жизнь.

Три цикла составляют первый этап творчества Шоу-драматур­га: «Пьесы неприятные» (1898) — «Дома вдовца» (1892), «Серд­цеед» (1893), «Профессия миссис Уоррен» (1894); «Пьесы прият­ные» (1898) — «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживем — увидим!» (1895); «Три пьесы для пуритан» (1901) — «Ученик дьявола» (1896—1897), «Це­зарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда» (1899). Большим достижением драматургии Шоу первого периода яви­лись пьесы «Человек и сверхчеловек» (1901—1903), «Другой ост­ров Джона Булля» (1904), «Майор Барбара» (1905).

В 1913 г. Шоу создает наиболее популярную свою пьесу — «Пиг­малион». Тогда же он начинает работать над драмой «Дом, где разбиваются сердца» (1913—1919), которую справедливо считал своим лучшим произведением. Шоу продолжил плодотворную драматургическую деятельность и в последующие десятилетия вплоть до середины XX в.

Драматургия Шоу дала мощный толчок развитию английского театра, находившегося в состоянии глубокого упадка целое сто­летие (после Шеридана). Он один из вождей «новой драмы», пи­сатель, во многом определивший магистральные пути развития мировой драматургии в XX в.

Наши рекомендации