Особенности социально-трудовых конфликтов и способы их разрешения.
Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения.
Трудовой конфликт отличается от трудового спора. К трудовым спорам относятся споры между работником (группой работников) и работодателем по поводу условий труда. Трудовой конфликт – более широкое понятие. Кроме столкновения в области трудовых правоотношений он часто включает столкновение интересов. Например, забастовки или демонстрации могут сопровождаться требованиями не только повышения заработной платы, но и улучшения снабжения продовольствием, а иногда и политическими требованиями. Поэтому трудовой конфликт может регулироваться как нормами трудового законодательства, так и другими правовыми и не правовыми средствами. В зависимости от того, какие стороны вовлечены в борьбу, можно выделить межличностные и межгрупповые трудовые конфликты, коллективные трудовые конфликты.
Предмет трудового конфликта зависимосит от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта:
- условия труда (технология, нормирование, режим, безопасность).
- система распределения ресурсов (выплата зарплаты, распределение прибыли, участие работников в управлении капиталом, правила проведения приватизации и т.д.)
- выполнение ранее принятых договоренностей (взаимные поставки, расчеты, погашение долгов).
Важнейшим механизмом мирного разрешения трудовых конфликтов является коллективный договор, соглашения и контракты, содержащие права и обязанности сторон. Сама цель коллективного договора, демократичность процедуры его принятия на общих собраниях коллективов позволяют заранее вскрывать причины возможных конфликтов, намечать меры по их разрешению.
Выделяют следующие конкретные модели разрешения трудового конфликта:
1. Если конфликтующие стороны не видят способа согласования, то они взаимно отказываются от собственных притязаний в целях сохранения социального мира в организации или между организациями.
2. Одна из конфликтующих сторон отказывается от своих притязаний, осознав их как менее существенные, справедливые, свои возможности «выиграть» - как более слабые.
3. Конфликтующие стороны находят вариант компромисса, жертвуя частью своих притязаний, чтобы создать возможность их согласования (притязания в полной мере не могут быть согласованы).
4. Обе стороны могут реализовать свои притязания; если находятся «новые ресурсы», если проблема конфликта «сталкивается» на какую-то третью сторону, т.е. решается за счет этой третьей стороны.
Различают следующие формы разрешения трудового конфликта:
Ø Реорганизация – изменение организационно-трудового порядка, вызвавшего конфликт, а не борьба и уговоры в отношении конфликтующих сторон.
Ø Информирование, т.е. социально-психологическая регуляция, направленная на перестройку образа ситуации в сознании конфликтующих сторон, достижение правильного взгляда на конфликт, пропаганда выгоды мира в данном конкретном случае.
Ø Трансформация, т.е. перевод конфликта из состояния бесполезной вражды в состояние переговоров.
Ø Отвлечение – перенос внимания конфликтующих сторон на другие проблемы или позитивные стороны их отношений; ориентация внимания на что-либо общее, что способствует сплочению.
Ø Дистанцирование – исключение конфликтующих сторон из общих организационно-трудовых отношений, путем, например, перевода на другие рабочие места, в другие подразделения, кадровые замены.
Ø Игнорирование – умышленное невнимание к конфликту с тем, чтобы он разрешился сам или чтобы акцентирование внимания на конфликте не способствовало его обострению.
Ø Подавление – это ситуация, при которой причины конфликта не снимаются, но всякое конфликтное поведение запрещается под угрозой административных санкций для одной или обеих сторон.
Ø Комформное предпочтение – решение в пользу большинства, удовлетворение интересов более сильной в социальном отношении стороны.
Межличностный конфликт.
Межличностный к-т –это столкновение противоположных желаний, интересов, потребностей людей в процессе их общения и совместной дея-ти. Причем удовлетворение потребностей одного индивида ущемляет интересы другого.
Если в к-те затрагиваются интересы, цели отдельных личностей, то это межличностный, если же он касается интересов группы в целом – внутригрупповой. Межличностный кон-т обычно проходит в условиях неопределенности,т.к. реакция оппонента непредсказуема.
Во всех кон-ах такого рода можно выделить 2 взаимосвязанных аспекта:
-содержательная сторона к-та, т.е.предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия;
-психологич.сторона к-та,связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимодействиями, с их эмоциональными реакциями на причины к-та, на его ход и друг на друга. Психологич.сторона к-та явл-ся специфической чертой межличностных к-ов.В таком к-те люди сталкиваются друг с другом лицом к лицу. Они втягиваются в к-т как личности, проявляют в нем черты своего хар-ра, способности и др. индивидуал.св-ва и особенности.
Наиб. очевидными проявлениями межличностных к-ов бывают: взаимные обвинения, споры, нападки; защита.
В межличностных к-ах часто эмоциональная сторона затмевает содержательную.
Выделяют след.основные формы к-та:
По целям противоборства: - Соперничество – стремление обогнать противника в достижении общей цели; - Изоляция – стремление отделить соперника от окр.среды, от общения с др.людьми или от блага.
По предмету: - ресурсно-материальные – порожденные ограниченностью ресурсов; - социальные – порожденные стремлением получить более высокий статус или лишить кого-л. статуса.
Билет № 29