Основные принципы организации как функции управления

Для успешной реализации функции необходимо учитывать тре­бования следующих локальных принципов организации:

- цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя дос­тижения общей цели;

- принцип эластичности организации. При определении задач и от­ветственности должен быть установлен оптимум между свободой дей­ствий отдельных работников и административными предписаниями;

- принцип устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренными изме­нениям под влиянием внешней и внутренней среды.

- непрерывного совершенствования. Предполагает необходи­мость систематической организационной работы по совершенство­ванию процесса организации и реализации решений;

- прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь од­ного начальника;

- объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа под­чиненных;

- безусловной ответственности руководителя за действия под­чиненных;

- соразмерности ответственности данным полномочиям;

- исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управ­ленческим звеньям;

- приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;

- комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правиль­ное сочетание централизма и самостоятельности.

Необходимость организационной деятельности обусловлена сле­дующими аспектами:

Во-первых, для достижения своих целей люди вынуждены объе­диняться; во-вторых, любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена любого коллектива определе­но, что он должен делать, за что несет ответственность и кто кон­тролирует его деятельность.

Ответ на эти вопросы определяет организационную роль члена любого коллектива. Совокупность и взаимосвязи организационных ролей образуют организационную структуру предприятия.

В организационной деятельности можно выделить три основных направления:

1) определение норм управляемости, т.е. того количества работ­ников, которым эффективно может управлять руководитель;

2) установление взаимоотношений, полномочий и ответствен­ности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных;

3) формирование организационной структуры предприятия, т.е. его деление на подразделения и установление связей между ними.

Мотивация

Мотивация— процесс, побуждающий человека к деятельности. Для достижения личных целей и (или) целей организации. Осуществление мотивации требует четкого представления потребностей и вознаграждений.

Потребность — ощущение человеком физиологически и пси­хологически недостатка чего-либо.

Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя.

Мотивация работников должна осуществляться менеджером с учетом знаний потребностей своих подчиненных. Эти потребности имеют определенную иерархию.

Контроль

К наиболее важным функциям управления относится и контроль. Контроль— это проверка выполнения поставленных задач, исхо­дящих из стратегических и тактических целей организации.

Контроль за выполнением заданий начинается с момента поста­новки цели и доведения задачи до исполнителя. Он предполагает сопоставление намеченных целей и достигнутых результатов, а также проведение необходимых корректировок, если намеченные результаты не достигнуты.

Сами по себе планы и программы отражают желаемую ситуацию, но в ходе ее достижения в самой системе управления и в окружающей среде происходят изменения, которых могло и не быть в момент формирования планов или программ. Меняются законы, трансформируются системы ценностей, создаются новые техноло­гии и т.д. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, организации необходим механизм оценки воздействия этих перемен на объ­ект управления. Такой механизм и является контролем.

Существует несколько видов контроля.

Предварительный контроль должен обеспечивать реализа­цию на практике установленных требований, правил, процедур и стандартов. Например, предварительный контроль в части матери­альных ресурсов направлен, прежде всего, на обеспечение соответ­ствия покупаемых материалов или товаров установленным стандар­там. В части трудовых ресурсов этот контроль предусматривает тщательный отбор работников при найме их на работу с учетом должностных требований и их деловых и личных качеств.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работы. Такой контроль обычно проводит сам руково­дитель, проверяя работу подчиненных. Текущий контроль в системе управления основан на обратных связях.

Заключительный контроль обычно осуществляется, когда работа уже выполнена и полученные результаты можно сопоставить с заданными. Конечно, он проводится слишком поздно для того, чтобы отреагировать на проблемы, возникшие в ходе работы. Тем не менее, он позволяет, во-первых, учесть эти проблемы в будущем при выпол­нении (или планировании) аналогичной работы и, во-вторых, осуще­ствить вознаграждение работников за полученные результаты.

В процессе осуществления контроля крайне важно правильно выбрать перечень проверяемых параметров и установить задания и критерии их выполнения, воспринимаемые подчиненными.

Наши рекомендации