Методы закрепления изученного материала
Закрепление изученного материалана занятиях по психологии может достигаться путем повторения или выполнения практических заданий с использованием изученного материала. Для повторения может использоваться узнавание, когда сам преподаватель несколько раз повторяет какую-либо мысль, тезис, определение. Эффективность такого повторения, как правило, невелика, поскольку учащиеся остаются пассивными. Лучшим способом повторения являются различные виды воспроизведения: простое воспроизведение, резюмирующее повторение, систематизирующее повторение. Причем для развития мышления и умения понимать смысл информации, содержащейся в рассказе преподавателя или в тексте книги, большее значение имеют последние два вида повторения. Резюмирующее повторение предполагает краткое изложение основных тезисов (мыслей) услышанного или прочитанного учебного материала. Оно позволяет научиться отделять главное от второстепенного и обобщать изученный материал. Систематизирующее повторение нацелено на объединение в определенную систему изученной ранее разрозненной информации. Оно дает возможность развития мыслительной операции синтеза. Хорошим способом систематизирующего закрепления может стать составление таблиц и схем. Следует помнить о правильном распределении повторения во времени.
Опрос учащихся на уроке может служить как целям контроля усвоения знаний, так и целям закрепления знаний. Обычной для школы формой опроса является развернутый устный ответ, когда один ученик отвечает у доски, а остальные слушают. В этом случае ставятся вопросы, требующие изложения довольно большого объема учебного материала. Другой тип опроса — фронтальный устный или письменный опрос группы учащихся. В таком случае ставятся более конкретные вопросы, требующие относительно краткого ответа.
Помимо репродуктивного закрепления изученного материала полезно использовать и творческое его закрепление. Для этого могут быть предложены практические задания различного типа, например психологический анализ произведений художественной литературы, решение психологических задач. Большую популярность в последние годы получило закрепление психологических знаний через опыт переживания, действия и самоанализа (см. Климов, 1997). Особую увлекательность имеют игровые методы усвоения и закрепления психологических умений, в частности интеллектуальные и ролевые игры. Все шире используется учебная работа учащихся и студентов в малых группах.
Выбор преподавателем тех или иных методов обучения зависит от многих факторов, в частности от:
1) целей образовательной программы;
2) особенностей содержания учебного материала;
3) времени, отведенного на изучение данного учебного материала;
4) уровня подготовленности студентов и учащихся;
5) материальной оснащенности учебного процесса.
Контрольные вопросы 163
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте шесть основных групп учебных задач по психологии. Приведите их примеры.
2. Какие три группы методов выделяют по источнику получения знаний и умений?
3. Опишите особенности устных и письменных методов словесного обучения.
4. Охарактеризуйте особенности монологических и диалогических методов словесного обучения.
5. Перечислите и охарактеризуйте основные виды наглядности, которая может использоваться на занятиях по психологии.
6. Какими способами может демонстрироваться наглядность?
7. При каких условиях наглядность повышает эффективность преподавания?
8. Перечислите и охарактеризуйте практические методы обучения психологии.
9. Какие методы обучения выделяются в зависимости от характера познавательной активности учащихся и студентов?
10. В чем состоит дистанционное обучение?
11. Какие методы могут использоваться для закрепления учебного материала по психологии?