Отношение к детям в исторической перспективе

На протяжении человеческой истории отношение к детям претерпело значи­тельные изменения. Как свидетельствуют письменные источники, в средневековой Европе взрослые, в основном, игнорировали период детства как особый этап в жиз­ни человека. Они относились к детям как к младенцам вплоть до 6-7-летнего возра­ста. После этого детей уже считали маленькими взрослыми и приучали ко взрос­лым разговорам, шуткам, музыке, еде и другим удовольствиям (Aries, 1962; Plumb, 1971), На картинах средневековых художников дети ничем не отличаются от стар­ших, разве что своими размерами. Одежда, прическа и занятия оставались неиз­менными в изображениях людей любого возраста.

Примерно с 1600 года детство стали считать периодом невинности, и были пред­приняты попытки защитить детей от эксцессов и пороков взрослого мира. На детей все реже смотрели как на безымянных членов клана или общины и все чаще воспри­нимали их как индивидуумов, входящих в состав той или иной семьи. К XVIII веку такое отношение к детям получило широкое распространение среди высших слоев общества. Постепенно к детям стали относиться как к лицам с особым статусом, занимающим свое собственное место в социально-демографической структуре об­щества (Aries, 1989; Gelis, 1989).

Несмотря на то что в древних культурах, включая греческую, римскую и китай­скую, встречаются упоминания о своего рода промежуточном периоде между дет­ством и взрослостью, длительная юность как отдельный период детства (в широком смысле) имеет гораздо более позднее происхождение, ограниченное, в основном, развитыми странами. В XVIII, XIX и в начале XX века, когда существовала большая потребность в неквалифицированной рабочей силе, трудоспособные юноши и де­вушки вливались во взрослое трудовое сообщество и считались взрослыми. (Выше­упомянутая Рут, одна из представительниц этого юного племени трудящихся, нача­ла работать в 16 лет.) После Второй мировой войны технический прогресс и стре­мительные социальные перемены привели к необходимости увеличить период обучения молодых людей в школе, что повлекло за собой продление их финансовой и психологической зависимости от родителей. Этот современный взгляд на юность как на особый период развития, в течение которого молодые люди, вместо того что­бы обеспечивать себя сами, продолжают зависеть от родителей, был впервые пред­ставлен в трудах Стэнли Г. Холла (Hall, 1984). Именно они заставили многих увидеть в юности этап жизни, заслуживающий систематического исследования. В се­редине нашего века к этому затянувшемуся периоду ожидания взрослых ролей при­влек внимание Кларк (dark, 1957). Он предостерегал о том, что, до тех пор пока молодежь будет исключена из активного участия в экономической жизни, обще­ство должно быть готово к тому, что невостребованные таланты и энергия молодос­ти будут направляться на другие, менее социально полезные цели.

Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ:

ВОЙНА, ПРЕРВАВШАЯ ДЕТСТВО

Что происходит с нормальным развитием ребенка, когда в его детство вторгается вой­на? Может ли война, относящаяся к норматив­ным историческим факторам, заслонить собой те социальные изменения, которые являются частью нормативного возрастного развития? Опубликованный дневник Златы Филипович, боснийской девочки, прошедшей через ужасы гражданской войны в ее стране, дает некото­рое представление о пережитых ею тяготах, о том, что значит расти, когда вокруг рвутся сна­ряды, царят смерть и разрушение. (Filipovic, 1994). Несмотря на страдания Златы, ее днев­ник — свидетельство силы духа этой девочки и сплоченности ее семьи перед лицом испыта­ний. Действительно, как показывают исследо­вания, величина страданий, испытываемых ребенком во время войны, определяется вза­имодействием 5 факторов: психобиологичес­кой конституцией ребенка, разобщенностью семьи, разрывом социальных связей, положи­тельными влияниями культуры и силой, вне­запностью и продолжительностью военного опыта (Elbedour, Bensel, & Bastien, 1993).

До того как конфликт между боснийцами, сербами и хорватами вверг страну в пучину гражданской войны, жизнь Златы мало отли­чалась от жизни других детей ее круга в Сара­ево. У нее были хорошие подруги, она увлека­лась поп-музыкой, успешно училась и жила со своими родителями в большой квартире, все­гда полной друзей и родственников. Все в

жизни Златы изменилось весной 1992 года, когда город Сараево подвергся атаке сербов. В течение последующих двух лет девочка на собственном опыте познала все ужасы войны и превратилась из наивного ребенка в подро­стка, желавшего одного: чтобы наступил мир. Страницы ее дневника — Мимми, как она его ласково называет, — летопись этого превра­щения. Здесь мы приводим некоторые выдер­жки из него. Четверг, 7.05.92. Дорогой Мимми! Я была почти уверена, что война вот-вот за­кончится, но сегодня...Сегодня обстреляли парк перед моим домом, парк, где я столько раз играла или просто сидела со своими подругами. Многие люди получили ране­ния. А НИНА МЕРТВА. Осколок шрапнели попал ей в голову, и она погибла. Добрая, милая, маленькая девочка. Мы вместе ходи­ли в детский сад и часто играли в парке. Неужели я никогда больше не увижу Нину? Нина, невинная 11-летняя девочка — жерт­ва глупой войны. Мне грустно. Я плачу и за­даю себе вопрос: почему? Она ни в чем не виновата. Отвратительная война лишила жизни ребенка... Понедельник, 29.06.92. Дорогой Мимми! Тоска!!! Стрельба!!! Артиллерийский огонь!!! Убитые люди!!! Отчаяние!!! Гнев!!! Страда­ние!!! Страх!!!

Вот какова моя жизнь. Жизнь наивной 11-летней школьницы!!

Глава 1. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования

Ученицы без школы, без ее радостей и вос­торгов. Ребенка без игр, без друзей, без солнца, без птиц, без природы, без фруктов, без шоколада и сладостей, даже без капли порошкового молока. Короче, ребенка без детства.

Понедельник, 2.08.93. Дорогой Мимми! Некоторые люди сравнивают меня с Анной Франк (жившей в Голландии еврейской де­вочкой, которая была убита нацистами во время Второй мировой войны и оставила после себя дневник). Это пугает меня, Мим­ми. Я не хочу повторения ее судьбы. Воскресенье, 12.10.93. Дорогой Мимми! Вчера наши друзья в горах напомнили нам о своем присутствии, о том, что они теперь хозяева положения и могут убивать, ранить, разрушать... Вчера был поистине ужасный день.

590 выстрелов. С 4.30 утра и весь день. б убитых, 56 раненых. Такова вчерашняя дань войне.

Иногда мне думается, что было бы лучше, если бы они не прекращали стрельбу, тогда не было бы так тяжело, когда она начинает­ся опять. А так только расслабишься, и СНО­ВА. Теперь я уверена: это никогда не кон­чится. Потому что некоторые люди этого не хотят, некоторые злые люди, которые нена­видят детей и простой народ. Мы ничего не сделали. Мы не виноваты. Но беспомощны! Хотя детство Златы исковеркано войной, близость родителей, возможно, помогла де­вочке вынести все выпавшие на ее долю испы­тания. В самом деле, исследования указывают на важность той помощи, которую могут ока­зать детям взрослые, содействуя им в преодо­лении ужасов войны и поддерживая их мо­ральное состояние в тяжелый период жизни.

И нормативное возрастное развитие, как торжество человеческого духа, обнаруживало себя на всем протяжении борьбы Златы с тем злом, которое принесла в ее жизнь война. Джанни ди Джованни, журналистка, написав­шая предисловие к опубликованному дневни­ку Златы, отмечает: Злата «играла Баха и Шо­пена, даже когда с холмов эхом доносились звуки орудийной стрельбы. И ей было прият­но сознавать, что, несмотря на войну, она иг­рает на пианино все лучше. Ненадолго это по­могало ей забыть, что снаружи, на улице, идет война. И все это время она ежедневно делала записи в дневнике».

После того как летом 1993 года дневник вышел из печати, французский издатель при­нял меры к тому, чтобы Злата и ее семья поки­нули Сараево. Теперь они живут в Париже.

1. Когда наступают трудные времена, стано­вится немного легче от того, что все вокруг тебя проходят через те же испытания. Почему так бывает?

2. Чем отличается влияние войны на детей по сравнению с подростками, молодежью и пожилы­ми людьми? Какая возрастная группа испытыва­ет наибольшую тревогу, чьи прямые потери больше, кому выпадает самая трудная роль?

Изменения в методах воспитания. Вместе с изменением отношения к де­тям менялись и методы воспитания, причем методы приучения к дисциплине силь­но различались на протяжении истории. Еще в XIX веке в Европе и Америке повсе­местно применялись суровые физические наказания, традиция которых восходит еще к Древней Греции. Запугивание детей рассказами о привидениях и чудовищах

долго служило распространенным способом подчинения и управления (Demau-se, 1974). В США XX столетие принесло с собой не только переориентацию на более гуманные методы воспитания, часто сочетающиеся с юридической защитой прав детей, но и множество вопросов, ставящих под сомнение расхожие представления о детях и их развитии. Привычки, когда-то считавшиеся вредными, такие как соса­ние пальца и мастурбация, сегодня, в основном, относят к нормальному поведению. Строгие графики кормления, приучения к туалету и игр уступили место заботе о воспитании в ребенке требовательности к себе, готовности и самовыражения (Wol-fenstein, 1955). Родителей призывают быть менее строгими, наслаждаться общени­ем со своими детьми, больше полагаться на «диалог» с ними.

Отношение к детям и вызванное им родительское поведение меняются не толь­ко со временем, они зависят и от культурных традиций. Например, ученые устано­вили, что в Японии дети до трех лет спят либо вместе с родителями, либо с бабуш-

Часть 1, Комплексное изучение жизненного пути человека

кой-дедушкой, либо с братьями-сестрами, но никогда — одни. Такая организация детского сна, по-видимому, развилась как составная часть процесса социализации способствующая установлению близких, гармоничных отношений между детьми и родителями и полному принятию культуры, в которой высоко ценится коллектив ная гармония. Дети в Америке, наоборот, почти всегда спят одни, в отдельной ком нате. Это тоже часть процесса социализации, но в отличие от целей, которые ставя! перед собой японцы, американские родители, организуя сон ребенка таким обра зом, содействуют развитию независимости своих детей и, в конечном итоге, из адаптации к обществу, в котором ценится это качество (Nugent, 1994).

Наши рекомендации