Психологическая характеристика младенческого возраста
Младенчество хронологически охватывает первый год жизни ребенка: после рождения ребенок переживает кризис новорожденности, до 4–6 недель – период новорожденности, от 4–6 недель до 6 месяцев – раннее младенчество, от 6 месяцев до 1 года – позднее младенчество. Этот период характеризуется высоким темпом развития. Связь ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого, особенно в первые месяцы жизни.
Кризис новорожденности–это кризис перехода от внутриутроб-ного к внеутробному существованию, к жизни в социальной среде. Кризис новорожденности носит ярко выраженный адаптационный характер. Симптомы кризиса: потеря веса, болезни новорожденного, манифестация атавистических безусловных рефлексов. Исход кризиса: приспособление к жизни во внеутробной среде, запуск физиологических реакций, становле-ние ритмов сна и бодрствования. Окончание периода новорожденности связывается с возникновением потребности в общении ребенка со взрослым.
Социальная ситуация развития. Внутренняя сторона: беспомощность ребенка, максимальная социальность (ребенок связан с внешним миром только через взрослого), отсутствие основных средств социального общения, готовность к движению и восприятию внешнего мира через функционирование нервной системы и всех анализаторов. Внешняя сторона:восприятие взрослыми младенца как беспомощного, с ограниченными способностями восприятия и понимания окружающего, не способного освоить и пользоваться нормами и правилами жизни в социуме. Удовлетворение всех потребностей ребенка взрослыми. Противо-речие между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями его в общении.
На протяжении первых трех месяцев зарождается и оформляется потребность ребенка в общении со взрослым, которое первоначально выступает в непосредственно-эмоциональной форме. Зрительное и слухо-вое сосредоточение ребенка на взрослом, улыбка, вокализации и движения по направлению к взрослому − проявления «комплекса оживления», выражающего потребность ребенка в общении.
Ведущая деятельность, которая отражает основные характеристики социальной ситуации развития – максимальную социальность младенца при отсутствии основных средств социального общения – непосредст-венно-эмоциональное общение со взрослым, в основе которого лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании и заботе со стороны взрослого; со второй половины первого года жизни – общение со взрослым, опосредованное предметом, то есть включение предмета в общение со взрослым. Другие формы активности – двигательная активность, освоение основных видов движений; хватание и манипулятивные действия с предметами.
Психологические новообразования возраста
− автономная речь – одно- и двусложные слова с упрощенной и (или) искажённой фонетикой, размытым и относительно неустойчивым значением, зависящим от конкретной ситуации. Автономная речь отличается от общеупотребительной речи, поэтому понятна лишь близким людям. Наличие автономной речи обозначает переходный период в речевом развитии (о ребенке нельзя еще сказать, является он говорящим или нет);
− мотивирующие представления (Л.И. Божович) – всплывающие в памяти ребенка эмоционально-заряженные образы предметов, которые могут побуждать его поведение вопреки конкретной ситуации;
− чувство базового доверия к миру (Э. Эриксон) – восприятие своего окружения, мира как стабильного, надежного, относительно постоянного и предсказуемого. Ребёнок научается чувствовать себя в этом мире, как дома;
– привязанность к близкому взрослому(Дж. Боулби) – ощущение близости со взрослым, который осуществляет уход за ребёнком, взаимодействует с ним. Типичное поведение ребенка, имеющего надежную привязанность к матери (либо к другому близкому взрослому), по мнению ученых, характеризуется активной исследовательской деятельностью в новой обстановке, отсутствием страха перед незнакомцами и радостью при появлении матери (либо другого близкого взрослого);
− эмоционально-ценностное отношение к себе (М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева) – присвоенное от взрослого (объекта привязанности) положительное отношение к себе, переживание своей ценности, уникальной значимости;
− субъектность и инициативность(О.Е. Смирнова) – способность ребёнка осуществлять самостоятельную активность, зачастую вопреки действиям взрослого. Субъектность и инициативность не возникает без базового доверия к миру, привязанности к близким взрослым и эмоционально-ценностного отношения к себе (например, у детей из детских домов). Признаки субъектности и инициативности:
· реакция на отношение взрослого к инициативе ребёнка (замечает одобрение или неодобрение взрослого);
· поиск таких воздействий взрослого, которые доставляют макси-мальное удовольствие (повторение действий, которые вызывают одоб-рение взрослого);
· протест против нежелательных воздействий (например, обида или гнев, если взрослый препятствует активности ребёнка);
· демонстрация взрослому своей инициативы , права на свободный выбор (взгляд с вызовом, когда удаётся реализовать инициативу);
· эмоциональная оценка своей инициативы как инструмента достижения цели (радость от способности что-то сделать вопреки трудностям, препятствиям, даже запретам).
Итоги развития ребенка в младенчестве свидетельствуют, что он поднялся на новый уровень своего развития, у него образовалась первичная упорядоченная картина мира, он может самостоятельно передвигаться, осваивая пространство вокруг себя, он овладел действиями с предметами, то есть стал более самостоятельным. Эти новые возможности ребенка вступают в противоречия с прежним отношением к нему взрослых, считающих ребенка беспомощным и маленьким. Обострение этого противоречия приводит к возникновению кризиса одного года.
Кризис одного года.Эмпирическое содержание кризиса: психологически ребенок отделяет себя от взрослого, становится самостоятельным в передвижении, что связано с появлением ходьбы; появляются первые слова автономной речи, понятные близким; проявление аффектов и воли (непослушание). Симптомы кризиса: отмечаются первые эпизоды непослушания, когда ребенок отказывается выполнять просьбы и указания взрослого; непонимание между взрослым и ребенком, так как ребенок не может выразить свои желания с помощью речевых средств, а взрослый не способен понять ребенка по его жестам и мимике.
Стремление ребенка к самостоятельности приводит к необходимости освоения предметной деятельности, а стремление к содержательному общению со взрослым – к необходимости овладения речью. Наступает период раннего возраста, на протяжении которого и будут реализованы эти линии развития.