Групповая сплоченность и конформное поведение 1 страница
Вспомните: | ||
всегда ли люди могут выбирать, в каком объединении им участвовать? Что способствует результативности деятельности и общения? Как социальное окружение влияет на мнения и оценки человека? Что можно изучать с помощью метода социометрии? | ||
Малая группа в социально-психологическом отношении начинается не с механического объединения людей, а с их сплочения в общность, оказывающую влияние на каждого своего члена. Чтобы понять, как группа влияет на входящего в него человека, социальные психологи изучают процессы групповой сплоченности и группового давления. Процесс групповой сплоченности непосредственно связан с разделением членами группы ее целей, норм и ценностей. Процесс группового давления (в последнее время его часто называют социальным влиянием группы) связан с принятием каждым вновь вступающим в группу индивидом норм ее жизни, а следовательно, подчинением индивида группой. Позиция индивида, отражающая меру его подчинения групповому давлению, получила название «конформность». Вопросы сплоченности группы и конформности, о которых пойдет речь в данном параграфе, волнуют исследователей уже многие десятилетия.
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ
В общении и совместной деятельности каждому члену группы приходится постоянно взаимодействовать с другими членами группы. Результативность этого взаимодействия во многом определяется тем, насколько люди в группе совместимы. «Совместимость членов группы, — пишет современный отечественный социальный психолог Г. М. Андреева, — означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать».
Возможность бесконфликтного общения и согласованности действий в условиях совместной деятельности лежит в основе совместимости.
В литературе можно встретить описания совместимости какна основе симпатий-антипатий (т. е. эмоциональной составляющей), так и на основе получаемых результатов деятельности (деловая составляющая). Так, одни авторы называют межличностной совместимостью взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности. Другие рассматривают совместимость как эффект сочетания людей, дающий максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. (Подумайте, как каждое из этих определений связано с данными выше описаниями совместимости.) Наконец, совместимость связывают с успешностью деятельности, нередко заменяя ее словом «срабатываемость». Но некоторые ученые различают психологическую совместимость, которая формируется на основе межличностных отношений, и срабатываемость членов группы, формирующуюся и проявляющуюся в профессиональной деятельности.
Особое значение межличностная совместимость приобретает в сложных условиях совместной жизнедеятельности (космическом полете, экспедиции, альпинистском походе и т. д.), т. е. тогда, когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства, количества участников. Представьте, к примеру, замкнутое пространство космического корабля, где в течение длительного полета пребывает группа людей. Они вместе круглые сутки и в ходе работы, и во время отдыха. Выводы о том, насколько важна здесь совместимость членов экипажа, вы можете сделать без труда.
Выявлением межличностной совместимости занимаются специалисты в области организационной, авиационной, космической, семейной психологии. Разрабатываются специальные методики для исследования совместимости. Наглядное представление об изучении совместимости дает, к примеру, изучение взаимодействия в группе нескольких пар представителей разных типов личности. В том случае, если один из них был доминирующим, а другой подчиняющимся, они действовали успешно. Но если оба оказывались представителями одного типа личности, между ними либо возникали конфликты (если оба стремились доминировать), либо не было никакого продвижения к цели (если оба могли только подчиняться).
Тип личности только один из многих аспектов, влияющих на совместимость людей в группе. Считают, что межличностная совместимость основана на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнении) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.
Психологическая несовместимость, как вы можете уже предположить, проявляется в различиях в ценностных ориентациях, неприятии друг друга, несинхронности умственных и двигательных реакций, значительных различиях во внимании, мышлении и других свойствах личности, которые могут препятствовать совместной деятельности и, что особо важно, согласованию действий в критических ситуациях.
Считают, что совместимость не бывает абсолютной. Она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Различают более высокие и более низкие уровни совместимости. Низкие уровни групповой совместимости составляют психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров членов группы, сенсорно-моторная согласованность при выполнении ими совместных действий, интенсивность коммуникативных внутригрупповых связей. На более высоких уровнях групповая совместимость выступает как согласованность функционально-ролевых ожиданий — представлений членов группы о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый при организации совместной деятельности. Высший уровень групповой совместимости находит свое выражение во взаимной референтности членов группы, в их ценностно-ориентационном единстве, речь о котором пойдет дальше. (Подумайте, как связаны уровни совместимости с условными слоями группы, о которых шла речь в предыдущем параграфе.) Высокие уровни совместимости могут влиять на низкие и тем самым улучшать совместимость группы. Например, сходство ценностных ориентаций может сдерживать конфликтность из-за несовпадения черт характеров, двигательных реакций и пр.
Критерием межличностной совместимости является высокая удовлетворенность партнеров результатом и, главное, процессом взаимодействия. Межличностная совместимость, как правило, сопровождается возникновением взаимной симпатии, уважения и во многом сказывается на сплоченности группы.
В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ
Групповая сплоченность может быть определена как степень притягательности группы для ее членов. Чем лучше отношение к группе ее членов, тем сплоченнее группа, и наоборот. Известно и другое определение групповой сплоченности — как результата согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов. Человек стремится быть вместе с теми, с чьими установками и позициями он солидарен.
Сплоченность группы означает, что ее состав не просто возможен для выполнения группой своих функций (именно это подчеркивалось выше в связи с характеристикой совместимости), но что члены группы интегрированы наилучшим образом и в наибольшей мере разделяют групповые цели и ценности.
Существуют различные подходы к изучению сплоченности. Рядом исследователей сплоченность изучается как эмоциональное явление и определяется эмоциональной привлекательностью и эмоциональной оценкой группы ее участниками. Сторонники этого подхода нередко напрямую связывают сплоченность с удовлетворением человека от пребывания в группе. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность; 3) степень удовлетворения различных потребностей индивида в группе — чем больше нужд удовлетворяется в группе, тем выше мотивация участвовать в ней, т. е. мотивационная сплоченность (к основным потребностям, которые индивид может удовлетворить в группе, относятся потребности в принадлежности, общении, помощи, защите, власти, престиже, уважении и самореализации).
Другими учеными сплоченность рассматривается как результат согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов. Высокая степень согласованности взглядов, позиций, установок, мнений, оценок и действий членов группы в связи с непосредственными целями ее основной деятельности называется ценностно-ориентационным единством группы. Ценностно-ориентационное единство сторонники данного подхода считают интегральным показателем сплоченности группы.
О группе с невыраженной сплоченностью говорят как о разобщенной группе.
Сплоченное состояние обладает огромной ценностью как для группового развития, так и для каждого конкретного человека. Такое состояние группы способствует эффективности деятельности (в сплоченной группе люди лучше работают); делает группу более стабильной. Сплоченность улучшает психологическое здоровье людей, входящих в группу: повышает самооценку, снижает тревожность, порождает у человека ценное для него состояние личной защищенности.
Назовем несколько факторов, способных воздействовать на развитие сплоченности в группе.
Один из них — это осуществляемая деятельность. Чем более тесного взаимодействия она требует, тем выше потенциальная сплоченность группы. Интересные, веселые, увлекательные действия ведут к совместному переживанию позитивных эмоций, способствующих усилению сплоченности.
Далее следует выделить групповую историю успеха в совместной деятельности. Чем больше таких успехов, тем выше сплоченность.
Вклад в групповую сплоченность вносят личностные характеристики членов группы. Люди более расположены к тем, чьи качества ближе к их собственным. Чем больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.
На повышение сплоченности влияет система стимулов, существующих в группе, в том числе награждений, поощрений.
Сплачивающую роль играют социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, обычаи и ритуалы. (Приведите примеры норм, традиций и ритуалов, существующих в вашем классе, спортивной команде или неформальной группе приятелей.) Взаимосвязь норм, традиций и ритуалов лежит в основе важного для понимания сплоченности группы чувства «Мы». Это чувство — чувство «Мы» — некоторые исследователи просто отождествляют с самой сплоченностью. Например, автор одного из современных учебников по социальной психологии Дэвид Майерс (США) пишет: «Сплоченность — чувство «Мы», степень связи членов группы друг с другом, например, за счет взаимной симпатии».
Сплоченная группа характеризуется тем, что может противостоять внешним воздействиям и сохранять свою целостность в разных ситуациях. Аспекты сплоченности многообразны. Это и наличие в группе общих чувств, настроений и веяний, и общность оценок и реакций на воздействия извне или со стороны отдельных участников, и взаимная поддержка, взаимопомощь, и готовность к принятию коллективной ответственности за те или иные действия группы. Наглядное представление о проявлениях групповой сплоченности, например, дает поведение членов экипажей авиалайнеров, терпящих аварию, но благодаря общим реакциям и целенаправленным действиям спасающих пассажиров. Не случайно сюжеты, основанные на действиях сплоченной группы, положили в основу своих произведений многие мастера литературного жанра и кинематографа. (Приведите примеры известных вам образов сплоченных групп, созданных писателями и кинематографистами.)
Сплоченность группы проявляется также в групповом (его иногда называют широким понятием «общественное») мнении. Групповое мнение отражает события и процессы, представляющие общий для группы интерес. Выражается групповое мнение в форме суждений, разделяемых большинством членов группы. Отсутствие полного единства во взглядах не означает отсутствия группового мнения. Исследователи в этой связи ведут речь о той или иной степени его сформированности. Констатируя, что сплоченность группы выражается в единстве мнений по важнейшим вопросам жизни объединения, они отмечают, что в сплоченной группе одновременно с групповым мнением может существовать разнообразная и даже противоречивая картина индивидуальных вкусов, предпочтений, интересов, не связанных с содержанием основной деятельности и не препятствующих ей.
Единство мнений и взглядов, характеризующее сплоченность, надо отличать от единообразного группового поведения, связанного с конформностью.
ЧТО ТАКОЕ КОНФОРМНОСТЬ, ИЛИ НОВЫЙ НАРЯД КОРОЛЯ
Многим из нас с детства известна сказка Ганса Христиана Андерсена о голом короле. Герои этой сказки подчинялись общему мнению и грешили против истины, расхваливая то, чего в реальности не существовало. Боязнь быть «не как все», получить наказание за несогласие с общим мнением существует не только в сказке, но и в реальной жизни. Человек, который согласен с мнением большинства, не создает проблем в общении, получает поддержку и одобрение группы. С желанием заслужить одобрение или избежать порицания и быть принятым в своей группе связано подчинение навязываемому группой мнению.
Отношения, складывающиеся в группе, а также воздействие группы на людей, как утверждают исследователи, являются одним из особо сильных источников регулирования чувств, суждений и норм поведения человека. Сказка о голом короле — пример особого социально-психологического явления, называемого конформностью. Факт существования феномена конформности личности в группе был установлен американским психологом Соломоном Ашем (1907—1996 гг.). О конформности говорят тогда, когда имеет место конфликт между мнением индивида и мнением группы, и этот конфликт преодолевается в пользу группы. Суть этого явления имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Наука определяет конформностькакизменение в поведении и установках людей, направленное на содействие действиям и поведению других.
Различают внешнюю и внутреннюю конформность. Внешняя конформность связана с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться ее членом. Она предполагает лишь внешнее согласие с группой, при котором не затрагивается внутренняя позиция человека. Внешнюю конформность отождествляют с уступчивостью в следовании требованиям группы при внутреннем неприятии их. Внутренняя конформность связана с реальным одобрением, согласием человека с мнением группы, ее требованиями.
Конформное поведение играет как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны, оно способствует исправлению ошибочного мнения человека или его поведения, если более правильным оказывается мнение или действия большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Конформисты помогают принимать общие решения, но обычно не предлагают ничего нового.
Есть и другая категория людей — те, кто идет против течения, зная, что могут встретить недовольство, отвержение и даже ненависть. К этим людям применимо выражение «дух противоречия»: они во что бы то ни стало поступают вопреки мнению окружающих, наперекор другим, любой ценой во всех случаях утверждают противоположную точку зрения. Таких людей называют нонконформистами. Ярким примером нонконформности служит просьба ребенка: «Пожалуйста, запретите мне рисовать, ведь мне так хочется немного порисовать».
Характеризуя позицию индивида относительно позиции группы, ученые пишут о мере подчинения индивида групповому давлению. В литературе встречается мнение о том, что для индивида желательно проявление «разумной» конформности. Так, собираясь на дружеский вечер, полезно поинтересоваться, во что будут одеты его участники. Зная ответ на этот вопрос, вы сможете определить, как одеться вам, чтобы не выглядеть белой вороной.
«Из десяти тысяч человек не найти ни одного, который был бы настолько равнодушным и бесчувственным, чтобы сносить постоянные неприязнь и порицание своего окружения». Джон Локк (1632—1704 гг., английский философ-просветитель и политический мыслитель) |
С чем связана степень конформности? Во-первых, степень конформности связывают с новизной группы — при вхождении в новую группу индивид пытается в своем поведении следовать за другими, потому что еще не знаком с групповыми ценностями и нормами. Кроме того, степень конформности связана с социальным статусом (чем он ниже, тем выше может быть конформность) и с привязанностью к группе, желанием во что бы то ни стало принадлежать ей, быть ее участником. Играют роль также личностные характеристики человека (интеллект, тревожность, внушаемость и др.), его пол, возраст (маленькие дети более конформны, чем взрослые). Важна и культура, представителем которой является человек. Представители коллективистских обществ Востока в большей степени конформисты, чем представители западного индивидуалистического общества. Наконец, степень конформности зависит от сплоченности группы: чем группа сплоченнее, тем выше конформность ее членов, тем сильнее влияние на них группы.
Завершая разговор о влиянии группы на личность, отметим, что в зависимости от реакции на групповое давление член группы может выступать: 1) как конформист, т. е. соглашаться с мнением группы и изменять поведение в направлении группового давления; 2) как нонконформист, т. е. оказывать сопротивление давлению группы, думать и действовать вопреки ему; 3) как самоопределяющаяся личность — избирательно реагировать на воздействия группы, соглашаясь с ее мнением или не принимая его — в зависимости от конкретной ситуации. Именно так поступил мальчик в упомянутой сказке, заявив о том, что король голый.
Здесь мы употребляем термин «самоопределение личности» в узком смысле слова, лишь применительно к поведению индивида в группе в ситуациях ее давления. В широком смысле под самоопределением личности понимают сознательный процесс выбора социального положения, профессии, принципов и образа жизни, основанный на познании своих личностных качеств.
Основные понятия:межличностная совместимость, групповая сплоченность, конформность.
Термины:нонконформность, самоопределение личности.
Проверьте себя |
1) Что представляет собой межличностная совместимость? 2) Почему сложные условия совместной деятельности предъявляют повышенные требования к межличностной совместимости? 3) Что влияет на совместимость людей в группе? 4) В чем проявляется групповая сплоченность? Что рассматривают в качестве ее показателей? 5) Что оказывает воздействие на уровень сплоченности группы? 6) При каких ситуациях можно вести речь о конформном поведении в группе? 7) Каковы достоинства и недостатки конформизма? 8) Что объединяет понятия «конформизм» и «нонконформизм»?
Подумайте, обсудите, сделайте |
1. Опираясь на содержание известных вам литературных произведений и художественных фильмов, приведите примеры межличностной совместимости и сплоченности людей в группе.
2. Какое из двух определений групповой сплоченности, данных в параграфе, на ваш взгляд, более широкое?
3. Обсудите, какое совместное дело может увеличить сплоченность вашего класса. Подготовьте и проведите его.
4. Выскажите свои соображения о том, как влияют на сплоченность группы следующие музыкальные традиции:
а) традиция пения любимых песен в кругу, в котором все участники стоят, положив руки на плечи соседей слева и справа;
б) традиция вечеров песен под гитару у костра или при свечах.
5. В один из зимних дней исследователи попросили помощников в течение 60 секунд стоять и смотреть вверх, в ничем не примечательное небо. Чем больше помощников смотрели в небо, тем больше прохожих присоединялось к группе. Объясните данный факт, опираясь на понятие конформности.
6. Г. М. Андреева называет нонконформность «конформностью наизнанку». Как вы думаете, что подчеркивается этим определением: независимость, самостоятельность позиции нонконформиста или его зависимость от группы?
7. Кого из ваших друзей вы можете отнести к конформистам, а кого — к нонконформистам?
Поработайте с источником |
Предлагаем вам фрагмент текста о ходе одного из известных экспериментов Соломона Аша, около полувека назад исследовавшего подчинение человека групповому давлению.
Аш попросил студентов в группе из восьми человек сравнить линии разной длины. <...> Эта задача была достаточно легкой. В контрольной ситуации, когда группа не подталкивала человека к неверному выбору, 95% участников правильно нашли 12 одинаковых линий, а для участников экспериментальной группы ситуация менялась: они сталкивались с результатами социального соглашения, противоречащего их собственным глазам. Прежде чем испытуемые выносили свое собственное суждение, они слышали, как пять других студентов (в действительности помощники экспериментатора) единодушно соглашались с очевидно неправильным ответом. Держались ли обманутые испытуемые за свое собственное мнение и давали правильный ответ или шли вместе с толпой? <...> Лишь 25% этих участников не замечали очевидной ошибки группы и давали только правильные ответы. Другие 75% отвечали вопреки собственным чувствам и до некоторой степени уступали мнению группы. Хотя никто из участников не соглашался со всеми ответами группы, один испытуемый уступил мнению группы в 11 из 12 случаев. <...> Участник, уступавший мнению группы в 11 из 12 раз (больше, чем какой-либо другой), позже заявил, что он заколебался из-за кажущейся уверенности других членов группы. Он сказал, что действительно поверил, что остальные правы, и думал, что он один стал жертвой какой-то «иллюзии». Исследование Аша показало, что люди, сталкиваясь с ярко выраженным мнением группы, порой соглашаются, хотя и думают, что другие могут ошибаться. Кроме того, они иногда считают, что другие правы, и сомневаются в собственных чувствах, если члены их группы кажутся достаточно уверенными.
Вопросы и задания:1) Какое социально-психологическое явление, описанное в параграфе, изучал Соломон Аш? 2) Опираясь на знание предыдущего параграфа, определите, к какому виду социальной группы можно отнести группу студентов, собранную Ашем. 3) Сколько этапов эксперимента описано в тексте? Чем они отличались друг от друга по условиям и результатам? 4) Как распределились участники эксперимента в зависимости от подверженности влиянию группы? Какие выводы позволяет сделать эксперимент? 5) Аш проводил эксперименты с незнакомыми студентами, встретившимися во время короткого эксперимента. Опираясь на собственный опыт, приведите примеры влияния на личность сплоченной группы, где высоко ценится хорошее отношение ее членов и существует групповое мнение.
§ 36. Групповая дифференциация и лидерство
Вспомните: | ||
о каких видах отношений в малой группе вам известно? Что изучают с помощью метода социометрии и социометрического выбора? Что представляет собой формальная малая группа? В чем смысл понятий «социальный статус» и «социальная роль»? | ||
Помимо рассмотренных ранее процессов сплочения и интеграции, в группе протекают процессы дифференциации (от лат. differentia — разность) межличностного взаимодействия и выделения лидеров — членов малой группы, имеющих определенное влияние на различные стороны ее жизни. В процессе жизнедеятельности группы одни участники выдвигаются на доминирующие, ведущие позиции, другие занимают позиции ведомых. Многие годы ученые изучают эти процессы с помощью специальных методов, определяя механизмы дифференциации, природу лидерства и его различные проявления. Процессы развития группы, в частности, наблюдают и изучают на примере школьного класса.
ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ
Отношение группы к своим членам проявляется в том, что одних любят, других не любят, третьих просто не замечают, четвертых отвергают. Фактически в группе происходит дифференциация — разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.
Психологические изменения в группе связаны с взаимодействием двух тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Интеграция проявляется в упрочении единства группы, стабилизации и упорядочении межличностных отношений. Дифференциация проявляется в специализации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в различении их функциональных и психологических статусов. |
Различия членов группы по занимаемому положению (статусу) можно определить с помощью социометрического метода. Первое представление о социометрическом методе и критериях социометрического выбора вы получили, изучая межличностные отношения в малой группе. Сейчас мы еще раз обратимся к социометрии, так как она позволяет определить социальный статус каждого члена группы — его место в иерархии внутригруппового общественного мнения. Верхнюю ступень этой табели о рангах занимают самые популярные — «звезды» и «лидеры». Далее идут «приятные» и «предпочитаемые». Затем — «пренебрегаемые», лишенные внимания «изолированные» и, наконец, нежелательные — «отверженные».
Если критерием, на основании которого осуществлялся выбор, были симпатии и антипатии относительно, например, проведения досуга (т. е. критерий эмоциональный), то человек, набравший самое большое количество голосов, — это социометрическая звезда, или эмоциональный лидер, группы. Если выбор осуществлялся по критерию деловых функций, то ведущее место получает деловой лидер, организующий деятельность группы. Зачастую «социометрическая звезда» и «деловой лидер» группы — разные люди.
Факторы, приводящие к групповой дифференциации, связывают с видом группы (формальная или неформальная), ее деятельностью, длительностью ее существования, личными качествами членов группы. В неформальных группах в большей степени проявляются личные качества людей, связанные с умением общаться, чувством юмора и т. п. Именно эти качества прежде всего влияют на социометрический выбор. В формальных группах, например трудовых объединениях, на первый план выходят организаторские качества (умение спланировать и организовать работу, правильно распределить обязанности, осуществлять координацию действий). Отвергаемыми и в формальных, и в неформальных группах могут стать люди неприятные, агрессивные, конфликтные, замкнутые, не умеющие общаться и налаживать контакты.
ЧТО ТАКОЕ ЛИДЕРСТВО
Вы, вероятно, не раз сталкивались с тем, что за определенным членом группы признается право принимать решение в значимых ситуациях. Такого члена группы называют лидером (от англ. leader — ведущий). Лидер пользуется авторитетом и способен оказывать существенное влияние на поведение и сознание других членов группы.
Заметим, что термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке существует два отдельных термина, и отечественные психологи нередко разводят эти понятия. Например, подчеркивают, что лидер и руководитель различаются по происхождению: лидер выдвигается стихийно, а руководитель — целенаправленно, под контролем социальных структур. Сферой деятельности лидера является малая группа, а руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе. Руководство в отличие от лидерства предполагает различные санкции. В то же время следует отметить, что многие психологи описывают деятельность руководителя и лидера как идентичную.
Существует множество определений лидерства. Сравните некоторые из них.
Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
Лидерство — психологическая характеристика поведения какого-то члена группы, пользующегося наибольшим влиянием на других.
Лидерство — это конкретные действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий.
Лидерство — это система взаимоотношений в группе, когда один человек выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.
Подумайте, чем эти определения лидерства дополняют друг друга.
ЛИДЕРСКИЕ РОЛИ
Изучение лидерства ведется около ста лет. В середине 50-х гг. XX в. были выделены две фундаментальные лидерские роли — роль инструментального (делового, целевого) лидера и роль лидера социально-эмоционального (экспрессивного). Первая роль включает действия, направленные на организацию группы для достижения цели деятельности, решение поставленной перед группой задачи. Инструментальный лидер — лидер, обладающий наибольшими знаниями и компетентностью, необходимыми для решения групповых задач и достижения целей. Вторая роль представляет действия, относящиеся в основном к межличностным отношениям и регулирующие их. Экспрессивный лидер — лидер, влияющий на эмоциональную атмосферу группы благодаря способности выражать интересы, мнения, настроения группы, уменьшать напряжение в ней. Его отличает способность откликаться на переживания других, понимать эти переживания, находить время для сочувствующей беседы.
Более поздние исследования увеличили список лидерских ролей, связав их с многообразием ситуаций жизни группы. Так, например, отечественный психолог Л. И. Уманский (1921—1983 гг.) построил описание лидерских ролей на функциях, реализуемых лидерами. Он выделил лидеров-инициаторов, лидеров-эрудитов, лидеров-генераторов эмоционального настроя, лидеров-умельцев. Его ученики предложили выделять лидеров-организаторов и лидеров-дезорганизаторов, подчеркнув, что по направленности своих действий лидер может быть положительным и отрицательным.
Описание лидерских ролей связывают с двумя процессами лидерства. Это формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности (именно в этом смысле употребляют и термин «руководство») и неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умений или других ресурсов. Формальный лидер несет ответственность за положение дел в группе и обладает официальным правом поощрения и наказания. Неформальный лидер не обладает властными полномочиями и официальными обязанностями. Его влияние и авторитет основаны на отношении к нему группы, а не на его служебном положении, должности, статусе. (Опираясь на свой социальный опыт, приведите примеры формального и неформального лидеров.)
Если должностное влияние сочетается с неофициальным лидерством, в группе формируются благоприятные взаимоотношения. Если же этого совпадения нет, то взаимоотношения в группе будут зависеть от отношений между официальным и неофициальным лидерами. Наименее благоприятна ситуация, при которой отрицательно направленный неформальный лидер состоит в конфликтных отношениях с формальным лидером. В этом случае группа будет подвержена внутренним противоречиям и конфликтам. Чтобы представить подобную ситуацию, вспомните, например, всегда ли старостой вашего класса был человек, которого вы действительно уважали, с которым вам было хорошо, который мог повести за собой, организовать класс на интересное и полезное дело. В те периоды жизни вашего класса, когда это было так, в лице старосты сочеталось должностное влияние и неформальное лидерство. А теперь вспомните, бывали ли ситуации, когда старосте мешали, старались поссорить его с некоторыми ребятами, подговорить их выступить против его инициатив. И все это не потому, что предлагалось дело, не менее интересное и полезное, а просто, чтобы навредить, привлечь внимание класса к кому-то другому, который, вполне вероятно, в те моменты играл роль отрицательно направленного неформального лидера.