Примерный анализ сказки «Морозко».
«Морозко» - одна из самых поэтичных волшебных сказок русского народа. В ней рассказывается о тяжелой доле скромной, трудолюбивой падчерицы, вознагражденной Морозкой за ее приветливость, скромность и доброту. Основная идея сказки - торжество справедливости, утверждение добра. Повествование построено на противопоставлении: добрая падчерица и злая дочь старухи; завистливая, коварная мачеха и справедливый великодушный Морозко. Героиня сказки наделена высокими моральными качествами, которые вызывают сочувствие волшебного существа – Морозки и сострадание чудесной собачки, говорящей человеческим голосом. Задача рассказчика- вызвать у детей симпатию к падчерице, осудить злую мачеху и ее дочь, показать торжество справедливости, передать оптимизм сказки, дать почувствовать красоту и поэтичность сказочного языка.
Повествование начинается с описания тяжелой жизни падчерицы у мачехи. Здесь можно возбудить у детей положительное отношение к падчерице. Показать безответственность и трудолюбие девушки, которая и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету. Фразу-' Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо надо произнести возмущенно, выделив слова ничем, все не так, все худо, чтобы дети почувствовали несправедливость старухи. Необходимо показать разницу в отношении мачехи к падчерице и родной дочери. Фразу Все знают, как за мачехой жить, перевернешься— бита и не довернешься — бита сказать сокрушенно, обращаясь непосредственно к детям, как бы ища их сочувствия. Во фразе А родная дочь что ни сделает — за все по головке гладит должно прозвучать неодобрение, слово умница надо прочитать с иронией, насмешливо, без похвалы, чтобы дети поняли несправедливость мачехи и почувствовали жалость к бедной падчерице. Слова придумала падчерицу со свету сжить следует выделить голосом, так как они содержат важное для развития сюжета сообщение о коварном замысле мачехи. В обращении старухи к старику: Вези, вези ее, старик — надо передать приказ, показать власть мачехи над мужем. Воспроизводить же голос старухи, говорить крикливо не следует. Достаточно сказать решительно, выделив слова в лес, на трескучий мороз, чтобы отметить жестокость старухи и вызвать тревогу за судьбу падчерицы.
Раскрывая образ старика, надо оттенить его жалость к дочери и вместе с тем показать безволие, полную покорность злой жене. С ударением следует произнести слова затужил, заплакал, а обращение к дочери: садись, милая дочь, в сани — сказать тепло, горестно, безнадежно, чтобы было ясно, что ничем помочь он ей не может.
Особого внимания требует от читающего сцена в лесу, где падчерица встречается с Морозко. В лесу холодно, сурово. Девушка сидит под елью одна, дрожит, озноб ее пробирает. В голосе рассказчика звучит волнение за нее. В описании встречи Морозко с падчерицей используется прием трехкратного повторения. Увидев девушку, Морозко трижды обращается к ней с вопросом: Тепло ли тебе, девица? — и только после третьего ответа падчерицы награждает ее. Морозко, сказочный хозяин зимы, изображен ярко, поэтично. Он по елкам потрескивает, с елки на елку подскакивает, пощелкивает. К падчерице обращается уверенно, сначала сурово, а затем, тронутый ее добротой, ласково и вместе с тем выжидательно, как бы испытывая ее. Поэтому после каждого вопроса необходимо делать паузу, чтобы дети смогли пережить перемену в настроении Морозко. Трехкратно повторенное обращение отражает настроение напряжения, которое надо передать голосом, выделив слова, особенно ярко рисующие это напряжение: ниже, пуще, сильнее.
В рассказе о награде должна прозвучать радость, выражающая удовлетворение решением Морозко, который сжалился над девицей.
Важная роль в сказке отведена говорящей собачке. Она не помогает падчерице, но зато выражает симпатию к ней и предсказывает развитие событий. Передавать ее речь надо убежденно, уверенно, делая паузу после восклицания Тяф, тяф!, звучащего как своеобразное подражание лаю собаки, что всегда привлекает детей и доставляет им удовольствие.
Описание возвращения падчерицы начиная со слов Вдруг заскрипели ворота... следует прочитать замедленно, несколько удивленно, чтобы ярче передать недоумение старухи и ее зависть.
Обращение мачехи к мужу: Запрягай, старый хрыч, другую лошадь — требует от рассказчика повелительных интонаций и более быстрого темпа, так как старуха, обозленная благополучием падчерицы, торопится добиться того же и для своей дочери.
О встрече Морозко с дочерью старухи надо читать так, чтобы дети ясно почувствовали разницу между ее ответами Морозко и ответами падчерицы и восприняли гибель старухиной дочери как заслуженное наказание за ее неуважение, грубость и злость. В вопросах Морозко слышится нарастающая суровость, а в ответах дочери старухи — раздражение, недовольство, резкость.
Последние слова сказки: Заголосила старуха, да поздно —- не должны вызывать жалости. Произнеся их, рассказчик как бы подводит итог повествованию и выражает уверенность в неизбежной гибели зла и торжестве добра.
Примерный план подготовки к выразительному рассказыванию
сказки «Морозко»
Идея: неизбежность торжества добра над злом.
Образы: трудолюбивая, добрая падчерица; грубая, ленивая и злая дочь старухи; вероломная и завистливая мачеха; суровый, справедливый и великодушный Морозко; робкий, безответный, забитый старик; говорящая собачка.
Сюжет: рассказ о судьбе падчерицы.
Элементы сюжета:
зачин: «Живало-бывало...»;
завязка: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить»;
кульминация: «Сгинь, пропади, проклятый Морозко»; развязка: «Заголосила старуха, да поздно».
Задача чтения: осудить злую мачеху и ее дочь, вызвать уважение к скромной, трудолюбивой падчерице, показать поэтичность сказки.
Задания
1. Произведите анализ сказки «Семь Симеонов» (III класс) для подготовки ее к выразительному чтению.
2. Составьте примерный план анализа сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница» (III класс) для подготовки ее к чтению и выразительно прочитайте текст.
3. Прослушайте, как читает ваш товарищ подготовленную им (по выбору) сказку, и оцените чтение.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
Наибольшую трудность для учителей начальных классов представляет чтение стихотворений. Объясняется это в основном незнанием теории стихосложения и недооценкой серьезности этого вида работы.
Содержание любого стихотворения неразрывно связано со звуковой организацией стихотворной речи. Создавая произведение, поэт использует определенные художественные приемы которые дают ему возможность наиболее точно, выпукло и
иом незнанием теории стихосложения и недооценкой серьезности этого вида работы.
Содержание любого стихотворения неразрывно связано со звуковой организацией стихотворной речи. Создавая произведение, поэт использует определенные художественные приемы, которые дают ему возможность наиболее точно, выпукло и эмоционально выразить свои мысли, чувства, настроение. Поэтому учитель, помимо верной передачи основной идеи, поэтических образов, раскрытия внутреннего мира автора, его чувств, переживаний, должен дать почувствовать детям ритмичность и музыкальность исполняемого стиха. Этого можно достигнуть только при условии знания теории стихосложения, закономерностей стихотворной речи. Даже одаренные учителя, но не знакомые с принципами организации стихотворной речи, читают стихотворения монотонно, неверно, часто искажая их содержание. Они или сливают стихотворные строки, когда между ними нет знаков препинания, сбиваясь на прозу, или произносят каждую из них отрывочно, разрывая смысловую связь слов в фразе; нажимают на последнее слово в строке, не обращая внимания на ее синтаксическое построение, не видят образов. Знание теории стихосложения — необходимое условие овладения техникой выразительного чтения стихотворных произведений.
Строение стиха отличается от строения прозы. Это отличие имеется не только во внутренней, но и во внешней организации речи. Для прозы характерно свободное расположение слов, свойственное разговорной речи. Стихотворная речь ритмически организована. Для нее характерно деление на определенные ритмические отрезки, которые называются стихом или стихотворной строкой. Правильное их чтение наглядно показывает звуковое отличие стихотворений от прозы.
Независимо от того, совпадает или нет стихотворная строка с окончанием предложения, в конце ее обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. В противном случае стихотворение будет звучать, как проза. Роль ритмической паузы ни в коем случае нельзя сводить к механическому разделению стихотворных строк. Она помогает раскрыть содержание и способствует передаче различных оттенков чувств. Длина паузы зависит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки следует повысить голос, чтобы слушателю было ясно, что надо ждать продолжения, и сделать непродолжительную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием строки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную паузу.
Для усиления ритмико-мелодического звучания стиха делается иногда дополнительная пауза — цезура, которая делит стихотворную строку на два полустишия.
«У старинушки/ — три сына:/
Старший / — умный был детина,/
Средний сын / — и так и сяк,/
Младший / — вовсе был дурак.//»
(П. Е р шов. Конек-горбунок.)
Как и любое средство речевой выразительности, цезура должна быть внутренне оправдана. Так, постановка цезуры между словами у старинушки и три сына делает их более выпуклыми, яркими, эмоциональными. Пауза после слов старший, средний сын и младший фиксирует внимание слушателя на смысловом содержании слов умный, так и сяк, вовсе был дурак, чем способствует более образному представлению каждого сына старика.
Ритмическая пауза и цезура (при совпадении с логической и психологической паузой) не связаны с дыханием. Сопровождение их вдохом или добором воздуха нарушило бы целостное восприятие смысла предложения.
Стихотворные строчки, как правило, объединяются рифмой. Рифма — это звуковой повтор в конце стихотворных строк. Она имеет большое значение для правильного выразительного чтения стихотворных произведений. Во многих случаях рифмуют слова, которые имеют главное смысловое значение. Рифма объединяет стихотворные строки, «...возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». Поэтому рифму необходимо сохранить при чтении. Однако не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения. Такое выделение вырвет эти слова из контекста и затруднит их восприятие, а стихотворение утратит свою музыкальность, каждая строка будет звучать отрывочно, невыразительно. Процитируем для примера отрывок из стихотворения Ф. Тютчева «Весна».
«Зима недаром злится:
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится.
И гонит со двора».
Если в этом поэтическом отрывке произнести подчеркнуто рифмующиеся слова злится, стучится, пора, двора, смысл его утратится. Рубленые строки нарушат мерность стихотворной речи, ее плавность и благозвучность.
В том случае, когда рифмой выделяется слово важное, главное, его необходимо при чтении выдвинуть на первый план.
Характер стоп определяется замыслом поэта, его намерениями воспроизвести то или иное настроение, переживание, действие. Так, рисуя сказочную обстановку во вступлении к поэме «Руслан и Людмила», А. Пушкин употребляет ямбическую стопу, так как ямб придает определенную ритмичность и плавность стиху, соответствующую мерному движению ученого кота, неторопливо рассказывающего сказки.
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...»
Стихотворные строки посредством чередования рифм объединяются в единообразные группы — строфы. «Строфой называется составляющая, как правило, синтаксическое целое, выражающее какую-либо законченную мысль, со свойственной этой группе стихов системой рифмовки и общностью интонаций»’. Строфа как бы делит стихотворение на отдельные логически завершенные части, что способствует четкому восприятию как каждой части, так и всего стихотворения в целом. Поэтому при чтении необходимо отделять одну строфу от другой паузой.
«Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят. //
Скоро гости к тебе соберутся.
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари».
(И. Никитин. Полюбуйся, весна наступает...)
Стихотворение И. Никитина воссоздает яркие картины наступления весны. Оно пронизано чувством любви к родной русской природе. Каждая строка полна радостным ощущением близости весны. Слов в стихотворении мало, но каждая их группа рисует целую картину, имеет глубокий идейно-эмоциональныи смысл. Задача учителя — передать красоту приближающейся весны, вызвать чувство радостного ожидания ее прихода, заставить любоваться нарисованными автором картинами.
Стихотворение написано в форме обращения автора к слушателю. Поэтому читать его следует тепло, ласково, живо естественно передавая радость, волнение поэта. Общение со слушателем будет очень тесным. Строки, содержащие непосредственное обращение (Полюбуйся, весна наступает..., сколько гнезд понавьют, посмотри!), прозвучат задушевно, интимно.
Стихотворение состоит из двух строф. В первой обрисовано самое начало весны, когда еще только прилетают журавли и ручьи по оврагам шумят. Задача учителя — зримо, весомо, взволнованно передать приближение весны. Слушатели должны как бы услышать шум ручья, увидеть блеск солнца, прилет каравана журавлей. Чтецу следует стремиться вызвать у них чувство восхищения, любования пробуждающейся природой, на первый план выдвинуть слова полюбуйся, весна, журавли, ручьи.
Вторая строфа передает восторг автора наступлением весны, когда все оживает, птицы вьют гнезда и поют день-деньской от зари до зари. Чтец должен заразить слушателя волнением, связанным с ожиданием весны, вызвать у него восторг от пробуждения природы. Под ударением будут слова, воссоздающие яркую картину весны: гости, гнезд, звуки, песни. Чтение второй строфы, как и первой, прозвучит естественно, очень тепло, радостно. Поскольку обе стопы рисуют хотя и близкие по смыслу, но самостоятельные картины, они должны отделяться друг от друга более длительной паузой.
Особенностью стихотворных произведений является использование аллитерации (повторение одинаковых согласных) и ассонанса (повторение одинаковых гласных) для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия Например:
«Поет зима-аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка».
(С. Е с е н и н.)
«Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи... »
(С. Маршак.)
Поскольку и ассонанс и аллитерация являются средствами раскрытия идейного содержания, поэтических образов, их надо уметь передать при чтении: выделять те звуки, которые помогают зарисовке картины, явления, действия. Однако не следует чрезмерно увлекаться звуковой стороной стиха и переходу1’ к звукоподражанию. Это повлечет за собой формализм, Р ведет к ненужному обыгрыванию слова и нанесет ущерб передаче идейного смысла стихотворения. Большое внимание надо обратить на заключительную строку. Она может выражать завершенную и незавершенную мысль.
«Весне и горя мало:
Умылся в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу».
(Ф. Т ютчев. Весна.)
«Он с детских лет мечтал о том,
Чтоб на родной земле
Жил человек своим трудом
И не был в кабале...»
(С. Михалков. В Музее В. И. Ленина.)
Особенность заключительной строки необходимо уметь передать при чтении соответствующей интонацией, понижая или повышая голос в зависимости от смысла предложения. Так, в первом случае («Весна») мысль закончена, поэтому голос следует понизить, во втором («В Музее В. И. Ленина») мысль не завершена, голос надо повысить, чтобы слушатель почувствовал некоторую недоговоренность, которую поэт передает в стихе.
Стихотворные строчки короче строк прозаического произведения. Поэт пользуется только теми словами, которые помогают ему наиболее ярко и конкретно передать мысль. Это увеличивает значимость каждого слова в поэтическом произведении. При чтении стихов надо постоянно помнить об этой особенности стихотворной речи. Каждое слово стиха требует от чтеца повышенного внимания и глубокого осмысления.
Примерный анализ стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Главная мысль стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» раскрывается в самом заглавии. Ясно, что поэт в нем хочет сообщить о сущности хорошего и плохого. Поэтому, читая заглавие, учитель уже должен готовить детей к восприятию тех положительных и отрицательных явлений, о которых предстоит им услышать. Наибольшую смысловую нагрузку несут слова хорошо и плохо. Они выделены автором не только в отдельную строку, но и разрядкой1. Поэтому при чтении их следует выдвинуть на первый план, поставить на них логическое ударение.
Основная идея стихотворения воспитательная: надо совершать только хорошие поступки. Задача чтения — показать детям положительное и отрицательное в жизни и вызвать у них желание делать хорошо и не делать плохо.
Центральные образы стихотворения — отец и сын. Отец — человек доброжелательный и знающий жизнь. Он охотно соглашается ответить на вопрос сына и на конкретных фактах: убедительно показывает ему, что хорошо и что плохо. Приводимые им примеры просты, жизненны, доступны пониманию ребенка, часто хорошо ему знакомы.
Рассказ отца занимает в произведении центральное место. Его передача потребует от учителя живых, естественных разговорных интонаций, в которых проявляется теплое, доброжелательное отношение к ребенку, желание пробудить в нем отрицательное отношение ко всему плохому и вызвать стремление подражать тому, кто поступает хорошо. Рассказ отца носит дидактический характер. Мораль вытекает естественно, из конкретных жизненных случаев. Поэтому читать слова отца следует неторопливо, убедительно, чтобы дать детям понять и почувствовать,что хорошо ичто плохо, доказать им необходимость хороших поступков. Дурное поведение, плохие поступки, трусоеть, лень должны быть преподнесены так, чтобы они были правильно восприняты детьми и вызвали бы у них недовольство, осуждение, гнев, возмущение. Так, читая строфу:
Второй герой стихотворения — крошка-сын. Поэт почти ничего не сообщает о нем. Но и то немногое, что сказано, дает возможность ясно представить себе его образ. Это маленький мальчик, кроха, как ласково называет его автор, любознательный, умный. Он хочет знать, что такое хорошо и что такое плохо. Он внимательно слушает рассказ отца и приходит к твердому убеждению:
«Буду делать хорошо
И не буду —
плох о».
Упоминание о сыне поэтом сделано дважды: в начале и в конце стихотворения. Сначала В. Маяковский описывает приход ребенка к отцу. Эти строки надо прочитать тепло, задушевно, нежно, выделив слова крошка, кроха, чтобы вызвать у детей симпатию к мальчику, пробудить в них интерес к вопросу, который он задал отцу.
Вывод, к которому приходит сын после рассказа отца, имеет большое воспитательное значение: в нем содержится решение поступать только хорошо. Поэтому конец стихотворения читать надо убедительно, замедленно, с сильными логическими ударениями, паузами и вместе с тем живо, так как мальчик радостный пошел, удовлетворенный ответом отца, надо, чтобы дети почувствовали решительность крохи, разделили его чувства, согласились с ним и последовали его примеру.
В стихотворении можно выделить три части:
1. «Крошка-сын к отцу пришел».
2. Рассказ отца.
3. «Буду делать хорошо И не буду - плохо».
Каждая часть содержит законченную мысль, рисует определенную картину, поэтому при чтении должна отделяться от предыдущей длительной паузой. Соблюдение ритмических пауз при чтении стихотворения обязательно, так как они выполняют определенную задачу в раскрытии смысла стиха:
«Этот чистит валенки,/
Моет/
сам/
калоши./
Он/
хотя и маленький,/
Но вполне хороший./»
Постановка ритмических пауз после каждой строки делает слова особенно значимыми, а исполнение— эмоциональным. Чтение текста без соблюдения этих пауз лишит стих того ярко выраженного одобрительного оттенка, который помогает детям острее воспринять положительные явления.
Готовя произведение к выразительному чтению, надо обратить внимание и на эмоциональное значение звуковой организации поэтической речи В. Маяковского: рифму, аллитерацию. В стихотворении они тесно связаны с содержанием. Так, начиная рассказ отца, поэт прибегает к многократному повторению звука р, что усиливает впечатление разбушевавшейся бури:
Задания
1. Прочитайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» — «Не ветер бушует над бором...» («Родная речь», II класс). Произведите его анализ для подготовки к выразительному чтению. Составьте план анализа и выразительно прочитайте текст вслух, соблюдая паузы, размер и рифму стиха.
2. Подготовьте к выразительному чтению стихотворение А. Майкова «Осень» («Родная речь», III класс), прочтите его и запишите на магнитофон, затем прослушайте запись и напишите отзыв.
3. Прослушайте, как ваш товарищ читает стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» («Родная речь», III класс), и оцените его исполнение.
4. Прослушайте одно из стихотворений в исполнении мастера художественного слова; сопоставьте прослушанное с тем, как вы (или ваш товарищ) читаете тот же текст. Затем составьте сравнительный отзыв.
ЧТЕНИЕ БАСЕН
В программе начальных классов большое место отведено чтению басен. Басня занимает особое место среди литературных жанров. Это короткое аллегорическое произведение поучительного характера, чаще стихотворной формы. Как правило, она состоит из двух частей: изображение событий или рассказа о них и нравоучения (морали). Мораль может быть и в конце, и в начале басни, а иногда нравоучение вытекает непосредственно из содержания (И. Крылов. «Любопытный»). Изображение действия, событий дается в форме повествования, рассказа, беседы, большое место занимает диалог — разговор между, героями. Каждая басня обязательно включает элементы комизма, юмор.
Соответственно содержанию, построению и языку басню читают как простой рассказ, приближающийся к обыденной речи, естественность и убежденность — непременные условия чтения. Повествование нужно вести так, как будто излагаемые сооытия происходили в действительности. И чтец выступает как собеседник, рассказывающий своим слушателям поучительный случай, о котором он слышал или свидетелем которого был сам. Правдивость рассказа особенно важна при чтении басни детям. Поверив исполнителю, они отчетливо представляют себе все, о чем говорится в басне, ярко воспримут и остро переживут содержание ее. Учитель должен постоянно обращаться к детям, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к описываемым действиям и героям.
Особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку она раскрывает основной замысел автора, чтецу необходимо четко понимать свою исполнительскую задачу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей. Назидание должно быть прочитано так, чтобы дети задумались над ним. Однако мораль никогда не следует навязывать, читать нарочито серьезно, она должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию.
Очень важно при чтении басни сохранить речевое богатство произведения. Речь автора - веселого рассказчика, собеседника, повествующего о каком либо забавном и вместе с тем поучительном случае, излагается с естественными разговорными интонациями. Причем баснописец не только передает события, но и выражает свое отношение к ним. Для этого чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мысли, намерения автора. Так, рассказывая о Лисе («Ворона и Лисица» И. Крылова), автор особо отмечает ее хитрость, плутовство (он дважды называет ее «плутовкой»), выражая этим свое отношение к ее поступкам. Эти чувства автора и надо передать при чтении: слово плутовка произнести с лукавой интонацией и в последней фразе перед ним сделать паузу, чтобы обратить внимание детей на это главное качество Лисы, которое так ярко проявляется в ее поведении.
Речь героев читается со строгим учетом их индивидуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Однако не следует прибегать к игре, нужно пересказать, процитировать речь каждого действующего лица, не перевоплощаясь в передаваемый образ.
«... У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер, — писал В. Белинский, — и проказница-мартышка...; и лисица у него везде хитрая, уклончивая, бессовестная,..; лев — грозно могучий, величественно страшный». Это облегчает представление читающим каждого действующего лица, а следовательно, и его выражение. Однако, используя для передачи басенных образов общеизвестные свойства характера отдельных животных, чтец не должен подходить упрощенно к пониманию и воспроизведению действующих лиц басни. Верность их изображения будет зависеть прежде всего от того, насколько ясно он представляет себе идею произведения и цель своего чтения.
Так, идея басни И. Крылова «Ворона и Лисица» — осуждение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. Цель чтения — заклеймить льстеца и осудить глупца. Чтец особый упор делает на те характерные черты Лисы, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи, а именно на лесть, хитрость, так как в басне Лиса лестью добивается намеченной цели, и автор в равной степени высмеивает и льстивую Лису, и глупую Ворону, податливую на лесть.
Басни, как правило, имеют стихотворную форму. Построение стиха И. Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строке, ритмической паузе в его произведениях надо относиться очень внимательно и не ломать стихотворной строки.
В баснях И. Крылова иногда наблюдается постановка ударений, несвойственных современным нормам литературного произношения. Например, И щуку бросили в реку... («Щука»). Эту особенность следует соблюдать, так как в противном случае будет нарушена рифма и стих утратит свою поэтическую стройность.
В школьной практике часто встречается чтение басен по ролям. В этом случае чтец является не рассказчиком, а персонажем он перевоплощается в героя и обращается уже не к слушателям, а к партнерам, беседует с ними, воздействует на их Рассказчиком остается только тот, кто читает от автора. Он комментирует события, подает реплики, подводит итог рассказу. Воздействие на слушателя осуществляется чтением всей басни в целом.
Примерный разбор басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» для подготовки ее к выразительному чтению
Основная идея басни — воспитание дружбы, взаимопомощи, слаженности в работе. Задача чтеца — осудить разобщенность героев и убедить слушателей в том, что только коллективный труд дает положительные результаты.
В басне три действующих лица — Лебедь, Щука и Рак. Автор не дает им характеристики, не раскрывает их внутренний мир, а просто сообщает об их поведении и очень убедительно показывает сущность их «взаимосвязи», отношение друг к другу, подчеркивая нежелание и неумение делать общее дело сообща. Взявшись везти с поклажей воз, они не могут согласовать свои действия, и каждый поступает по своему усмотрению: Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. В результате их действия не достигают желаемой цель, воз и ныне там.
Басня начинается с морали, в которой заключена основная ее идея, — когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Мораль надо прочитать не быстро, передать имеющееся в ней поучение, выделив слова согласья нет, на лад, не пойдет, чтобы сосредоточить внимание слушателей на главном. Поучение от повествования необходимо отделить паузой, что даст возможность слушателям глубже осознать замысел автора и психологически подготовить их к осмыслению рассказа о незадачливых героях, поведение которых служит яркой иллюстрацией к тому положению, которое выдвинуто автором вначале.
Первая фраза басенного рассказа — Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись — является завязкой. Прочитать ее надо не быстро, после слова однажды сделать психологическую паузу, чтобы насторожить ребят, повысить их интерес к тому, о чем пойдет речь. Слова Лебедь, Рак, Щука поставить под ударение, так как в них содержится сообщение героях басни, от действий которых будет зависеть результат начатого дела. С целью правильной передачи идеи главный упор при чтении следует сделать на те места, в которых раскрывается причина несостоятельности героев осуществить задуманное: каждый из них действует в одиночку, по своему усмотрению, не согласуя свое поведение с товарищем. На эту несогласованность необходимо обратить внимание слушателей, так как ее следствием является развязка басни: дело остается несделанным. При чтении надо подчеркнуть слова рвется в облака, пятится назад, тянет в воду, которые особенно ярко характеризуют несогласованные действия героев.
Особого внимания потребует развязка: а воз и ныне там. В ней подведен итог действий героев. Она наглядно иллюстрирует основную мысль басни. Поэтому читать ее надо несколько замедленно. После слова воз можно сделать короткую психологическую паузу, чтобы заставить ребят внимательно следить за результатом усилий Лебедя, Рака и Щуки. Фразу а воз и ныне там следует произнести так, чтобы слушатели убедились в бесполезности несогласованных действий, поняли, что только дружно, сообща можно выполнить задуманное дело.
Примерный разбор басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» для подготовки ее к выразительному чтению
Основная идея басни «Стрекоза и Муравей» — осмеяние безделья, праздности и воспитание уважения к труду. Задача воспитателя — раскрыть идею басни, осудить легкомысленную Стрекозу и похвалить трудолюбивого Муравья. Чтобы верно передать идею басни, необходимо ясно представить действующих лиц, их внешность, характер, поступки, язык.
В басне два действующих лица — Стрекоза и Муравей. Описания их внешности не дано, но они хорошо известны каждому. Крылов останавливается на внутренних свойствах характера своих героев, которые определяют их поведение и поступки.
Выразительность чтения басни зависит от того, насколько четко исполнитель представляет себе ее построение.
Басню «Стрекоза и Муравей» можно разделить на две части.
Часть первая — «Попрыгунья Стрекоза». Басня начинается с картины суровой зимы, когда «помертвело чисто поле» и когда трудно стало легкомысленной попрыгунье Стрекозе. Эту часть следует тщательно продумать. Ее нельзя читать живо, весело, легко, быстро. Такое чтение, не отвечающее смыслу басни, не дойдет до сознания слушателей и не произведет на них никакого впечатления. Нельзя эту часть произносить драматически, делая упор на тяжелые условия зимы, так как это вызовет жалость к Стрекозе. Чтец все время должен помнить о своей исполнительской задаче — показать безделье Стрекозы, осудить ее за легкомыслие и отметить, к чему это привело. Поэтому слова, относящиеся к Стрекозе, надо читать легко, иронично, описание зимы — повествовательно, несколько замедленно, чтобы воспроизвести перед слушателями суровую картину русской зимы. Фразу /К Муравью ползет она, содержащую начало действия, следует выделить, чтобы заставить детей ждать продолжения.
Часть вторая — «Расплата за безделье». Эту часть нужно исполнять так, чтобы дети ясно почувствовали живость и красочность разговорной речи, многообразие ее интонаций. Интерес к развитию событий должен нарастать. Взволнованность и напряженность интонаций чтеца достигает предела в фразе: