Тесты когнитивных способностей. Определение когнитивных способностей в пожилом возрасте может быть проведено с помощью тех тестов интеллекта и способностей

Определение когнитивных способностей в пожилом возрасте может быть проведено с помощью тех тестов интеллекта и способностей, которые применяются при исследовании и более молодых возрастных групп. «Гамбургский тест интеллекта для взрослых Векслера» (Hamburg-Wechsler-Intelligenztest für Erwachsene; HAWIE-R) рассчитан на лиц в возрасте до 74 лет, «Краткий тест общего уровня переработки информации» (Kurztest für allgemeine Basisgrößen der Informationsverarbeitung; KAI; Lehrl, Gallwitz, Blaha & Fischer, 1992) — для лиц до 65 лет. Как и «Прогрессивные матрицы» Равена, эти методы также применимы и для более пожилых людей. «Система проверки работоспособности для 50-90-летних» (Leistungsprüfsystem für 50-90 Jahrige) и «Тест способности к концентрации в старости» (Alterskonzentrationstest; AKT) тоже рассчитан на людей в весьма преклонном возрасте.

Батарею тестов (измеряющую также субъективную оценку возраста), специально разработанную для пожилых людей, предлагает «Нюрнбергская шкала пожилого возраста» (Nürnberger Altersinventar; Oswald & Fleischmann, 1994; см. также прим. 40.1.1). Она позволяет проводить дифференцированную диагностику даже в случае сильно сниженных когнитивных функций и сниженной компетентности.

Примечание 40.1.1. Элементы «Нюрнбергской шкалы пожилого возраста» (Nürnberger Altersinventars; Oswald & Fleischmann, 1994)

I.Тесты когнитивного темпа:

1) Тест числовых сочетаний (Zahlen-Verbindungs-Test ZVT-G);

2) Тест лабиринта (Labyrinth-Test LT-G);

3) Цифро-символический тест (Zahlen-Symbol-Test ZS-G);

4) Словесно-цветовой тест (Farb-Wort-Test FWT).

II.Тесты памяти:

5) Тест на запоминание чисел (Zahlennachsprechen ZN-G);

6) Тест на запоминание фраз (Satznachsprechen SN);

7а) Список слов (Wortliste WLFR);

7b) Список слов (Wortliste WLWE);

8) Рисуночный тест (Bildertest ВТ);

9) Пары слов (Wortpaare WP);

10) Тест фигур (Figurentest FT);

11) Латентное научение (Latentes Lernen LL).

III.Шкалы сторонней оценки:

12) Нюрнбергская оценочная шкала для пожилых людей (Nürnberger-Alters-Rating NAR);

13) Нюрнбергская шкала наблюдений для пожилых людей (Nürnberger-Alters-Beobachtungs-Skala NAB).

IV.Шкалы собственной оценки:

14) Нюрнбергская шкала собственной оценки для пожилых людей (Nürnberger-Alters-Selbstbeurteilungs-Skala NAS);

15) Нюрнбергский опросник собственной оценки (Nürnberger-Selbsteinschätzungs-Liste NSL);

16) Нюрнбергская шкала повседневной активности в пожилом возрасте (Nürnberger-Alters-Alltagsaktivitäten-Skala NAA);

17) Нюрнбергский опросник для пожилых людей (Nürnberger-Alters-Fragebogen NAF);

18) Нюрнбергский опросник качества жизни (Nürnberger-Lebensqualitäts-Fragebogen NLQ).

Дополнительно:

19) Схемы для диагностики деменции (Schematik zur Demenzdiagnostik).

---

«Мини-тест интеллектуального статуса» (Mini-Mental-Status-Test;MMST; Folstein, Folstein & McHugh, 1990) является одним из наиболее простых стандартизированных методов количественной регистрации сниженных когнитивных функций при деменциях. Этот тест относится к наиболее часто используемым методам. В Цюрихе создан вариант этого теста, аналогичный по форме, но отличный по содержанию (Noser, Schönenberger & Wettsein, 1988).

Особую форму когнитивной диагностики представляют собой специфические шкалы деменции. «Поэтапная функциональная оценка» (Functional Assessment Staging; FAST; Ihl & Fröhlich,1991)разработана на основе «Краткой шкалы когнитивной оценки» (Brief Cognitive Rating Scale;BCRS; Weyerer, Platz, Eichhorn, Man, Ames & Graham, 1988). В то время как с помощью BCRS можно установить степень тяжести когнитивных нарушений, целью FAST в основном является оценка повседневной компетентности и способности самостоятельно себя обслуживать; «Шкала наблюдений за престарелыми пациентами для сиделок» (Nurses' Observation Scale for Geriatric Patients; Brunner & Spiegel, 1990) предоставляет обслуживающему персоналу удобный инструмент для наблюдений.

«Оценочная шкала болезни Альцгеймера» (Alzheimer's Disease Assessment Scale;ADAS; Ihl & Weyerer, 1993) позволяет определить степень тяжести симптомов деменции когнитивного и некогнитивного характера. Метод включает тест, интервью и наблюдение за поведением. Дифференциацию между деменцией при болезни Альцгеймера и мультиинфарктной деменцией позволяет произвести «Ишемическая шкала Хачинского» (Hachinski Ischemic Scale;HIS; Lehrl, Grässel, Cameron, Fischer, Wolk & Hubner, 1990), которая охватывает терапевтические, неврологические и психопатологические симптомы течения болезни и симптомы, наблюдаемые на определенных этапах болезни. Существует еще целый ряд структурированных интервью. Здесь мы назовем прежде всего SIDAM — «Структурированное интервью для диагностики деменции при болезни Альцгеймера, мультиинфарктной деменции и деменций другой этиологии по DSM-III-R и МКБ-10» (Strukturiertes Interview für die Diagnose der Demenz vom Alzheimer-Typ, der Multi-Infarkt-Demenz und von Demenzen anderer Ätiologie nach DSM-III-R und ICD-10; Zaudig, Mittelhammer & Hiller, 1990) и BAI — «Краткое оценочное интервью для диагностики деменции и депрессии» (Brief Assessment Interview zur Erfassung von Demenz und Depression; Weyerer et al., 1988).

Наши рекомендации