Морально-нормативная регуляция социальной работы как системы
Моральная норма - форма моральных требований, которые регулируют поведение людей через общие предписания и запреты, которые распространяются на однотипные поступки. В социальной работы моральной нормой является общая содержательная требование к поведения и деятельности социального работника в его отношении к субъектов социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливая во всех ситуациях и обстоятельствах.
Морально-этические нормы и правила социальной работы должны:
- регламентировать профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника;
- регламентировать деятельность и взаимодействие различных социальных служб и органов социальной защиты населения;
- регламентировать взаимоотношения с другими институтами.
Поэтому в этических нормах социальной работы должны отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые диктуются специфическими условиями и содержанием его деятельности.
Основой нравственного сознания и личности социального работника выступает нравственность, которая рассматривает поведение и деятельность с точки зрения их моральной ценности. В формировании нравственного сознания социального работника значительную роль играет профессиональная моральное сознание.
Моральное сознание социального работника включает три компонента.
Нравственные знания существуют в форме отражения объективного мира в сознании человека через понятия, суждения, теории и т.д. Знания выступают руководством к действию при условии превращения их на убеждение, что предусматривает сочетание информативной стороны с направленностью, стимулом к действию. Нравственные знания приобретаются в процессе обучения через ознакомления с сутью нравственности, ее содержанием, функционированием в обществе, системе ее требований и санкций за отклонения от установленных норм. Нравственные знания позволяют социальному работнику сравнивать собственные моральные нормативы с профессиональными, социально значимыми и соответственно корректировать свою моральную позицию.
Моральные убеждения - основная нравственная установка, которая определяет цель и направление поступков человека, твердая уверенность в и почему, основанная на определенной идеи и мировоззрении. Является высшей ступенью развития личности специалиста, его сознания, поскольку в их основе лежит глубокая и многосторонняя оценка личностью известных ей моральных норм, проверка их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом.
Моральные убеждения:
- требуют от специалиста умение посмотреть на свою работу с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между полезным, что он делает для общества и клиентов, и тем, что обязан сделать;
- определяют теоретическую и практическую готовности специалиста к профессиональной деятельности;
- выступают основой для его сознательного отношения к своей поведения и действий в практике социальной работы;
- участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.
Нравственные знания, которые стали уже моральными убеждениями социального работника, формируют моральную потребность. Потребность - состояние человеческой личности, социальной группы или общества в целом, что выражает необходимость в чем и является движущей силой их активности.
Нравственная потребность - самая высокая степень морального сознания социального работника, которая характеризуется наличием морального потребности в соблюдении требований профессиональной этики. Когда соблюдения требований профессиональной этики становится внутренней потребностью человека, она согласно этических принципов организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этично сложных проблем именно с точки зрения нравственности. В этом случае соблюдения требований профессиональной этики становится устойчивой качеством личности, значительным фактором, который мобилизует ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства.