Алгоритмы анализа сложных ситуаций общения
Деловое общение
n ПВК мастера общения
n Коммуникативная типология людей
n Жанры и форматы деловой коммуникации
Продажи и Переговоры
n Продажи и Переговоры
n Базовые задачи в Продажах
n Базовые задачи в переговорах
Управление
n Три ключевых навыка руководителя
n Тактическое управление
n Пять шагов наставничества
Алгоритмы анализа сложных ситуаций общения
ПВК мастера делового общения |
Все люди делятся на две категории.
Первая – люди, которые делятся на две категории.
Вторая – люди, которые не делятся на две категории.
Постулаты |
Человека от животных отличает вторая сигнальная система (система речевых сигналов) и, конечно же, ногти на пальцах ног. В капиталистической парадигме проживания жизни, подразумевающей сухой остаток от любых отношений в виде материальной выгоды и социально-психологических бонусов, выигрывают дружелюбные профессионалы3. Все в этом мире делается через людей и посредством общения4.
Инструкция дружелюбного профессионала
Интерес к другим людям — с кем ты готов провести свободное время?
n Инициативно устанавливай контакт
n Переходи на личный уровень общения
n Ориентируйся на долгосрочные отношения
Инициативная услуга - кто тебе помог?
n Выручай, помогай
n Давай уникальную информацию, ценные советы
n Будь обязательным, выполняй обещания, держи слово
Предвосхищение ожиданий – кто тебя удивил?
n Угадывай потребности
n Делай больше, чем обещал и ожидалось
n Давай возможность партнеру выиграть
Коммуникативная типология людей
Карл Маркс и Фридрих Энгельс не муж и жена,
а четыре разных человека!
Постулаты |
Сущность человеческих возможностей определяется тремя потенциалами: интеллект, воля, коммуникативный потенциал.
Коммуникативный потенциал вполне раскрывается через следующие, напрямую определяющие характер общения, показатели:
n Показатель социальной желательности (особенность самопозиционирования). Оценка сознательного или бессознательного стремления человека «выглядеть красиво», казаться лучшим, чем он есть на самом деле, невротической потребности «быть хорошим».
n Оценка экстраверсии – интроверсии (ориентация на внутреннюю или внешнюю жизнь), т.е. меры открытости человека обществу, преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.
n Оценка эмпатии, способности, во-первых, к пониманию, и, во-вторых, к сочувствию и сопереживанию эмоциональных состояний другого человека.
n Показатель тенденции к присоединению (коллективность) – направленности человека на сокращение межличностной дистанции, общение, стремление к тесным, дружеским отношениям, примыканию к группам. Отражает позитивные или негативные установки на общение, сформировавшиеся из личного опыта.
n Оценка сенситивности (чувствительности к отвержению). Определяет восприимчивость человека к критике, чувствительность к недоброжелательности, открытость в проявлении своих чувств и эмоций, а также жесткость Я – концепции - системы представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми.
Соотношение коммуникативных показателей и определяет тип партнера в общении. Чем ярче крайние оценки по конкретному показателю, тем ярче коммуникативный тип и важнее учитывать личностные особенности партнера при общении.
Большинство людей укладывается в неброскую гармонию. Коммуникативные «индивидуумы» же делают нашу жизнь ярче и обычно создают вполне решаемые сложности.
Психологические показатели | |||||||
Показатель и его содержание | Проявления в поведении | Рекомендуется | Не рекомендуется | |
Низкая СЖ (социальная желательность) | Адекватная самооценка. Естественность, честность, эмоциональная открытость. Человек не боится высказывать своё мнение, смелые идеи. Легко нарушает социальные нормы и правила. | Симметричное поведение – открытое и естественное. Проявлять интерес к высказываемым идеям и мнениям. Рациональная, логическая аргументация, конструктивная критика. | Споры в категориях «ты неправ!» Эмоциональная аргументация. Претензии по поводу внешнего вида и поведения. | |
СЖ — сознательное или бессознательное стремление человека «выглядеть красиво», казаться лучшим, чем он есть на самом деле, приверженность социальным требованиям, невротическая потребность «быть хорошим». | ||||
Неустойчивая самооценка, склонность преувеличивать свои достоинства. Демонстративность в поведении, желание произвести лучшее впечатление. Стремление казаться более значимым. Ориентация на мнение окружающих, стремление получить похвалу и одобрение с их стороны. Наличие большого количества жёстких стереотипов. Приверженность социальным нормам и правилам. | Подчёркнуто позитивное отношение, личностная поддержка. Нахождение «общего фундамента», того, что вас объединяет на уровне установок, идей, отношений и т.п. Спокойное отношение к демонстративному поведению, стремлению выделиться. | Критика, ирония, насмешки, сарказм. Подчёркивание разницы во мнениях и взглядах. Шокировать смелыми идеями, поведением, выходящим за социальные рамки. Ломать стереотипы, желая «помочь человеку». | ||
Высокая СЖ (социальная желательность) |
Шпаргалка по экспресс диагностике
Причина | Критерии для диагностики |
Низкая СЖ Высокая самооценка + интеллект не ниже среднего | Естественность, искренность, эмоциональная открытость в общении. Человек не боится спорить, высказывать своё мнение, смелые идеи. Легко нарушает (скептически относится) социальные нормы и правила. |
Высокая СЖ Неустойчивая самооценка + жёсткие социальные стереотипы | Склонность преувеличивать свои достоинства, особенно при первом контакте. Демонстративность в поведении, желание произвести лучшее впечатление. Стремление казаться более значимым. Ориентация на мнение окружающих, стремление получить похвалу и одобрение с их стороны. Наличие большого количества жёстких стереотипов. Приверженность социальным нормам и правилам. |
Показатель и его содержание | Проявления в поведении | Рекомендуется | Не рекомендуется | |
Глубокая интроверсия | Замкнуты, погружены в себя. Утомляются при интенсивном общении. Испытывают трудности при установлении контактов. Сторонятся шумных компаний, предпочитают старых и проверенных друзей. Спокойны, уравновешены, неразговорчивы, неторопливы в движениях и речи, медлительны. Серьезны, сдержанны, держат свои чувства под контролем. Испытывают трудности при адаптации к изменениям, предпочитают, действовать по шаблону, планировать свои действия заблаговременно. Во всем любят порядок, легко переносят монотонную, однообразную деятельность. Пессимистичны и осторожны, склонны к подчинению. Более чувствительны к наказанию, чем к похвале. | Использовать для общения электронную почту, а не телефон или встречи. Встречаться один на один на его территории. Тщательно планировать совместную работу. Быть точным, пунктуальным, выполнять все свои обязательства. Поручать работу, с документами, требующую внимания, усидчивости. Хвалить и оказывать личностную поддержку. Объяснять мотивы своих действий и поведения. Предоставить отдельный кабинет. | Действовать спонтанно, наскоком, создавая партнёру цейтнот, подгонять его. Менять договорённости по ходу, нарушать сроки и обязательства. Поручать работу с людьми, требующую интенсивного и напряжённого общения, разрешения споров и конфликтов. Назначать лидером проекта. Встречи с вашим численным перевесом и на вашей территории. Шумные, многолюдные мероприятия. Наказывать, особенно эмоционально. | |
Мера открытости человека обществу, преимущественная направленность человека либо на внешнее окружение (экстраверсия), либо на явления его собственного субъективного мира (интроверсия). | ||||
Потребность в интенсивном и эмоционально насыщенном общении, возбуждении. Любят шумные компании, говорливы, раскованы, склонны к иронии, шуткам в адрес окружающих. Поверхностны в восприятии людей и явлений. Часто проявляют беспечность, азартность, склонность к риску. Стремятся к разнообразию, новым впечатлениям, плохо переносят монотонию. Уверены в себе, склонны к лидерству, самостоятельны. Быстро адаптируются к изменениям и принимают решения. Импульсивны, вспыльчивы, слабо контролируют свои эмоции и чувства. Оптимистичны, жизнерадостны. Более чувствительны к похвале, чем к наказанию. | Частые звонки и встречи, желательно в новых, интересных и шумных местах. Регулярный контроль, эмоциональная обратная связь. Можно и нужно наказывать. Поручать работу с людьми, предполагающую лидерство, разнообразие, интенсивное и напряжённое общение. Шумные мероприятия, связанные с риском, азартом, быстрым принятием решений. В общении с ними быть сдержанным и корректным. | Поручать монотонную работу, с документами, требующую внимания, усидчивости. Работа в замкнутом пространстве, ограничивающая общение с людьми, возможность встреч, звонков, контактов. Требовать планомерности в деятельности, размеренности и осторожности. Сделать подчинённым интроверта. Быть эмоционально реактивным в общении – отвечать агрессией на агрессию и т.п. | ||
Высокая экстраверсия |
Шпаргалка по экспресс диагностике
Причина | Критерии для диагностики |
Глубокая интроверсия «Погружённость» в себя | Утомляются при интенсивном общении. Сторонятся шумных компаний, предпочитают общество проверенных друзей. Спокойны, уравновешены, неторопливы в движениях и речи. Серьезны, сдержанны, держат свои чувства под контролем. Во всем любят порядок, планируют всё заранее. |
Высокая экстраверсия Не насыщаемая потребность в общении | Любят шумные компании, говорливы, раскованы, склонны к иронии, шуткам в адрес окружающих. Оптимистичны, жизнерадостны. Часто проявляют беспечность, азартность, склонность к риску. Импульсивны, вспыльчивы, слабо контролируют свои эмоции и чувства. |
Показатель и его содержание | Проявления в поведении | Рекомендуется | Не рекомендуется | |
Низкая эмпатия | «Эмоциональная тупость», равнодушие к чувствам, эмоциям и состоянию окружающих, неспособность их понять. Сложности с ясным выражением своих собственных чувств. Систематические ошибки в поведении из-за непонимания того, что происходит с партнёрами по общению. Эмоциональная холодность, отсутствие сочувствия и сопереживания. | Объяснять, что и почему вы чувствуете, а также мотивы поведения других людей. Не намекать, а прямо говорить о своих желаниях, о том, что вам нравится / не нравится в поведении партнёра. Помогать ему разобраться в себе (задавая вопросы). | Ждать, когда человек «сам всё поймёт», «догадается» и т.п. Требовать сочувствия, когда вам плохо. Поручать работу, требующую развитой эмпатии и чуткости. Наоборот, ему нужно давать задания, требующие рассудочности и хладнокровия. | |
Эмпатия - способность человека понимать внутренний мир собеседника (его чувства, эмоции, желания), а также сочувствовать и сопереживать его эмоциональным состояниям. | ||||
Точное понимание чувств, эмоций и состояний окружающих. Умение передать свои чувства и эмоции понятным для собеседника языком. Сочувствие и сопереживание в связи с чувствами другого человека. Изменяют своё поведение в зависимости от состояния собеседника. Способны предсказывать эмоциональные реакции партнёров по общению. Принимают и уважают внутренний мир другого человека. | Быть искренним, не пытаться обмануть его. Обращаться за экспертной помощью, когда нужно разобраться в мотивах поведения окружающих. С уважением относиться к его чувствам и переживаниям, не отвергать их. | «Нагружать» человека своими проблемами. Втягивать в ситуации, связанные с интенсивными отрицательными эмоциями. Игнорировать чувства и состояния собеседника. Грубить, обижать, смеяться над ним и т.п., так как это очень задевает его. | ||
Высокая эмпатия |
Шпаргалка по экспресс диагностике
Причина | Критерии для диагностики |
Низкая эмпатия «Эмоциональная тупость» | Равнодушие к чувствам, эмоциям и состоянию окружающих, неспособность их понять. Сложности с ясным выражением своих собственных чувств. Эмоциональная холодность, отсутствие сочувствия и сопереживания. |
Высокая эмпатия Эмоциональная чувствительность | Точное понимание чувств, эмоций и состояний окружающих. Умение передать свои чувства и эмоции понятным для собеседника языком. Сочувствие и сопереживание в связи с чувствами другого человека. Ранимость, высокая чувствительность к отрицательным чувствам и эмоциям. |
Показатель и его содержание | Проявления в поведении | Рекомендуется | Не рекомендуется | |
Низкое СП (стремление к присоединению) | Одиночки, не испытывают особой потребности в общении. Стремятся сохранить свою автономность, не примыкая к различным группам. Эмоционально сдержаны, иногда холодны, контролируют свои эмоции. Сохраняют психологическую дистанцию, «подпуская» к себе лишь узкий круг проверенных людей. Настороженно относятся к окружающим, что, как правило, основано на негативном прошлом опыте. Редко проявляют инициативу при контакте. | Самим проявлять инициативу и настойчивость в установлении контакта и поддержании отношений. Не обращать внимание на дистантность и кажущуюся холодность. Обычно, они только внешние. Находить и подчёркивать общность с этим человеком. | Ожидать ответной теплоты, дружбы, привязанности, приглашений в гости и т.п. Вряд ли это случится. Рассчитывать на активную работу в команде. (Что не мешает привлекать его как эксперта – специалиста.) | |
СП - стремление налаживать сотрудничество с окружающими, заводить дружбу, испытывать привязанность, быть членом группы, в основе которого лежит доверие к людям и позитивное восприятие их. | ||||
Потребность в общении, в эмоциональных контактах. Стремятся быть членами различных групп, принимать их ценности, следовать им. Хорошие командные игроки. Сотрудничают с окружающими, оказывают людям помощь и принимают помощь от других. Устанавливают и сохраняют добрые отношения с людьми. Большое количество друзей и знакомых. Позитивно воспринимают окружающих, что основано на успешном опыте общения. Устанавливают доверительные партнерские отношения с окружающими, основанные на дружеской поддержке, приязни и симпатии. Испытывают комфорт идоверие при взаимодействии с незнакомыми людьми, открыто выражают свои чувства. | Симметричные отношения – встречаться, дружить, общаться, помогать. Отслеживать психологическую дистанцию с человеком, не допуская её исчезновения. Привлекать к различным проектам, где требуется командная работа. | В «служебных» отношениях сокращать человеческую дистанцию до минимума, так как становится почти невозможно управлять таким сотрудником. | ||
Высокое СП (стремление к присоединению) |
Шпаргалка по экспресс диагностике
Причина | Критерии для диагностики |
Низкое СП Стремление к одиночеству | Не испытывают особой потребности в общении. Сохраняют автономность, не примыкая к различным группам. Эмоционально сдержаны, иногда холодны, контролируют свои эмоции. Сохраняют психологическую дистанцию. Редко проявляют инициативу при контакте. Количество исходящих звонков заметно меньше входящих. |
Высокое СП Стремление быть членом группы | Большое количество друзей и знакомых. Высокая скорость их появления. Присутствие в нескольких соц. сетях. Инициативно сотрудничают с окружающими, оказывают людям помощь, поддержку и принимают помощь от других. Испытывают комфорт и доверие при взаимодействии с незнакомыми людьми, открыто выражают свои чувства. |
Показатель и его содержание | Проявления в поведении | Рекомендуется | Не рекомендуется | |
Низкий СО (страх отвержения) | Высокая самооценка, некритичны по отношению к себе. Уверенно чувствуют себя почти в любых ситуациях социального взаимодействия. Спокойно относятся к критике и отказам. Не склонны изменять точку зрения и поведение из-за мнения окружающих, упрямы. Неудачи в общении воспринимают как шанс и полезный опыт. Устойчивы к психологическому давлению. Конструктивно разбираются со сложностями в отношениях. | Поручать задания, требующие социальной смелости, твёрдости и устойчивости к давлению. Всегда аргументировать свою точку зрения, убеждать человека логикой, а не продавливать ваше решение. Советоваться, интересоваться его мнением, предлагать высказаться первым. Давать корректную обратную связь. | Эмоционально спорить, давить, угрожать, заставлять, принуждать и т.д. Поддаваться на его давление и провокации. | |
СО - страх быть отвергнутым и не принятым людьми, болезненная чувствительность к любому отвержению или отказу, вызывающая неуверенность, напряженность, тревогу и закрепляющая чувство неадекватности и неспособности справиться со сложностями в межличностных отношениях | ||||
Из-за низкой самооценки испытывают неуверенность в общении с людьми, особенно незнакомыми. Болезненно чувствительны к критике, оценке, отказам. Неудачи в ситуациях общения воспринимают как поражение. С трудом справляются со сложностями в межличностных отношениях. Очень критичны по отношению к себе. Конформны в поведении (склонны к соглашению), не выдерживают давления. Зависят от мнения окружающих. | Эмоциональная и личностная поддержка, защита, помощь в сложных ситуациях. Повышение самооценки («Ты справишься!»). Обязательно интересоваться мнением, «вытаскивать» его точку зрения, лучше наедине. Публично хвалить и поощрять. | Эмоционально спорить, давить, угрожать, заставлять, наказывать принуждать и т.д. Поручать работу, требующую социальной смелости, твёрдости и устойчивости к давлению. Использовать оценку (особенно негативную), насмешки, иронию, сарказм. | ||
Высокий СО (страх отвержения) |
Шпаргалка по экспресс диагностике
Причина | Критерии для диагностики |
Низкий СО высокая самооценка + интеллект не ниже среднего | Уверенно чувствуют себя почти в любых ситуациях социального взаимодействия. Спокойно относятся к критике и отказам. Устойчивы к психологическому давлению. Не склонны изменять свою точку зрения и поведение из-за мнения окружающих, настойчивы, упрямы. |
Высокий СО Низкая самооценка | Неуверенность в общении с людьми, особенно незнакомыми. Болезненно чувствительны к критике, оценке, отказам. Не выдерживают давления. Очень критичны по отношению к себе. Конформны в поведении (склонны к соглашению). Зависят от мнения окружающих. |
Жанры и форматы деловой коммуникации
Жанры
Этапы Ситуации | Подготовка | Контакт | Ориентация | Влияние | Решение | Резюме |
Деловое общение | Подготовка повестки встречи | Деловой этикет | Ориентация в ситуации | Дискуссия, обсуждение | Кто, что, делает | Итоги, выход из контакта |
Принципиальные переговоры | Формулирование своих интересов, гипотеза об интересах партнера | Работа на отношения, принципиальное заявление | Ориентация в интересах, поиск точек пересечения | Договор об объективных критериях оценки будущего соглашения | Совместное конструирование решения в принципе | Фиксация общих интересов и договоренностей |
Продажа | Психологический настрой на ситуацию и собеседника | Работа на доверие | Выявление потребностей | Презентация под потребности, ответы на вопросы | Работа с возражениями | Сделка, выход из контакта |
Позицион-ный торг | Подготовка не менее 4 альтернативных предложений | Ритуальное установление контакта | Обозначение диапазона для торга | Обмен альтернативными предложениями | Договоренность по цене и опциям | Четкое фиксирование пунктов договора, выход из контакта |
Спор | Определение своей позиции | Формальный контакт | Заявление своей позиции | Аргументация своей точки зрения, контраргументация (работа с черной риторикой) | Укрепление своей позиции или отказ от нее | Разрыв отношений или смена парадигмы |
Личный конфликт | Профилактика стереотипов | Заявление партнерской позиции | Диагностика проблемы | Смягчение эмоционального напряжения | Конструктивное предложение | Подтверждение договоренности |
Борьба | Оценка последствий | Уместный ситуации контакт | Категоричное заявление своих интересов | Давление, противостояние давлению | Фиксация победы и поражения | Разрыв отношений |
СПЕЦИФИКА ТЕЛЕФОННОЙ КОММУНИКАЦИИ |
Пропущенные вызовы: Папа(1), Брат (1), Мама(48)
В настоящее время 80% всех деловых контактов начинается с телефонного разговора. Корпоративная культура, частью которой является этикет телефонного разговора, может приносить до 15% дополнительной прибыли, тем не менее, 85% фирм не используют какие-либо стандарты при телефонном разговоре.
Телефон экономит время и сокращает расстояния между людьми. Телефонный разговор более эффективен, чем деловое письмо. Например, один, хорошо построенный телефонный разговор заменяет по эффекту четыре деловых письма.