МОДУЛЬ 2: Критический анализ дискурса
ЛОКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИСКУРСА /ДИСКУРСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ/ ДИСКУРСИВНАЯ ПРАГМАТИКА
1. Почему локальные аналитики дискурса так интересуются обыденной естественно-протекающей речью? (0-2 балла)
2. Исключите лишнее из определений дискурса, возможных/бытующих в рамках английской дискурсивной психологии (1 балл)
а) социальное действие, осуществляемое посредством языка
б) использование языка в коммуникативной ситуации
в) лингвистическое измерение социальных практик, институций, событий
г) текст в контексте
3. Что общего между «Философскими исследованиями» Витгенштейна и «Алисой в стране чудес» Кэрролла (0-2 балла)
4. Из приведенных ниже характеристик исключите те, что не позволяют описать перформатив (1 балл)
а) ничего не описывает
б) не может быть описан в характеристиках истинного/ложного
в) указывает на субъекта
г) является действием
д) невозможен вне контекстуально определяемых правил и обстоятельств
5. Что такое передача хода в конверсационном анализе? Какой она бывает? И почему так важна для анализа разговоров? (0-2 балла)
6. Для чего Гарфинкелю нужна социологическая провокация? (1 балл)
а) для того, чтобы сделать привычные структуры знания и опыта невидимыми
б) для того, чтобы сделать привычные структуры знания и опыта видимыми
в) для того, чтобы изменить контекст, в котором существуют обыденные знания
г) для того, чтобы проманипулировать участниками коммуникации
7. Исключите тезисы, не соответствующие позиционной теории дискурсивного производства «я», разработанной Дэвис и Харре. Приведите свой пример позиционирования в разговоре и кратко прокомментируйте его (0-2 балла)
а) участники коммуникации наделяются определенным статусом в контексте дискурсивной практики
б) позиция рассматривается как конверсационное явление
в) идентичность производна от позиции и основывается на ней
г) идентичность может быть определена только относительно конкретной дискурсивной практики
д) идентичность статична
8. Для чего исследователю разговора репертуар интерпретации? Как он изменяет наши представления о дискурсе? (0-2 балла)
9. Чем интересен этот фильм https://www.youtube.com/watch?v=1JtjeVpNeWc из перспективы дискурсивной прагматики? И какие дискурсивно-психологические вопросы к нему можно задать? (0-2 балла).Фильм снят по данным Евробарометра и является парадоксальным переворачивание статистики. Ибо по данным Евробарометра, европейская страна, где больше всего потребляют фруктов, – это Польша. Меньше всего – Чехия. В кино же элегантно и смешно всё наоборот. Фильм снят в рамках проекта Гете-Института.
Максимально возможное количество баллов, которые можно набрать за этот модуль, - 15 баллов.
МОДУЛЬ 2: Критический анализ дискурса
1. Объясните своими словами, почему критический анализ дискурса называется «критическим»? (0-2 балла)
2. Каким образом на основе соотношения дискурсивного и социального может быть сформулировано понимание дискурса в широком значении слова, предлагаемое Н. Фэркло? (0-1 балл)
3. Дискурс в узком значении слова понимается Фэркло как двойной порядок репрезентации. О какого рода репрезентациях идет речь? (0-1 балл)
a. о порядке репрезентации окружающего мира
b. о порядке репрезентации субъекта
c. о порядке репрезентации власти
d. о порядке репрезентации социальной практики, в рамках которой порождается дискурс
e. о порядке репрезентации социальной практики, в рамках которой происходит анализ дискурса
- о порядке репрезентации воображаемого мира
4. Коммуникативное событие – это (0-1 балл)
a. социальное использование языка в ситуации взаимодействия
b. разновидность общения
c. эффект понимания текста
d. род происшествия
e. коммуникация, наделенная особым значения для её участников
- Одна из моих коллег поделилась информацией: «Молдаванин Г.С.Бонза (род.1910). В 1979 г. его картина «Тракторист» была опубликована в каталоге Всесоюзной выставки «Самодеятельные художники – родине» (с.131), а несколькими годами позже в коллективном труде «Изобразительный язык больного паранойей» было помещено несколько других его портретов и автопортрет в том же стиле». Как бы вы описали этот случай при помощи терминологического аппарата, предлагаемого Фэркло? И почему? (0 – 2 балла)
- Как вы полагаете, почему выявление и описание интердискурсивности становится одним из основных объектов внимания Фэркло в ситуации анализа дискурса? Приведите свой собственный пример интердискурсивности,в ситуации обыденной коммуникации (0-2 балла).
- Какой из компонентов коммуникативного события становится центральным предметом дискурсивного анализа по Дейку? Почему? (0-2 балла)
- С точки зрения ван Дейка, условия производства сообщений. (0-1 балл)
- не сопоставимы со структурными особенностями текста
- сопоставимы со структурными характеристиками текста
- зависят от структурных характеристик текста
- всегда выражаются посредством структурных характеристик текста
9. Выберите один из вопросов и ответьте на него, указав выбранную букву:
а) До какой степени идеи Дейка о макроструктуре и ее дискурсивных функциях работают применительно к разговору? Приведите пример (до 2 баллов)
б) Опишите (кратко и по существу) суперструктуру любого институционально стабилизированного разговора.
10. Как вы понимаете тезис Дейка, что работу идеологии нужно искать не на уровне текста, а на уровне контекста? (0-1 балл)
Итого 15 баллов