Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в
Тест № 1
1. Продолжительность детства человека зависит от …
а) скорости его биологического созревания;
б) Социально-экономического статуса семьи;
в) уровня полученного им образования;
г) уровня развития общества, в котором он живет.
2. Окончание детства в человеческом обществе определяется…
А) физиологическим созреванием организма;
Б) завершением человеком своего образования;
В) приобретением индивидом способности выполнять функции члена общества;
Г) достижением зрелости «Я».
3. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации детства…
А) новообразования, ведущий тип деятельности;
Б) новообразования, динамика перехода от одного периода к другому;
В) динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития;
Г) новообразования, социальная ситуация развития.
4. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит…
А) З. Фрейду;
Б) Ж. Пиаже;
В) Э. Эриксону;
Г) Л.С. Выготскому.
5. Среди основных новообразований младенческого периода выделяются…
А) первая социальная улыбка;
Б) ползание;
В) акт хватания;
Г) способность к научению.
6. В первом полугодии жизни ребенка развитие сенсорных систем…
А) опережает развитие двигательной системы;
Б) отстает от развития двигательной системы;
В) и развитие двигательной системы идут синхронно;
Г) отстает как от развития двигательной системы, так и от речевого развития младенца.
7. Наибольшим развивающим эффектом для ребенка раннего возраста обладают…
А) неоформленные предметы для игры, допускающие фантазирование;
Б) настоящие или уменьшенные взрослые предметы-орудия;
В) компьютерные игры;
Г) игрушки.
8. Период раннего детства – сензитивный период для…
А) усвоения моральных норм;
Б) развития творческого мышления;
В) развития произвольности;
Г) развития речи.
9. Одним из основных механизмов психического развития ребенка после трех лет становится…
А) подражание;
Б) идентификация;
В) оперантное научение;
Г) формирование условного рефлекса.
10. Эгоцентризмом, по Ж. Пиаже, называют…
А) разрыв между моральным сознанием ребенка и его реальным поведением;
Б) неспособность ребенка встать на объективную точку зрения;
В) пристрастность детских суждений «мое все хорошее»;
Г) формирование эгоистических черт характера.
11. Новообразованием является…
А) новый тип личности и ее деятельности, которые впервые возникли на данной возрастной ступени;
Б) своеобразное для каждого возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью;
В) целостные динамические тенденции, определяющий структуру направленности наших реакций в данный возрастной период;
Г) совокупность новых, приобретенных ребенком именно на данном этапе ЗУНов.
Какой вид мышления начинает развиваться у младших школьников?
А) наглядно-действенное;
Б) наглядно-образное;
В) абстрактно-логическое;
Г) словесно-понятийное.
13. Ведущей деятельностью подросткового возраста Д.Б. Эльконин считал…
А) учебную деятельность;
Б) интимно-личностное общение со сверстниками;
В) учебно-профессиональную деятельность;
Г) общественно-полезную деятельность.
14. Одной из формирующихся особенностей мышления подростка является…
А) умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно;
Б) усвоение принципа сохранения (объема, количества и т.д.);
В) умения решать задачи в наглядно-образном плане;
Г) способность координировать одновременно 2 точки зрения.
Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в
А) дошкольном возрасте;
Б) младшем школьном возрасте;
В) подростковом возрасте;
Г) юношеском возрасте.
16. Одним из основных новообразований периода ранней юности является…
А) чувство взрослости;
Б) формирование мировоззрения;
В) образования системы «Я»;
Г) формирования самооценки.
17. Согласно Э. Эриксону, формирование эгоидентичности есть задача…
А) в школьном возрасте;
Б) в подростковом периоде;
В) в периоде ранней зрелости;
Г) в старости.
18. Нормативные кризисы взрослости по сравнению с кризисами детства имеют следующие характерные черты…
А) проходят недемонстративно;
Б) проходят более открыто, сопровождаясь яркими эмоциональными реакциями;
В) проходят в точно определенный период;
Г) не зависят от социальной ситуации развития.
19. Процесс совладания с трудными ситуациями означает…
А) психологическую защиту от неприятных переживаний в виде вытеснения или отрицания;
Б) конструктивную активность личности, направленную на разрешения проблемы;
В) компенсацию отрицательных эмоций едой, употреблением алкоголя;
Г) депрессию и тревожные состояния, связанные со стрессом.
20. Кризис молодости связан с …
А) «отрывом от родительских корней»;
Б) переоценкой «плана на всю жизнь»: первоначальных выборов и ценностей;
В) решением вопросов, связанных со смыслом жизни;
Г) отсутствием будущего в картине жизни.
21. Переход к взрослости, по мнению Д. Левинсона, связан с решением задачи…
А) выработать свой стиль жизни;
Б) увязать мечты с реальность;
В) оставить «родительское гнездо»;
Г) создать свою семью.
22. Функциональная независимость, приобретаемая в период ранней взрослости в процессе отделения от родительской семьи состоит (Дж. Хоффман)…
А) в приобретении независимости от родительской поддержки и любви;
Б) в формировании установок, ценностей и убеждений, отличающихся от родительских;
В) в обретении способности содержать себя материально и самому решать свои повседневные проблемы;
Г) в оставлении родительского дома без чувства вины.
23. Текущий интеллект – это…
А) показатель общего интеллекта ( );
Б) способности, опирающиеся на накопленный опыт и знания;
В) способности, используемые для научения чему-то новому;
Г) творческие способности (креативность).
24. Эйджизм – это…
А) А) социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке молодости и дискриминации старых людей;
Б) Б) социальная установка, заключающаяся в неоправданно высокой оценке старости и дискриминации молодых людей;
В) В) уважительное отношение, почитание старших младшими, свойственное культурам Востока;
Г) Г) действия врача, имеющие целью вызвать смерть безнадежно больных людей.
25. Психический упадок в старости выражается…
А) а) в снижении физических сил;
Б) б) в ограничении круга интересов;
В) в) в изменении характерологических черт;
Г) г) в утрате критической оценки своих сил и возможностей.
Тест № 2.
Вопрос 1По мнению Б.Г. Ананьева, зрелость - это период:
- Стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образование неопределенно долгого стационарного состояния
- Противостояния инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов
- «психологического окаменения», выход на плато возможностей
- Сложных процессов, нарушающих стационарное состояние
- Начала неуклонной инволюции
Номер правильного ответа - ?
Вопрос 2•В совершенном понимании «акмеология» - это:
- Наука о зрелом возрасте
- Способ изучения возможностей человеческой природы
- Наука о высшем проявлении духовных сил человека
- Наука о поздних возрастах
- Наука о смерти и умирании
Номер правильного ответа - ?
Вопрос 3•По мнению А. А. Бодалева, жизнь взрослого человека - это:
- Стабилизация, закрепление на уровне достигнутого
- Реституциональный процесс
- Инволюционный процесс
- Чередование инволюционных и стабильных периодов
- Движение, изменение, развитие
Номер правильного ответа - ?
Вопрос 4 •Социализация взрослого:
- Субъектна по всей сути , это саморазвитие через осуществление выборов
- Объектна по всей сути, это присвоение общественного опыта
- Это развитие социально значимых качеств
- Это условное понятие, подлинная социализация - это задача предшествующих возрастных периодов
- Это малоизученный процесс в психологии
Номер правильного ответа - ?
Вопрос 5•Важнейшими характеристика: ми зрелой личности являются:
- Активность и направленность личности
- Развитое самосознание и зрелая «Я-концепция»
- Сочетание этих характеристик
- Открытие собственного «я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости
- Формирование рефлексии
Номер правильного ответа - ?
Вопрос 6•Кризис зрелого возраста:
- Проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качественных изменениях личности
- Несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности
- Отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к инфантильному уровню развития личности
- Несет в себе положительное начало, т.к. способствует самопознанию и саморазвитию
- Не выявлен
Номер правильного ответа - ?
Вопрос 7 •По результатам исследования школы Б.Г. Ананьева в зрелости наибольшая частота моментов принадлежит:
- Стабилизации психофизиологических функций
- Положительным сдвигам психофизиологических функций
- Отрицательным сдвигам
- Стагнации психофизиологических функций
- Общая тенденция в динамике выявлена не была
Номер правильного ответа - ?
Вопрос 8Э. Эриксон считал, что основной задачей развития в зрелости является:
- Проявление инициативы
- Проявление трудолюбия
- Формирование окончательного цельного представления о себе
- Преодоление одиночества
- Генеративность
Номер правильного ответа - ?
Вопрос 9 Впервые в зарубежной психологии зрелый возраст был наиболее полно описан как возраст развития:
- К. Гросом
- Ш. Бюлер
- Э. Эриксоном
- В. Штерном
- М. Эриксоном
Номер правильного ответа - ?