Основы психологии и этики деловых отношений деловых отношений. 1 страница
Руководитель
Учреждения образования
Г.В.Космач
Г.
ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,
Задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению
Для учащихся заочной формы обучения
специальность: 2 – 25 01 35
«Бухгалтерский учет, анализ и контроль»
Специальность: 2 – 27 01 01
«Экономика и организация производства»
Минск
Автор: Бухал Анастасия Владимировна, преподаватель, УО «Минский государственный торговый колледж»
Рецензент(ы) ____
(Ф.И.О., должность, наименование организации, учреждения образования)
Разработано на основе рабочей учебной программы дисциплины
__________,
(название)
утвержденной _________________________
(кем, когда)
Обсуждено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии
__________,
(наименование предметной (цикловой) комиссии)
протокол № _______________ от «__»__________ 201 г.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема | Количество учебных часов | Время на самостоятельную работу | ||||||
Всего | В том числе на обзорные занятия | |||||||
для дневной формы | для заочной формы | |||||||
на установочные занятия | на лабораторно-практические занятия | |||||||
Введение Основы психологии и этики деловых отношений деловых отношений | - | |||||||
Раздел 1. Психологические особенности личности современного работника | ||||||||
Тема 1.1. Познавательная сфера личности современного специалиста | ||||||||
Тема 1.2. Эмоционально-волевая сфера личности специалиста Практическое занятие № 1 Определение индивидуальной направленности и эмоционального состояния учащихся | - | |||||||
Тема 1.3. Индивидуально-психологические особенности личности специалиста Практическая занятие № 2 Определение индивидуально-типологисеских особенностей учащихся | - | |||||||
Раздел 2. Психология и этика делового общения | ||||||||
Тема 2.1. Морально-психологический климат трудового коллектива Практическое занятие № 3 Изучение психологических особенностей в системе межличностных отношений | ||||||||
Тема 2.2. Этико-психологические особенности общения | ||||||||
Тема 2.3. Конфликты: причины и пути их преодоления. Практическое занятие № 4 Анализ конфликтных ситуаций, определение приемов по выходу из них | - | |||||||
Тема 2.4. Проведение деловых собраний и совещаний | - | - | - | |||||
Тема 2.5. Культура деловых переговоров, приемов и презентаций. Практическое занятие № 5 Выбор этически правильного поведения в общении на предприятиях торговли | - | - | - | |||||
Тема 2.6. Деловой этикет | - | - | - | |||||
Итого | ||||||||
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………... | ||
Введение | Основы психологии и этики деловых отношений деловых отношений………………………………………………………………………. | |
Раздел 1. | Психологические особенности личности современного работника………………………………………………………………………… | |
Тема 1.1. | Познавательная сфера личности современного специалиста……….. | |
Тема 1.2. | Эмоционально-волевая сфера личности специалиста……………….. | |
Тема 1.3. | Индивидуально-психологические особенности личности специалиста ……………………………………………………………………….. | |
Раздел 2. | Психология и этика делового общения …………………………… | |
Тема 2.1. | Морально-психологический климат трудового коллектива………… | |
Тема 2.2. | Этико- психологические особенности общения……………………... | |
Тема 2.3. | Конфликты: причины и пути их преодоления……………………….. | |
Тема 2.4. | Проведение деловых собраний и совещаний………………………… | |
Тема 2.5. | Культура деловых переговоров, приемов и презентаций…………… | |
Тема 2.6. | Деловой этикет…………………………………………………………. | |
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы……………………………………………………………… | ||
Варианты домашней контрольной работы…………………………… | ||
Список используемой литературы……………………………………. |
Пояснительная записка
Курс «Психология и этика деловых отношений» является одним из основных курсов в системе гуманитарной подготовки учащихся колледжа. При изучении дисциплины рассматриваются теоретические и практические основы психологии и этики деловых отношений, учащиеся знакомятся с основными нормами и принципами нравственной культуры, моральными аспектами человеческих взаимоотношений. Целевое назначение дисциплины состоит в привитии учащимся системы этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития личности, а также умений и навыков использования моральных и психологических факторов в выполнении в будущем своих служебных обязанностей.
В процессе обучения учащиеся актуализируют свои знания и проводят межпредметные связи с дисциплинами социально-гуманитарного цикла: социологией, философией, политологией, а также с дисциплинами «Менеджмент», «Маркетинг
Для достижения обозначенной цели в процессе изучения дисциплины необходимо обеспечить решение следующих задач:
- сформировать представление о роли психологических и этических знаний в профессиональном становлении будущего специалиста;
- раскрыть истоки формирования нравственности и показать историческую и социальную обусловленность моральных норм и ценностей;
- дать теоретические знания, способствовать формированию практических умений и навыков служебного этикета;
- изучить особенности проявления свойств личности в поведении и трудовой деятельности;
- способствовать формирования практических умений поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе и развития коммуникативных способностей.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны овладеть наиболее общими знаниями в области психологии и этики деловых отношений, т.е. должны знать:
ü сущность психологии и этики как наук;
ü структуру личности;
ü особенности проявления свойств личности в поведении и трудовой деятельности;
ü психологию общения с потребителями, функции, виды и средства общения, их особенности на предприятиях торговли;
ü принципы профессионального поведения работника торговли;
ü типологию конфликтов и способы их разрешения;
ü психологические основы формирования спроса, научиться применять эти знания в практической деятельности, а также в деятельности по саморазвитию;
должны уметь:
ü определять индивидуально-психологические свойства личности;
ü предупреждать конфликтные ситуации и выходить из них;
ü устанавливать деловые контакты, владеть приемами стрессоустойчивости.
В соответствии с учебным планом на дисциплину «Психология и этика деловых отношений» отводится 10 часов, из них 4 на практические занятия для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и контроль», «Экономика и организация производства».
Введение.
Основы психологии и этики деловых отношений деловых отношений.
Методические рекомендации
При изучении данной темы необходимо усвоить предмет и задачи психологи и этики деловых отношений. Рассмотреть основные категории этики, понятие морали, ее сущность, структуру и социальные функции морали. Ознакомиться с понятием профессиональная этика.
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает "psyche" - душа, "logos" - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.
Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек (от лат. homo).
Этика - это область знаний о сущности морали, законах ее возникновения, развития и функционирования.
Методологической основой этики как науки является знание о Добре и Зле.
Предмет этики как науки – закономерности функционирования и развития морали.
Специфика этики состоит в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает, систематизирует те принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются в процессе жизнедеятельности людей. С другой стороны, будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали.
Этика отражает не только реальную мораль, но и дает ценностную основу человеческой деятельности, определяю тот ориентир, на который она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство – добродетель. Поэтому этику изучают не для того чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы стать добродетельным (моральным, высоконравственным).
Специфический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, - это общение, понимаемое не как один из атрибутов человеческой жизни, а как ее фундаментальная предпосылка и основа. Этика рассматривает общение как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности, в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.
Задачи этики:
- описание морали (история, границы нравственности, принципы и идеалы);
- объяснение морали (анализ сущности морали);
- учение морали (сообщение людям необходимых знаний о Добре и Зле).
Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания. Она возникает вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает взаимодействовать с другим человеком, их отношения обретают ту или иную форму моральности или аморальности.
Мораль – исторически сложившаяся система принципов, норм, оценочных суждений, регулирующих поведение человека в обществе.
Основные концепции возникновения морали:
- религиозная концепция (утверждает, что мораль дается человеку от Бога);
- натуралистическая концепция (исходит из того, что мораль изначально изложена в человеке самой природой);
- социологизаторская концепция (связывает существование морали исключительно с развитием общества);
- культурологическая концепция (рассматривает мораль как феномен культуры и связывает ее происхождение и развитие с конкретными социокультурными условиями).
Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечивать баланс личного и общественного блага, регулируя поведение людей в обществе. Специфика морального способа заключается в следующем: мораль проявляет себя как единство духовного и практического: она служит основой духовной культуры личности, с другой стороны, вся практическая деятельность человека и его поведение определяются сложившимися в обществе моральными представлениями.
Система морали:
- моральные принципы (представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали);
- моральные нормы (конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен себя вести по отношению к обществу, другим людям, самому себе);
- нравственный идеал (целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным красивым).
Основные принципы морали:
- коллективизм (подчинение своих личных интересов общественным и служение им);
- индивидуализм (утверждает прежде всего ценность, уникальность и неповторимость каждого индивида, пробуждая в нем уверенность в себе, стремление к наиболее полному самовыражению, повышает уровень ответственности личности за собственную моральную деятельность);
- гуманизм (признание человека главной ценностью, а его интересов приоритетными, это торжество человечности в человеческих отношениях);
- альтруизм (бескорыстная любовь и забота о благе другого человека, готовность к самопожертвованию);
- толерантность (проявление терпимости к иному: иным взглядам, ценностям, поведению);
- справедливость (соответствие человеческих отношений, действий и поступков моральным и правовым нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние).
Структура морали включает в себя 3 основных элемента:
- моральное сознание;
- моральные отношения;
- моральное поведение.
Социальные функции морали: регулятивная, оценочная, познавательная, воспитательная, коммуникативная, ориентирующая, мотивационная, идеологическая, мировоззренческая.
Категории этики –это понятия, которые отражают наиболее общие и существенные стороны нравственного и эстетического способов освоения человеком мира.
Центральными понятиями морального сознания и основными категориями этики с древнейших времен являются Добро (Благо) и Зло. Они являются наиболее обобщенной формой оценки разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, социальных групп, общества в целом.
Этика ставит во главу угла человека, его уникальность и неповторимость, соответственно, добро – то, что способствует самореализации сущности человека.
Добро – все, что оценивается положительно, заслуживает одобрения, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться , достигать совершенства, соответствует нравственному.
Зло – противоположность Добру.
Основные характеристики добра и зла: всеобщность, универсальность, конкретность, субъективность, относительность, постоянная борьба.
Также существуют такие категории этики как долг, совесть, справедливость, достоинство, честь.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучше выполнение профессионального долга;
- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические
нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
- особенности профессионального воспитания.
Обобщите изученные материалы и ответьте на вопросы:
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение психологии.
2. Охарактеризуйте предмет психологии.
3. Перечислите отрасли психологии.
4. Дайте определение этики.
5. Что такое мораль?
6. Перечислите какие функции выполняет мораль.
7. Охарактеризуйте основные принципы морали
8. Что такое Добро?
Раздел 1. | Психологические особенности личности современного работника |
Тема 1.1. | Познавательная сфера личности современного специалиста |
Методические рекомендации
При рассмотрении данной темы необходимо изучить психические процессы человека, такие как ощущение, восприятие, память, внимание и мышление. Усвоить их роль в профессиональной деятельности.
Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности человеческих процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Все знания самого высокого порядка являются результатом интеграций знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет свои собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутренне связной, динамичной, но в тоже время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный звуком, светом, запахами, предметами, населенный людьми. Весь этот беспредельный в пространстве и времени мир уменьшается в маленьком пространстве человеческого организма. Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические образования, в их формировании принимают участие различные психические процессы, значение которых в структуре целостного образа можно выявить путем искусственного расчленения этого образа на составные части, а также при нарушениях протекания этих процессов. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему
Ощущениясчитаются самыми простыми из всех психических явлений. Ощущение - психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение является основным условием психического развития человека и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. Этот процесс от рецептора по нервным окончаниям (центростремительным и центробежным) достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение, человек ощущает звук, свет, вкусы, другие качества раздражителей. Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Ощущения человека - это продукт его исторического развития. Ощущения являются не только источником знаний человека о мире, но и его чувств и эмоций. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, то классификации ощущений могут исходить из свойств как раздражителей, которые их вызывают, так и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Классификация ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов (систематическая классификация ощущений Ч. Шеррингтона):
Экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, которые в свою очередь делятся на: контактные, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующим и на них объектам и (например, вкусовые, тактильные, температурные); дистантные, в которых рецепторы реагируют на раздражения, исходящие из удаленного от них объекта (например, зрительные, слуховые).
Интероцептивные ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях, отражающие состояние внутренних органов.
Проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц, передающие информацию о положении тела человека в пространстве, обеспечивающие регуляцию его движений; рецепторы находятся в мышцах и суставах.
Классификация ощущений по характеру отражения адекватных раздражителей:
1. Зрительные ощущения, адекватным возбудителем которых является электромагнитное излучение, имеющее значение в диапазоне от 380 до 770 микрон, которое трансформируется в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительные ощущения. Зрительные ощущения в свою очередь делятся на ахроматические (отражающие переход от белого к черному, через массу оттенков серого цвета) и хроматические (отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов)
2. Слуховые ощущения, являющиеся отражением воздействия на рецепторы звуковых волн с частотой колебания от 16 до 20 000 Гц, воспринимаемые человеком как звуки. Различают речевые, музыкальные ощущения и шумы.
3.Вибрационные ощущения –отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». В жизни человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.
4.Обонятельные ощущения – раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом. У человека обонятельные ощущения мало связаны с ориентировкой в окружающей среде (в отличие от животных). Эта функция обоняния подавлена зрением и слухом. Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качества пищи.
5.Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.
6.Кожные ощущения: несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная (ощущение прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание – специфически человеческую систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению.