Школа научного управления, ее основные положения и принципы. Развитие менеджмента в трудах Ф. Тейлора, Г.Форда, Г. Эмерсона.
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО Нижнетагильский торгово-экономический колледж
Учебное пособие
для подготовки к экзамену по менеджменту для студентов, обучающихся по специальности 080501 «Менеджмент»
(Краткий курс лекций)
Автор: Шевелева Валентина Петровна
Нижний Тагил
Содержание
Содержание. 2
Введение. 6
Основная часть. 7
1.Менеджмент. Основные понятия, цели, задачи, связь с другими дисциплинами. 7
2. Школа научного управления, ее основные положения и принципы. Развитие менеджмента в трудах Ф. Тейлора, Г.Форда, Г. Эмерсона. 10
3.Классическая административная школа управления, её основные положения и принципы. Вклад Анри Файоля в развитие классической школы менеджмента. 13
4. Неоклассическая школа менеджмента, ее основные положения. 16
5.Современные подходы в менеджменте, их сущность. 18
6. Организация как объект менеджмента: понятие, признаки. Формальные и неформальные организации. 21
7. Внешняя среда организации, факторы прямого и косвенного воздействия, характеристика и взаимосвязь. 26
8. Характеристики внешней среды. 29
9.Внутренняя среда организации, её основные переменные, их характеристика и взаимосвязь. 31
10. Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности. Характеристика функций цикла, их взаимосвязь и взаимообусловленность. 34
11.Планирование как основная функция управления. Виды планов. Основные стадии планирования. 40
12.Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования. 44
13.Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы тактического планирования 47
14. Организация как основная функция менеджмента. Принципы построения организационной структуры управления. Типы организационных структур управления 49
15.Линейная структура управления, её преимущества и недостатки, область применения 54
16. Функциональная структура управления, её преимущества и недостатки, область применения. 56
17.Линейно-штабная структура управления, её преимущества и недостатки, область применения. 58
18. Линейно-функциональная структура управления, её преимущества и недостатки, область применения. 60
19.Дивизиональная структура управления. 63
20. Органический тип структур управления (проектная и матричная), преимущества и недостатки. 65
21.Сущность делегирования, полномочия и ответственность. Виды и пределы полномочий. Правила и принципы делегирования. 68
22. Функция мотивации. Понятие и критерии мотивации. 72
23.Сущность понятия «мотивация». Содержательные теории мотивации. 75
24. Мотивация, основные понятия. Процессуальные теории мотивации. 79
25.Контроль как функция управления. Сущность и назначение контроля, требования к контролю.. 83
26. Виды контроля и их характеристика. 86
27. Процесс контроля, его этапы. Факторы эффективного контроля. 90
28. Понятие и классификация методов управления. 94
29.Экономические методы управления, их роль, значение, уровни применения, характеристика. 96
30. Организационно-распорядительные методы управления, их роль, значение, характеристика. 98
31.Социально-психологические методы управления, их роль, значение, характеристика 101
32. Управленческие решения, сущность, классификация, значение. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. 103
33.Процесс подготовки, принятия и организации реализации управленческих решений. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. 110
34. Методы принятия управленческих решений, их характеристика. 115
35.Конфликты: понятие, природа, причины. Последствия конфликтов. 119
36. Виды конфликтов, их характеристика. 123
37.Методы управления конфликтами, их характеристика. 125
38. Стресс: понятие, природа и причины возникновения. Виды стресса, их характеристика. Методы борьбы со стрессом и пути предупреждения стрессовых ситуаций. 127
39.Власть и влияние: понятия, виды и их характеристика. Баланс власти. 134
40. Лидерство: понятие и подходы к нему. Модели лидеров. Влияние лидера и лидерские качества. 137
41. Менеджер: понятие, его место в организации, роли и сущность деятельности. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера. 141
42. Искусство строить отношения с сотрудниками. Имидж и авторитет менеджера 145
43.Самоменеджмент: понятие, характеристика. Организация личной работы.. 149
44. Стили управления, их характеристика. «Решётка менеджмента»: понятие, содержание. 154
45.Понятие общения и коммуникации. Виды и уровни коммуникации. Эффективная коммуникация. Роль коммуникаций в организации. 160
46. Коммуникационный процесс и его этапы. Помехи в развитии коммуникаций. 162
47.Информация и её виды. Значение информации в управлении организацией. 167
48. Трансакционный анализ. Виды трансактов. 170
49.Деловое общение, его характеристика, формы, роль в управленческой деятельности 180
50. Фазы делового общения. 182
51.Деловое общение. Правила проведения деловых бесед. 187
52. Деловое общение. Правила проведения деловых переговоров. 189
53.Правила проведения и классификация деловых совещаний. 193
54. Деловое общение. Техника телефонных переговоров. 196
55.Управленческое общение, его функции и назначение. Виды распорядительной информации. Условия эффективного общения. 201
56. «Шкала отношений». Основные характеристики подчинённых. Психологические приёмы достижения расположенности подчинённых «аттракция». 204
Заключение. 212
Список используемых источников. 213
Приложения. 214
Приложение № 1. Связь менеджмента с другими науками. 216
Приложение № 2. Пирамида уровней управления. 217
Приложение № 3. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. 217
Приложение № 4. Линейная организационная структура управления. 218
Приложение № 5. Функциональная организационная структура управления. 218
Приложение № 6. Линейно-штабная организационная система управления. 219
Приложение № 7. Структура ограниченного функционализма. 219
Приложение № 8. Дивизиональная структура управления. 220
Приложение № 9. 221
Система управления по проекту. 221
Матричная организационная структура управления. 221
Приложение № 10. Сущность контроля при ориентации на расходы.. 222
Приложение № 11. Круг самоменеджмента. 223
Приложение № 12. Решётка менеджмента (Р. Блейк и Дж. Моутон) 224
Приложение № 13. Коммуникационный процесс. 224
Приложение № 14. Трансакты.. 225
Приложение № 15. Организация (технология) общения. 227
Факторы воздействия на собеседника. 227
Введение
«Учебное пособие для подготовки к экзамену по менеджменту». (Краткий курс лекций).
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080501 «Менеджмент» в Нижнетагильском торгово-экономическом колледже и разработано в помощь для подготовки к экзамену по менеджменту.
Цель учебного пособия – дать возможность студентам еще раз повторить пройденный материал и полноценно подготовиться к экзамену.
Данное пособие позволяет овладеть основами курса менеджмента. С помощью контрольных вопросов имеется возможность проверить знания по данному курсу. Изучение рекомендуемой литературы способствует глубокому усвоению дисциплины.
В современных условиях, в период активных социально - экономических преобразований, менеджмент играет особую роль, превращаясь в реальный фактор развития бизнеса в разных сферах экономической деятельности. Только квалифицированный менеджер способен обеспечить сохранение и устойчивое развитие организации, её адаптацию к постоянно меняющейся рыночной среде. В связи с этим сегодня, пожалуй, в отечественной экономике нет более трудной и ответственной профессии, чем профессия менеджера. Это предъявляет особые требования к подготовке современных профессиональных управляющих.
Пособие включает в себя: введение, лекции к пятидесяти шести экзаменационным вопросам, в каждой из которых имеются контрольные вопросы и тест, заключение, а также список используемых источников.
Данное пособие не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзамена.
Основная часть
Менеджмент. Основные понятия, цели, задачи, связь с другими дисциплинами.
Управление – это осознанная, целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.
Менеджмент является составной частью управления. Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», хотя второй термин намного шире, поскольку применяется к самым различным видам человеческой деятельности.
Менеджмент – это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.
Под менеджментом понимается профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов.
Целью менеджмента как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное функционирование систем управления.
Целью менеджмента как практики эффективного управления, является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей, путем рациональной организации торгового процесса и развития технико-технологической базы организации.
Успешная деятельность на товарном рынке в острой конкурентной борьбе требует знания механизма эффективной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации - это результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.
Задачи менеджмента:
Главная задача – обеспечение существования предприятия на рынке. Руководство должно заниматься рыночными исследованиями, должно выявлять настоящие и будущие потребности своих потребителей; хорошо знать конкурентов, то есть заниматься маркетингом. Рынок подвижен - менеджмент должен быстро реагировать на изменения.
Обеспечение инноваций. (Новые услуги, более высокого качества, на более приемлемых условиях по сравнению с конкурентами).
Инновации – изменения предприятия в лучшую сторону. (Использование новых видов сырья, введение современных форм и методов облуживания, т. е. улучшение сервиса).
Экологическая проблема. (Руководство обязано придавать особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов).
Организация работы коллектива. (Сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту, повышать эффективность труда сотрудников).
Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что обеспечит существование и успех фирмы на рынке.
Менеджмент широко связан со многими экономическими, математическими, общественно – юридическими науками, такими как социология, психология, юриспруденция, социальная статистика и другие. (Приложение № 1).
Вопросы для закрепления:
1. Укажите различия в содержании понятий «управление» и «менеджмент».
2. Что включает понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?
3. Перечислите основные задачи менеджмента.
4. Какова роль менеджмента в подготовке руководителей?
Тест.
Укажите один верный вариант ответа:
1. Какой из терминов шире:
а) Менеджмент
б) Управление
2. Целью менеджмента как науки является:
а) Достижение высокой прибыльности организации
б) Обеспечение инноваций
в) Разработка научных подходов
г) Организация работы коллектива
3. Целью менеджмента как практики является:
а) Достижение высокой прибыльности организации
б) Обеспечение инноваций
в) Разработка научных подходов
г) Организация работы коллектива
4. Под обеспечением инноваций понимается:
а) Установление системы отношений между людьми
б) Уделение должного внимания окружающей среде
в) Введение новых услуг более высокого качества
5. Под организацией работы коллектива понимается:
а) Установление системы отношений между людьми
б) Уделение должного внимания окружающей среде
в) Введение новых услуг более высокого качества
Школа научного управления, ее основные положения и принципы. Развитие менеджмента в трудах Ф. Тейлора, Г.Форда, Г. Эмерсона.
Усилия основоположников школы научного управления были направлены на создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства, при этом игнорировались социальные отношения в процессе производства и не уделялось должного внимания человеческому фактору.
Школа научного управления (1885 – 1920). Основатель науки управления американский инженер и исследователь Фредерик Тейлор. 1911г. – книга Ф.Тейлора «Принципы научного управления». Суть подхода: «Управление должно иметь свои законы, методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учёте». Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению – это определённая специальность. Выделено 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов. Тейлором разработаны методы рационализации труда рабочих. Генри Форд (механик, предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США). В основу организации управления положены следующие принципы: максимум разделения труда; специализация, широкое применение высокопроизводительного оборудования и оснастки, расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ, регламентированный ритм производства. Гаррингтон Эмерсон – разработал комплексный системный подход к организации управления. 1912г. – главная работа «Двенадцать принципов производительности».
Основные положения школы научного управления:
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
4. Систематическое и правильное стимулирование для повышения производительности труда.
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Вопросы для закрепления:
1. В чем суть школы научного управления?
2. В чем заслуга Ф. Тейлора в развитие менеджмента как науки?
3. В чем заслуга Г.Форда в развитие менеджмента как науки?
4. В чем заслуга Г. Эмерсона в развитие менеджмента как науки?
Тест:
1. На что были направлены усилия основоположников школы научного управления?
а) создание универсальных принципов управления
б) социальные отношения
в) человеческий фактор
г) рационализацию производства
2. Кто является основателем менеджмента как науки управления?
а) Э. Мэйо;
б) Г.Форд;
в) Г. Эмерсон
г) Ф. Тейлор
3. В какие годы существовала школа научного управления?
а) 1880 – 1885
б) 1885 – 1920
в) 1920 – 1930
г) 1925 – 1930
4. Кто является автором «Двенадцати принципов производительности»?
а) Гаррингтон Эмерсон
б) Элтон Мэйо
в) Фредерик Тейлор
г) Генри Форд
5. Какие четыре управленческих функции выделил Ф.Тейлор?
а) выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов
б) планирование, организация, мотивация, контроль
в) выбор цели, разработка миссии, выполнение задач, контроль результатов
г) планирование, выбор средств, мотивация, контроль
3.Классическая административная школа управления, её основные положения и принципы. Вклад Анри Файоля в развитие классической школы менеджмента
Усилия основоположников классической школы менеджмента были направлены на создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства, при этом игнорировались социальные отношения в процессе производства и не уделялось должного внимания человеческому фактору.
Административная школа управления (1920-1950 гг.) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого – рациональное построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, чёткое определение следующих функций управления: техническая (технологическая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал, которая включает несколько общих функций управления - предвидение, планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).
Основные положения школы:
· Развитие принципов управления;
· Описание функций управления;
· Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Анри Файоль – французский ученый, «отец» менеджмента. Внес огромный вклад в развитие менеджмента как науки. Разработал ряд универсальных принципов управления. 1916 г. – работа «Общее и промышленное управление».
Четырнадцать принципов по Анри Файолю:
1.Разделение труда-специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счёт сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего).
2.Полномочия и ответственность–каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.
3.Дисциплина–рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководителем предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.
4.Единоначалие–работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5.Единство действий–все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6.Подчинённость личных интересов–интересы организации имеют преимущества перед интересами индивидуумов.
7.Вознаграждение персонала–получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
8.Централизация–естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9.Скалярная цепь–неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10.Порядок–рабочее место для каждого работника и каждый работник на своём рабочем месте.
11.Справедливость–установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12.Стабильность персонала–установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.
13.Инициатива–поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
14.Корпоротивный дух–гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении сила»).
Вопросы для закрепления:
1. Кого называют «отцом менеджмента» и почему?
2. Главная идея административной школы управления.
3. Назовите основные положения административной школы управления.
5.Назовите принципы управления по А. Файолю.
Тест.
Укажите один верный вариант ответа:
1. Годы существования административной школы управления:
а) 1855-1885 гг.
б) 1885-1920 гг.
в) 1920-1950 гг.
г) 1930-1950 гг.
2. Кто считается «отцом» менеджмента:
а) Ф. Тейлор
б) Г. Форд
в) Э. Мэйо
г) А. Файоль
3. Сколько существует принципов управления по А. Файолю:
а) 14
б) 12
в) 10
г) 8
4. На каком подходе основана классическая административная школа управления:
а) системном
б) научном
в) количественном
г) административном
5. Укажите принцип, которого не существует по А. Файолю:
а) единоначалие
б) скалярная цепь
в) порядок
г) разделение властей