Психология общения: понятие, средства, виды. Общение как коммуникация, общение как интеракция, общение как социальная перцепция
По определению, данному А. Н. Суховым, А. А. Бодалевым, В.Н. Казанцевым, общение – это процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
В качестве основных компонентов общения можно выделить:
1) передатчик, отправитель;
2) получатель, приемник, адресат;
3) канал связи;
4) шум, сигнал;
5) код, декодер.
В структуре общения выделяются следующие элементы:
1) коммуникативно-информационный,
означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;
2) познавательный, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;
3) интерактивный (контактный), связанный с процессом воздействия, поведения.
Общение – это полифункциональный процесс. Исследователи, выделяя разнообразные критерии, представляют различную классификацию функций общения:
1) эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая самопознания (А. В. Мудрик);
2) установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович);
3) сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А. А. Брудный);
4) контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотив-ная, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.
Средства общения:
Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счет невербальных средств – на 55 %.
Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
Виды общения чаще всего определяются спецификой обратной связи.
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.
Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъктами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью. Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.
Массовое общение может быть прямым и опосредованным.
Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
По мнению Г.М. Андреевой, общение имеет следующую структуру:
1. Коммуникативнаясторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Общение не только обмен информацией между людьми, но и их взаимоотношение, взаимовлияние, обладание единой или сходной системой кодификации и декодификации, преодоление возможных коммуникативных барьеров.
Существуют два вида коммуникации, различающихся по типам используемых знаковых систем (оба вида одинаково важны для партнеров по общению, так как несут большой объем важной информации) – вербальная и невербальная коммуникация.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающих два компонента лексический и синтаксический. Схема передачи и восприятия сообщения отражает, какие преобразования проходит информация при передаче от коммуникатора к реципиенту:
Интенция Смысл Кодирование Текст
☻●●●→☻
Сообщение
Коммуникатор→→→→→→→→→→ Реципиент
Невербальная коммуникация использует другие виды знаковых систем:
1. Оптико-кинетическая система – жесты, мимика, пантомимика;
2. Паралингвистика – это система вокализации, качество голоса, его диапазон;
3. Экстралингвистика – включение в речь пауз и других вкраплений: покашливания, плача, смеха; и сам темп речи.
4. Организация пространства и времени коммуникативного процесса – несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации.
2. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Типы взаимодействий в интерактивной стороне общения можно выделить следующие:
1. Кооперация – координация единичных сил участников. Ее атрибуты – процессы взаимопомощи, взаимовлияния, включенность во взаимодействие участников;
2. Конкуренция – типы взаимодействий, разрушающие совместную деятельность;
3. Конфликт – наличие противоположных тенденций у участников взаимодействия, проявляющееся в их действиях.
3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на данной основе взаимопонимания.
Механизмы межличностного восприятия:
- Идентификация – отождествление себя с другим;
- Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению;
- Каузальная атрибуция – приписывание другому человеку причин его поведения при отсутствии информации о них.
Каждая из рассмотренных сторон общения не может существовать изолированно от двух других, а абстрагирование возможно лишь для анализа. Все три стороны существуют в единстве и влияют друг на друга.