Поведенческие аспекты контроля. Характеристика эффективного контроля
Идея контроля не в том, чтобы зафиксировать ошибки или мошенничество, а в том, чтобы предупредить их, поэтому контроль осуществляется гласно, чтобы повлиять на поведение людей.
Негативные последствия контроля. Работники мотивированы выполнять преимущественно ту работу, которая измеряется и вознаграждается. Например, это может привести к такому явлению как «показуха». Работники могут выдавать непригодную информацию. Например, заявки на бюджет, на ресурсы – завышаются.
Мы на практике с малых лет ощущаем на себе воздействие контроля, привыкли к нему, имеем его в виду, когда совершаем какую-либо работу или поступки. Контроль воспринимается нами как должное и неизбежное. Однако, как только контроль начинает выходить за пределы разумного, становиться назойливым, сковывает инициативу и творчество, проводится некомпетентными людьми или превращается в слежку, люди незамедлительно реагируют на это. Они стремятся как минимум к тому, чтобы: оказать препятствие субъектам контроля, избежать его, затянуть по времени, не представить необходимой информации; или в худшем случае, «втереть очки», исказить действительное существующее состояние дел, скрыть недостатки и представить себя в лучшем свете.
Жизнь, практика свидетельствуют, что в российских условиях неопределённости, непредсказуемости, нестабильности и разрушенной системы контроля административно-командной системы управления (народный контроль, финансовый контроль, контроль рублём, плановая дисциплина и ответственность, дисциплина труда, знак качества и т.д.) участились случаи бесконтрольности и злоупотребление контролем.
В интересах отдельных личностей и группировок организуется «контроль» с заведомо определённой целью – дискредитировать, а затем устранить мешающих конкурентов, освободить руководящие должности для «своих» людей или скрыть экономические и финансовые преступления. Здесь в ход идут все средства, вплоть до незаконных.
Важно, чтобы менеджеры видели ту грань, тот предел, за которыми лежит пропасть беззакония и вседозволенности. Сорваться в неё при отсутствии необходимых черт характера, жизненных принципов, элементарной порядочности и моральной ответственности легко, а вот выбраться из этой пропасти, как правило, не удаётся.
Характеристики эффективного контроля:
1. Стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их.
2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечивают её выживание в будущем.
3. Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
4. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учётом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.
5. Гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
6. Простота контроля. Наиболее эффективный контроль – это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Избыточная сложность ведёт к беспорядку. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих её.