Классификация автоматизированных средств психодиагностики
В настоящее время компьютерная психодиагностика располагает громадным арсеналом автоматизированных средств. Мы можем себе позволить привести примеры малой толики всей этой завораживающей палитры диагностических процедур. Этот перечень вряд ли удовлетворит наиболее любознательных пользователей, ибо в противовес ему существует богатейший выбор инструментария в Интернете.
Первая группа перечня психодиагностических компьютерных программ касается в основном исследования психофизиологических реакций испытуемых, хотя в их содержании можно обнаружить так называемые «интеллектуальные тесты»(IQ) и даже шкалы-опросники (САН).
Программа «ACTONICS» по времени реакции испытуемых на визуальный стимул формирует таблицу данных, показывающих среднее время реакции, текущую работоспособность, стрессоустойчивость и т. д.
Программа «MAIN» содержит: тест оценки распределения внимания, объема внимания, методику САН, методику Спилбергера и методику «Реакция на движущийся объект» (РДО).
Программа «PFS_M» представляет собой прототип методики, заложенной в автоматизированном психодиагностическом комплексе «ФИЗИОЛОГ-М». Она содержит тест «Выбор», направленный на исследование внимания и скорости реакций на цветовые сигналы, и тест «Принятие решения», оценивающий устойчивость внимания, скорости мыслительных операций и подвижность психических процессов.
Программа «PSIHOMET» содержит десять субтестов: тест на восприятие времени; тест на восприятие движения; тест оценки зрительного анализатора, который заключается в сравнении геометрических фигур с эталоном; тест на зрительные иллюзии; методику исследования памяти на литеры; тест оценки памяти на графику; интеллектуальный тест; методику исследования психомоторики, состоящую из измерения простой реакции, реакции выбора, реакции на движение, координации движений и реакции на «цифру»; методику исследования внимания и психодиагностический тренажер «Модель аварийной ситуации с приборными досками».
Программа «REAC» состоит из шести субтестов. Это методика исследования памяти (слуховой, зрительной, на цифры, на буквы), тест оценки реакции (на звук, на цвет, на символы), тест исследования координации (на слуховой стимул, на визуальный, на смешанный), тест оценки восприятия временных интервалов, количества объектов, восприятия пространственного расположения объектов, тест на общий интеллект и исследование его структуры и методика расчета биоритмов.
Вторая группа перечня психодиагностических компьютерных программ предназначена для оценки когнитивных особенностей испытуемых. К ним в полной мере можно отнести программы «CFIT», «KORIFEY», «КОТ», «PAMVNIM» и «RAVEN».
Программа «CFIT» представляет собой автоматизированный вариант теста интеллекта C.F.2A.
Программа «KORIFEY» — тест интеллекта на основе заданий Г. Айзенка (определение IQ относительно популяционной нормы).
Программа «КОТ» есть автоматизированный вариант оценки интеллекта, основанной на адаптации теста Вандерлика (определение IQ относительно популяционной нормы).
Программа «PAMVNIM» представляет собой исследование при помощи компьютера зрительной памяти и концентрации внимания в процессе предъявления карточек с метками (точками), где через заданный интервал времени требуется воспроизвести их положение на карточках.
Программа «RAVEN» — компьютерная интерпретация матриц Дж. К. Равена.
К группе программ оценки характерологических особенностей относятся в основном автоматизированные опросники и технологии исследования характерологических признаков.
Программа «BIOGRAF» является методикой автобиографического изучения личности (авторы — Кроник А. А., Пажитнов А. Л.).
Программа «GRAFO» представляет собой методику графологического изучения личности (Borland, 1985), основанную на анализе особенностей почерка испытуемых.
Программа «ITT» — методика оценки интегрированной тревожности, в основу которой положен известный метод Спилбергера — Ханина. Авторы компьютерной версии — А. П. Бизюк и др.
Программа «MOTPV1» представляет собой тест мотивации достижений.
Программа «OSGOOD» — автоматизированный вариант методики «Семантического дифференциала» Ч. Осгуда.
Программа «PDOL» — это опросник А. Д. Личко.
Программа «SZONDI» — популярная версия теста Сонди.
Программа «VSC» представляет собой тест-опросник волевого самоконтроля (ВСК). Автор — Е.В. Эйдман.
Существует по крайней мере пять вариантов программ «KETTEL», содержащих варианты автоматизированных опросников Р. Кэттелла с описанием этих опросников.
Программы «LUSHER» содержат более четырех вариантов автоматизированных тестов М. Люшера. Например, «LUSHER1» -программа-игрушка; «LUSHER2» - вариант программы Н.Н. Страхова и Б.В. Петрова; «LUSHER3» - программа Э.В. Пашковского и С.Е. Поддубного и др.
Программы «MMPI» содержат несколько вариантов автоматизации методики MMPI. Это наиболее распространенный комплексный тест общей профориентации MMPI (566 вопросов). Например, компьютерная версия Н.Н. Страхова полного MMPI выдает профиль по основным, а также данные по 144 дополнительным шкалам. Автоматизированный вариант «ACLIP» представляет собой версию опросника, разработанного Д.А. Ковригиным, С.В. Сенатовой, Т.А. Волоховой, К.Р. Червинской и О.Ю. Щелковой в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева при программном обеспечении СПбГУ. В основу положен сокращенный вариант (383 вопроса) адаптированного Миннесотского многошкального личностного опросника MMPI, разработанного и адаптированного И. Н. Гильяшевой, Л.Н. Собчик и Т.Л. Федоровой в 1984.
Программа «Дерево» представляет собой частично автоматизированный вариант графического теста «Дерево» К. Коха. Разработчики — И. Н. Носс и В.Ю. Костюченко. Адаптация методики для использования в целях диагностики акцентуаций характера была проведена И. Н. Носсом и В. Н. Игнаткиным в 1998 г.
Формализованный графический тест «Дерево» (ФГТД) составлен на основе теоретических разработок К. Коха (1949), изложенных в отечественной психологической литературе*. Его применение в нашей стране и за рубежом в комплекте с другими личностными тестами (MMPI и др.) позволяет сделать вывод о высокой концептуальной и эмпирической валидности данного типа методов в процессе диагностики характерологических черт личности. Проведенное авторами формализации исследование валидности** теста позволило выделить признаки, обязательно присутствующие в рисунках лиц, отнесенных к одной из трех групп лиц с акцентуациями характера — астенического типа (Pt), возбудимого типа (Pd), аутичного типа (Sch). Соответствующие обозначения (Pt, Pd, Sch) в методике проставлены сразу за номером признака.
* Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики: Методические рекомендации. В 2-х частях. — СПб., 1992.; Соловьева С.Л. Тест дерева и его применение в психодиагностике. — МГПП «Курс».
** Игнаткин В.Н., Носс И.Н. Исследование валидности графического теста К. Коха (рисунок дерева) // Психологическое обозрение. — № 2. — 1998.
Данная формализация позволяет повысить качество анализа рисунков и сократить время обработки и интерпретации полученных психологических данных. Предлагаемый вариант формализации позволяет выработать алгоритм работы с графическими тестами и значительно облегчить и упростить их автоматизацию.
Порядок работы. Испытуемому предлагается на листе бумаги (21x30) выполнить рисунок дерева, желательно не хвойного. Он может пользоваться карандашом любого цвета.
Графологический анализ рисунка производится по определенным схемам, с помощью которых выбираются числа, обозначающие признаки по рисунку. Автоматизация касается процедуры выбора черт характера испытуемых, соответствующих ранее отобранным числам. Составляется обобщенная характеристика, достоверность которой может подтверждаться при помощи других личностных тестов.
Программа «TUF» представляет собой методику «Тест юмористических фраз», автоматизированную А. Г. Шмелевым и В. С. Бабиной в 1988 году. ТЮФ — это тест личностных особенностей, связанных с пониманием юмора. Он относится к тестам оценки юмора и может рассматриваться как проективная методика диагностики мотивационной сферы личности. Методика предложена А.Г. Шмелевым и B.C. Болдыревой в 1982 году.
Стимульный материал представляет собой 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 однозначно относятся к одной из 10 заданных тем (по 4 фразы на каждую), а остальные фразы являются многозначными. Испытуемые, исходя из собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из числа основных. Соответствие фраз основным темам проверено нормативными экспериментами. В предлагаемых фразах отражены темы: садизм, секс, пагубные пристрастия (пьянство), деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве и человеческая глупость.
Процедура проведения теста достаточно проста. Испытуемому предлагается классифицировать набор карточек с фразами таким образом, чтобы в одной группе находились карточки с фразами на одну тему. Закончив классификацию, испытуемый дает названия выделенным им классам. По этим названиям экспериментатор определяет одну из 10 тем, которой соответствует выделенный испытуемым класс. Если испытуемый неясно формулирует интерпретируемые названия, то индентификация стандартной темы производится по однозначным фразам, попавшим в состав класса (так, если в выделенную группу карточек попадают три и более фраз, однозначно относящихся к основной теме, то к ней же относится и вся группа).
Проективный потенциал методики ТЮФ заключается в том, что субъект зачисляет в один класс как однозначные, так и многозначные стимулы. Составители методики полагают, что чем больше многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является свидетельством сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.
Подсчет тестовых баллов, отражающих «напряженность» отдельных мотивационных тем, сводится к подсчету карточек в соответствующих им группах. Показатели могут быть представлены в виде профиля. При интерпретации сравниваются показатели, выявляющие порядковую структуру индивидуального профиля мотивационных тем, их доминирование, «притягивание» (апперцептирование) стимульного материала одних тем другими. При интерпретации данных могут анализироваться не только изолированные темы, но и их комбинации. Возможно проведение сложного содержательного анализа семантических отношений между карточками, которые испытуемый включает в темы. Следует отметить, что, по мнению автора ТЮФ, показатели напряженности мотивационной темы могут отражать не только силу мотива, но и силу преграды (фрустратора) потребности с результатами тематической апперцепции теста и другими методиками.
Четвертая группа перечня психодиагностических компьютерных программ представляет собой ряд комплексных методик. Программа «COMPLT1» включает:
1) Клинический опросник MMPI, предназначенный для диагностики пограничных состояний, невротических проявлений, психопатий и определения личностных черт. В компьютерной программе содержится «большой» (377 вопросов, 13 шкал) и «малый» («Мини-мульт», 71 вопрос, 11 шкал) варианты методики.
2) Цветовой тест М. Люшера — экспресс-диагностика с помощью цветов актуальных проблем, внутренних конфликтов личности, психологического и физиологического стресса.
3) Методику САН - экспресс-диагностика трех важных психологических показателей: Самочувствие, Активность, Настроение.
4) Методику Г. Айзенка — определение экстравертированности-интровертированности и невротизма (57 вопросов, 3 шкалы).
5) Методику Спилбергера — экспресс-диагностика уровня тревоги.
6) Методику интерперсональной диагностики Т. Лири - определение ведущих форм социального поведения, используемых личностью при взаимодействии с внешним миром (128 пунктов, 8 форм поведения).
Программа «COMPLT2» представляет собой компьютерные версии:
1) Цветового теста М. Люшера.
2) Методику САН.
3) Методику Айзенка.
4) Методику Спилбергера.
5) Методику Т. Лири.
6) MMPI (377 пунктов).
7) Мини-мульт (71 пункт).
8) Модификацию методики Дж. Роттера «Уровень субъективного контроля» (УСК).
9) Методику А.Е. Личко «ПДО-патохарактерологический диагностический опросник» по выявлению акцентуаций характера подростков.
10) Опросник «Мотивация потребления алкоголя».
Программа «DIFTEST» разработана ЦПОМ «Человек и профессия», ТК «Инсайт», г. Москва. В состав тестовой батареи входят:
1) Методика Т. Лири.
2) Тест «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН).
3) Методика Спилбергера — Ханина.
4) Опросник структуры темперамента по Русалову (105 вопросов).
Программа «KOLIBRI» предназначена для интегрированной («Комплексной) психодиагностической «О»ценки «Л»ичности, «И»нтеллекта, «Б»олезненных психических «Р»асстройств, выдачи «И»ндивидуализированных медико-психологических рекомендаций.
В основу методики положены: сокращенный вариант теста MMPI (Мини-мульт), тест Айзенка в модификации Т. В. Маталиной, фрагмент теста Дж. Кэттелла и анамнестическая анкета.
Программа «PEDAGOG» («Стратегия и тактика успеха - СТАТУС») включает опросники: «Осведомленности о профессии педагога» (42 пункта), «Определения педагогического потенциала» (99 пунктов), «Опросник социальной мотивации» (9 пунктов), «Определения профессиональных склонностей» (41 пункт), «Дифференциально-профессиональный опросник» (20 пунктов), «Типа реагирования в конфликтной ситуации» (30 пунктов), «Отношения с людьми» (тест Т. Лири) (128 пунктов), «Структуры темперамента» (105 пунктов), «Уровня самоуправляемости» (33 пункта), «Стиля управления» (60 пунктов), «Стремления к успеху» (52 пункта), «Самооценки функционального состояния» (20 пунктов), «Отношения к себе» (57 пунктов) и «Изучения коммуникативных и организаторских склонностей» (40 пунктов).
Программа «PROFK» включает опросник Айзенка (форма А и В ), опросник профессиональной готовности, опросник выявления мотивов трудовой деятельности, методику КОС (коммуникативные и организаторские склонности), методику выявления направленности личности (ЛН), опросник Стреляу, опросник Леонгарда — Шмишека, тест конкретных ситуаций, опросник ИМУЛ (исследование монотоноустойчивости личности), ОПГ-М — профориентационный опросник, тест потенциала руководителя и опросник терминальных ценностей.
Программа «TESTANTI» (запуск с файла test.exe) представляет собой комплект автоматизированных тестов и опросников и состоит из следующих разделов:
1) Психологический портрет + профориентация.
2) Психологическая совместимость, склонность к действиям, направленным против интересов фирмы и «лично вас».
3) Партнеры и конкуренты.
4) Система тестов PSY, которая в свою очередь включает шесть популярных тестов: «Как Вы справляетесь с делами?»; «Что мешает работать эффективно?»; «Характер и темперамент»; «Что Вам говорят жесты и мимика?»; «Удовлетворенность положением» и «Понимание, эмоции, авторитет».
Программа «TS1EXE» (запуск программы с файла test.bat) включает:
1) Опросник Айзенка.
2) Тест К. Коха «Дерево».
3) Тест «Несуществующее животное».
4) Опросник Кэттелла (форма А).
5) ММИЛ (по Ф.Б. Березину, 377 пунктов).
6) Методика Равена.
7) Опросник УСК.
8) Опросник Т. Лири.
9) Опросник УНП (уровень невротизации и психопатизации).
10) Тест структуры интеллекта (ТСИ).
11) Тест Люшера.
12) Опросник САН.
13) Опросник для измерения потребности в достижениях Ю.М. Орлова.
14) Опросник КОС.
15) Опросник для определения нервно-психического напряжения ТА. Немчина (НПН).
16) Методика Маслоу (структуры потребностей).
17) Опросник Шмишека.
18) Опросник Спилбергера.
19) Методика оценки способов реагирования на конфликтные ситуации.
20) Тест-опросник удовлетворенности браком (ТОУБ).
Программа «TSS» включает:
1) Тест Стреляу (диагностика типа высшей нервной деятельности: возбудимый, тормозимый, подвижный).
2) Определение порога активности (активность-пассивность).
3) Краткий ориентировочный тест — КОТ (определение IQ).
4) Школьный тест умственного развития (ШТУР).
5) Тест мотивации одобрения (выявление субъективной значимости оценок окружающих).
6) Тест родительского отношения (авторы Варга А.Я., Столин В. В. — консультация родителей по проблемам воспитания детей).
7) Тест Басса — Дарки (выявление преобладающей формы агрессивного поведения: физическая; косвенная; склонность к раздражению; негативизм; обида; подозрительность; вербальная; чувство вины.
8) Тест склонности к риску.
9) Тест эмоциональной напряженности.
10) Тест Дженкинса (диагностика типа поведения, обусловливающего повышенный риск ишемической болезни сердца -тип А).
Программа «ZERKALO» включает следующие методики:
1) Тест Люшера.
2). Большой тест MMPI (377 пунктов).
3) Малый тест MMPI (71 пункт).
4) Личностный опросник Айзенка.
5) Интерперсональный тест Лири.
6) Тест «16 личностных факторов» Кэттелла (187 пунктов).
7) Интеллектуальный тест Айзенка.
9) Патохарактерологический диагностический опросник Личко.
10) Тест «Уровень субъективного контроля».
11) Тест «Локус субъективного контроля» (прототип — шкала локус-контроля Дж. Роттера).
12) Звуковой тест (определение типа темперамента, прототип — методика Б. Цуканова «Внутреннее время человека»).
13) Тест «Стиль руководства».
14) Тест «Потребность достижений».
15) Опросник Спилбергера.
16) Тест «Самочувствие. Активность. Настроение».
17) Опросник структуры темперамента.
18) Ориентировочная анкета Смекала (оценка направленности субъекта).
19) Опросник Шмишека.
Программа «RITM»* представляет собой компьютерную психотехнологию АСИД «Ритм» («Разработка имитационных тестирующих моделей»), разработанную И. Н. Носсом и Е. В. Сусловым в 1991 году.
* Автоматизированные ситуационные игры диагностические — АСИД. См. Захаров И.В., Говоруха О.С., Носс И.Н., Суслов Е.В., Круглый И.Б. Оценка психологического статуса военнослужащих-ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС при помощи диагностической ситуационной игры «Тест» // Военно-медицинский журнал. —. № 7. - 1994. - С. 42-44.
Программа «TUTOR» АСИО* (рекламная модель -«TYPETUTOR») является обучающей программой по подготовке машинисток. Авторский коллектив: Носс И. Н., программное обеспечение — Суслов Е. В., Круглый И. Б.
* Автоматизированные ситуационные игры обучающие — АСИО. См.: Носс И.Н. О разработке автоматизированных диагностических ситуационных игр в целях профотбора и психологического сопровождения учебного процесса в академии // Научно-методический сборник. № 44. — М: Воениздат, 1996. — С. 51-54.
Программа «Компьютерная персонал-технология» представляет собой модульную адаптивную автоматизированную систему поддержки кадровых органов и служб персонала. Система разработана в ЭРГОцентре, г. Тверь и состоит из следующих подпрограмм:
1. ПРОФЕССИОГРАФИЯ: психограмма (идеал, математический профиль) должности; профессиограмма (описание должности).
2. АТТЕСТАЦИЯ: психограмма (реальный математический профиль) работника; деловой портрет работника; заключение о профессиональной пригодности; рекомендации о профессиональной пригодности; профессиональная переориентация работника; план карьеры работника; коэффициент профессиональной пригодности для отбора кандидатов (расчет валидности тестов).
3. ОТБОР: психограмма (реальный математический профиль кандидата); деловой портрет кандидата; заключение о профессиональной пригодности кандидата; профессиональная ориентация кандидата.
4. КЛИМАТ:
— оценка социально-психологического климата
а) по элементам: психические состояния; групповая оценка; отношения; стиль поведения; мнения;
б) по подразделениям,
в) по категориям работников,
г) в динамике;
- рекомендации по комплектованию групп.
5. ОБУЧЕНИЕ:
количество работников, требующих подготовки по каждому из признаков профессиональной пригодности; электронный справочник учебных заведений; план профессиональной подготовки работников; заявки в учебные заведения (по количеству специалистов, по требованиям к подготовке; предложения по изменению учебных программ);
автоматизированные обучающие системы;
оценка эффективности профессиональной подготовки.
6. СТАТУС: оценка оптимальности распределения функций, прав, обязанностей и ответственности.
7. РЕЗУЛЬТАТЫ: электронное досье работника; резерв на выдвижение; схема ротации кадров; конкурс кандидатов; анализ профессионального потенциала персонала и план его развития.
8. АДМИНИСТРАТОР: инструкция пользователю; корректировка признаков профессиональной пригодности; корректировка коэффициентов пригодности; корректировка форм документов; подготовка материалов для обследования персонала в «ручном» режиме; список должностей; список работников; список вакансий; заявки в Службу занятости; подготовка и печать выходных данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, следует заметить, что психодиагностика не является оценкой вообще. Любая оценка — это сравнение с каким-либо эталоном, критерием или нормой. В некоторых учебниках психодиагностика представлена в виде оценки способностей, мотивов, коммуникативных свойств и т. д. Способностей вообще не существует. Есть способности к определенной деятельности, критерии которой являются определенными требованиями к способностям людей. Говоря о мотивах и их оценке, необходимо исследовать мотивацию субъекта к определенной деятельности, детерминацию действий и т. д. Эмоционально-волевые компоненты оцениваются не абстрактно, а лежат в области устойчивости человека к определенным специфическим условиям или стрессогенным факторам.
Таким образом, психодиагностика глубоко специфична и в огромной степени зависит от предметной деятельности людей. Более того, и конструирование психодиагностического инструмента детерминируется этой специфичностью. Способности или мотивация к одной деятельности может являться неспособностью или отторжением другой. Поэтому инструмент ее оценки неадекватен инструменту в рамках иной деятельности*.
* См. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001. — С. 133.
Вторым аспектом проблемы психодиагностической оценки является достоверность ее инструментов, результатов и их интерпретации. В этом смысле практические психологи постоянно сталкиваются с проблемами валидизации и адаптации методик. Здесь возникает задача разработки методологических основ, а также собственного или адаптации существующего инструментария психологического оценивания. Следует учитывать, что в отечественной и зарубежной практике тестовый материал часто отрабатывается на специфической выборке студентов, школьников или военнослужащих. Тому имеется множество свидетельств в отечественной и зарубежной литературе по экспериментальной психологии. Причиной является относительная простота организации психологического эксперимента в условиях учебных заведений или воинских подразделений. Поэтому психологам приходится постоянно подвергать пересмотру выводы даже известных и авторитетных тестов и методик. Кроме того, даже краткий обзор современного диагностического инструментария дает основание заключить, что основная масса психологических методик представляет собой зарубежные техники, переведенные на русский язык или адаптированные в России. До сих пор в опросниках присутствуют пункты, представленные в иноязычной редакции вследствие центрированного перевода текстов, а в интеллектуальных тестах зачастую встречаются задания со специфическим стимульным материалом*. Отечественные оригинальные методики составляют даже в относительно «предвзятых» перечнях тестовых процедур не более 30%**.
* См.: Шмелев А.Г. История 16PF в России, или "каша из топора" // Психологическая газета. - № 4 (43). - 1999. - С. 22-23.; Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика на рубеже веков // Там же, с. 6-7.
** См.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. -Петрозаводск: Петроком, 1992; Бурлачук Л.Ф.. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999; Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: КСП+, 2000.
Так, перечень наиболее часто применяемых тестов возглавляют именно зарубежные методики, такие как Цветовой тест М. Люшера, 16PF, опросник Шмишека, тест Д. Векслера и др.*.
* См. Психологическая газета, № 4 (43), 1999. С. 6-7.
Тестологические проблемы исходят из методологии разработки так называемых интеллектуальных методик, которые активно применяются в области оценки различных способностей испытуемых. Основная их часть оценивает сформированные в процессе жизнедеятельности человека психические функции. Потенциальные возможности психики остаются вне рамок диагностики, потому что измерению подлежит уже усвоенная (свернутая) функция, в которой психическая переменная присутствует лишь на уровне регуляции. Сам процесс формирования психики, когда актуализирована ориентировочная деятельность человека, тестом не фиксируется. Поэтому многие зарубежные и отечественные авторы свидетельствуют о том, что тесты интеллекта слабо или даже обратно соотносятся с реальными деятельностными критериями*.
* См.: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000. — С. 249.
И, наконец, особое слово следует сказать о возможностях проективных техник. С одной стороны, большинство из них прочно базируется на крайне субъективной интерпретации данных и не подлежит нормализации. С другой стороны, как писал сам Г. Мюррей, «то, что обнаруживает тест, порой является прямой противоположностью тому, что обследуемый делает сознательно в обычной жизни»*. Однако следует заметить, что это положение не в полной мере относится к графическим, графологическим, цветовым и им подобным техникам. Несмотря на то, что эти техники опираются на субъективную интерпретацию, они все же больше склоняются к сопоставлению «признакового пространства» методики и реального поведения индивида.
* Цит. по: Бурлачук Л.Ф. ТАТ — старейшина проективных тестов // Психологическая газета. - № 2 (53). — Февраль 2000 г.
В заключение следует сказать, что психологическая диагностика — это особый метод, который, безусловно, имеет свой предмет, но не специфически психологический, а эпистемологический. Но в то же время психодиагностика является именно психологическим методом. Психологическая специфика придается ей на этапе интерпретации количественного результата в качество исследуемого объекта. Как ни странно, но интерпретация становится психологической в результате психологичности объекта, а не предмета диагностики. Объект психологии не имеет материальной сути. Количественная материальная основа психики является лишь ее активным носителем. Но идеальное (качество) не порождается материальным (количеством). Адекватное идеальное возникает у другого человека посредством интерпретации количественных признаков, «облитых» светом собственной души. Психологический эффект диагностики появляется именно в процессе и в результате интуитивно-чувственной интерпретации количественных признаков, через эмпиризм — в дух.
Тем, кто понял это и кому данная книга поможет приобрести некоторые практические знания, мы желаем доброго пути в трудном, но удивительном мире психологических исследований.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ»
(В некоторых заданиях возможно несколько правильных ответов)
1. Какой вид психологического измерения определяется сравнением тестового показателя развития свойства испытуемого со среднегрупповым уровнем?
1. Нормативное
2. Критериальное
3. Ипсативное
4. Вероятностное
5. Десятичное
6. Двоичное
2. К какому виду валидности относится следующее суждение: «Это мера возможности распространения результатов тестирования на генеральную совокупность»?
1. Эмпирическая валидность
2. Очевидная валидность
3. Внешняя валидность
4. Концептуальная валидность
5. Содержательная валидность
6. Внутренняя валидность
3. Какие статистические величины могут использоваться для расчета связи переменных, приведенных ниже?
TAX | ДДО | |
1. Rs; Rxy; Rpb | ||
2.Q; Ф | ||
3. As; Ex; | ||
4. δх; V | ||
5. φ; К; С | ||
6. Хи-квадрат |
4. Иходя из логического содержания, определите, о какой измерительной шкале идет речь. ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ШКАЛЫ: А подобно В, С подобно А, но В не подобно С.
1. Нечеткая (размытая) классификация
2. Строгая классификация (номинальная шкала)
3. Шкала порядков (ранговая шкала)
4. Шкала интервалов
5. Шкала отношений
6. Абсолютная шкала
5. Что составляет содержание понятия «достоверность» тестовых показателей?
1. Надежность, объективность, трудность
2. Валидность, надежность, прогностичность
3. Репрезентативность, очевидность, трудность
4. Прогностичность, трудность, вариативность признака
5. Трудность, очевидность, объективность
6. Вероятность, стандартность, относительность
6. Какие статистические величины рассчитываются для оценки нормальности распределения эмпирических данных?
1. Q; Ф; φ; С; К
2. Rs; Rxy; Rpb
3. As; Ex; Sa; Se; Хи-квадрат.
4. Dx; δх; Vx
5. Mo; Me; Мx
6. t-критерий Стъюдента; υ-критерий Уэлша; F-критерий Фишера.
7. Определите, исходя из логического содержания, о какой измерительной шкале идет речь. ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ШКАЛЫ: А - не В, В - не С, С - не D и т. д.
1. Нечеткая (размытая) классификация
2. Строгая классификация (номинальная шкала)
3. Шкала порядков (ранговая шкала)
4. Шкала интервалов
5. Шкала отношений
6. Абсолютная шкала
8. Какие статистические величины могут использоваться для расчета связи переменных, приведенных ниже?
Успешн. деят. | IQ | |
1.5 | l.Rs; | |
2.5 | 2. Rxy; | |
2.5 | 3. Rpb; | |
4.Q; | ||
5. Хи-квадрат; | ||
6. Ф; | ||
5.5 | ||
5.5 | 1.5 |
9. К какой категории достоверности психологических измерений относится следующее суждение: «Это мера соответствия тестовых оценок представлениям о сущности свойств или их роли в той или иной деятельности человека»?
1. Надежность теста
2. Трудность теста
3. Валидность теста
4. Прогностичность теста
5. Репрезентативность экспериментальной выборки
6. Вариативность
10. Для чего используется коэффициент согласия Пирсона (Хи-квадрат)?
1. Для расчета статистической связи переменных, измеренных в шкале интервалов
2. Для расчета статистической связи переменных, измеренных в шкале порядков
3. Для расчета статистической связи переменных, измеренных в шкале наименований
4. Для расчета нормальности распределения эмпирических данных
5. Для расчета статистической связи переменных, измеренных в шкале отношений
6. Для расчета статистической связи переменных, измеренных в абсолютной шкале
11. Какой вид психологического измерения основан на прямой оценке качества выполнения теста испытуемым без сравнения с другими испытуемыми в соответствии с определенным объективным уровнем развития качества?
1. Нормативное
2. Критериальное
3. Ипсативное
4. Вероятностное
5. Десятичное
6. Двоичное
12. К какой категории достоверности психологических измерений относится следующее суждение: «Это характеристика психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость (стабильность) результатов теста к действию посторонних случайных факторов»?
1. Надежность теста
2. Трудность теста
3. Валидность теста
4. Прогностичность теста
5. Репрезентативность экспериментальной выборки
6. Вариативность
13. Определите, исходя из логического содержания, о какой измерительной шкале идет речь. ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ШКАЛЫ: А > В, В > С, С > D и т. д.
1. Нечеткая (размытая) классификация
2. Строгая классификация (номинальная шкала)
3. Шкала порядков (ранговая шкала)
4. Шкала интервалов
5. Шкала отношений
6. Абсолютная шкала
14. Какие статистические величины могут использоваться для расчета связи переменных, приведенных ниже? Номер правильного ответа в регистрационном бланке обведите кружком.
САД-оц | IQ-оц | |
l.Rs; | ||
2. Rxy; | ||
3. Rpb; | ||
4.Q; | ||
5. Хи-квадрат; | ||
6. Ф | ||
15. При помощи каких статистик оценивается однородность экспериментальной выборки (подобие групп эмпирических данных)?
l.Q;Ф;φ;C;K
2. Rs; Rxy; Rpb
3. As; Ex; Хи-квадрат.
4. Dx; δх; Vx
5. Mo; Me; Мx
6. t-крит.; υ-крит.; F— критерий.
16. К какой категории достоверности психологических измерений относится следующее суждение: «Это степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психическом свойстве по его результату спустя определенное время после измерения»?
1. Надежность теста
2. Трудность теста
3. Валидность теста
4. Прогностичность теста
5. Репрезентативность экспериментальной выборки
6. Вариативность
17. В каких случаях ошибка психологического измерения считается допустимой?
1.р<0.01
2. р > 0.05
3. р < 0.05
4. р < 0.1
5. р > 0.25
6. р < 0.02
18. Определите, исходя из логического содержания, о какой измерительной шкале идет речь. ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ШКАЛЫ: А > В на 5 ед., В > С на 3 ед., С > D на 10 ед. и т. д.
1. Нечеткая (размытая) классификация
2. Строгая классификация (номинальная шкала)
3. Шкала порядков (ранговая шкала)
4. Шкала интервалов
5. Шкала отношений
6. Абсолютная шкала
19. Какие статистические величины относятся к мерам связи?
1. Rs; Rpb; Rxy
2. As; Ex; Mmin-Mmax
3. Mo; Me; Мx
4. Dx; δх; V
5. Q; Ф;φ
6. Хи-квадрат; F-критерий; t-критерий; υ -критерий
20. Что составляет содержание понятия текущей валидности теста?
1. Надежность, объективность, трудность
2. Валидность, надежность, прогностичность
3. Репрезентативность, очевидность, трудность
4. Прогностичность, трудность, вариативность признака
5. Трудность, очевидность, объективность
6. Вероятность, стандартность, относительность
21. Какие статистические величины могут использоваться для расчета связи переменных, приведенных ниже?
Технич. | Оценка | |
направл. | интеллекта (IQ) | |
l.Rs; | ||
2. Rxy; | ||
3. Rpb; | ||
4. Ф; | ||
5. δх; | ||
6.Q |
22. Какие статистические величины могут составить содержание понятия «статистический вывод»?
1. Rs; Rpb; Rxy
2. As; Ex; Mmin-Mmax
3. Mo; Me; Мx
4. Dx; δχ; V
5. Q; Ф; φ
6. Хи-квадрат; F-критерий; t-критерий; υ -критерий
23. Какой вид психологического измерения нацелен на оценку внутрииндивидуальных соотношений и не связан с изучением межиндивидуальных различий (сравнение показателя теста в различных ситуациях с показателем в нормальном состоянии)?
1. Нормативное
2. Критериальное
3. Ипсативное
4. Вероятностное
5. Десятичное
6. Двоичное
24. Какая основная цель стандартизации эмпирических данных?
1. Сопоставление тестовых показателей
2. Оптимизация процесса расчета статистических зависимостей
3. Снижение вероятности ошибки психологического измерения
4. Приведение тестовых показателей в соответствие с распределением Гаусса.
5. Повышение достоверности психологической информации
6. Проверка измеренных показателей
25. Определите, исходя из логического содержания, о какой измерительной шкале идет речь. ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ШКАЛЫ: имеет место точка отсчета «О» и относительно определенные интервалы измерений.
1. Нечеткая (размытая) классификация
2. Строгая классификация (номинальная шкала)
3. Шкала порядков (ранговая шкала)
4. Шкала интервалов
5. Шкала отношений
6. Абсолютная шкала
26. Какая категория психодиагностики имеет следующее определение: «Это отношение решенных заданий теста к нерешенным, выраженное в процентах»?
1. Надежность теста
2. Трудность теста
3. Валидность теста
4. Прогностичность теста
5. Репрезентативность экспериментальной выборки
6. Вариативность признаков
27. Какие статистические величины относятся к мерам центральной тенденции?
1. Rs; Rpb; Rxy
2. As; Ex; Mmin-Mmax
3. Mo; Me; Мx
4. Dx; δх; V?
5. Q; Ф
6. Хи-критерий; Е-критерий; t-критерий; υ -критерий
28. С какими значениями коэффициентов корреляции наиболее предпочтительно работать при анализе эмпирических данных?
1. Rs = 0.64 (р< 0.06)
2. Rxy= 0.45 (р < 0.02)
3. Rs = 0.87(p<0.1)
4. Rxy= 0.46 (р < 0.01)
5. Rxy= 0.95 (р < 0.2)
6. Rxy= 0.55 (p<0.05)
29. Определите, исходя из логического содержания, о какой измерительной шкале идет речь? ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ШКАЛЫ: имеет место точка отсчета «О» и объективно определенные интервалы измерений.
1. Нечеткая (размытая) классификация
2. Строгая классификация (номинальная шкала)
3. Шкала порядков (ранговая шкала)
4. Шкала интервалов
5. Шкала отношений
6. Абсолютная шкала
30. Какие статистические величины относятся к мерам изменчивости?
1. Rs; Rpb; Rxy
2. As; Ex; Mmin-Mmax
3. Mo; Me; Мx
4. Dx; δx; V?
5.Q;Ф
6. Хи-квадрат; F-критерий; t-критерий; υ -критерий
31. От чего зависит значимость коэффициента корреляции?
1. От шкалы психологических измерений
2. От объема экспериментальной выборки
3. От трудности теста
4. От величины коэффициента корреляции между переменными
5. От ошибки психологических измерений
6. От стандартизации данных
32. К какой категории психодиагностики относится следующее суждение: «Это представительность экспериментальной выборки, которая отражает основные свойства генеральной совокупности»?
1. Надежность теста
2. Трудность теста
3. Валидность теста
4. Прогностичность теста
5. Репрезентативность экспериментальной выборки
6. Вариативность признаков
33. Исходя из информации, представленной на графике, определите, какие из следующих утверждений являются истинными?
Эмпирическое распределение данных близко к нормальному.
1. As имеет отрицательное значение
2. Ех имеет отрицательное значение
3. Эмпирическое распределение данных не соответствует закону нормального распределения
4. As имеет положительное значение
5. Ех имеет положительное значение
6. Ех имеет положительное значение
34. Исходя из информации, представленной на графике, определите, какие из следующих утверждений являются истинными?
1. Эмпирическое распределение данных близко к нормальному
2. As имеет отрицательное значение
3. Ех имеет отрицательное значение
4. Эмпирическое распределение данных не соответствует закону нормального распределения
5. As имеет положительное значение
6. Ех имеет положительное значение
35. На каком значении среднего арифметического основывается система Т-баллов?
1. =100; 2. =0; 3. = 5.5; 4. =50; 5. =10; 6. = 1
36. На каком значении среднего арифметического основывается система IQ-баллов?
1. =100; 2. =0; 3. =5.5; 4. =50; 5. =10; 6. = 1
37. На каком значении среднего арифметического основывается система Z-баллов?
1. =100; 2. =0; 3. =5.5; 4. =50; 5. =10; 6. = 1
38. На каком значении среднего арифметического основывается система стэнов?
1. =100; 2. =0; 3. =5.5; 4. =50; 5. =10; 6. = 1
39. На каком значении стандартного отклонения основывается система стэнов?
1.= 15; 2. = 1; 3 = 2; 4.= 10; 5.= 2.5; 6.= 0
40. На каком значении стандартного отклонения основывается система Z-оценок?
1.= 15; 2.= 1; 3.= 2; 4.= 10; 5.= 2.5; 6. = 0
41. На каком значении стандартного отклонения основывается система IQ-баллов?
1.= 15; 2. = 1; 3.= 2; 4.= 10; 5.= 2.5; 6.= 0
42. На каком значении стандартного отклонения основывается система Т-баллов?
1.= 15; 2.= 1; 3.= 2; 4.= 10; 5.= 2.5; 6.= 0
43. Если стандартное значение показателя в Z-оценках равно 1, то каково будет оно в IQ —баллах?
1.= 100; 2. = 7.5; 3.= 115; 4.= 60; 5.= 10; 6.= 0
44. Если стандартное значение показателя в Z-оценках равно 1, то каково будет оно в Т-баллах?
1. = 100; 2.= 7.5; 3.= 115; 4.= 60; 5.= 10; 6.= 0
45. Если стандартное значение показателя в Z-оценках равно 1, то каково будет оно в стэнах?
1.= 100; 2. = 7.5; 3.= 115; 4.= 50; 5.= 10; 6.= 0
46. Если стандартное значение показателя в Т-баллах равно 100, то каково будет оно в IQ-баллах?
1.= 111.25; 2.= 185.5; 3.= 115; 4.= 150.5; 5.= 175; 6.= 0
47. Если стандартное значение показателя в стэнах равно 7, то каково будет оно в IQ-баллах?
1.= 111.25; 2.= 185.5; 3.= 115; 4.= 150.5; 5.= 175; 6.= 0
48. Если стандартное значение показателя Z-оценках равно -2, то каково будет оно в Т-баллах?
1.= 100; 2.-70; 3.= 115; 4. = 50; 5. = 30; 6.= 0
49. Если стандартное значение показателя Z-оценках равно -2, то каково будет оно в IQ-баллах?
1.= 100; 2.= 70; 3.= 115; 4. = 50; 5.= 30; 6.= 0
50. Если при изучении показателей роста выборки, состоящей из 5000 мужчин, добавить показатели роста такого же количества женщин, что произойдет со значениями стандартного отклонения и среднего?
1. Средний показатель и стандартное отклонение вырастут
2. Средний показатель и стандартное отклонение уменьшатся
3. Средний показатель возрастет, а стандартное отклонение уменьшится
4. Средний показатель уменьшится, а стандартное отклонение возрастет
5. Средний показатель и стандартное отклонение не изменятся
6. Средний показатель возрастет, а стандартное отклонение не изменится
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 264 с.
Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-752 с.
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001.-688с.
Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Кибернетика живого: человек в разных аспектах. -М.: Наука, 1985. - С. 29-42.
Анцупов А.Я., Помогайбин В. Н. Методологические проблемы военно-психологических исследований. — М.: ВУ, 1999. — 91 с.
Багрецов С.А. и др. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. — СПб.: Лань, 1999. — 640 с.
Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. —Д.: Сталкер, 1998. — 432 с.
Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л.Н. Собчик. — СПб, 1992.
Бердяев Н. Дух и машина // Судьба России. — М., 1990. — С. 216-223.
Бехтерев В. М. Объективная психология. — М.: Наука, 1991. — 480 с.
Брушлинский А.В. Почему невозможен искусственный интеллект // Вопросы философии. — 1979. — № 2. — С. 61-63.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер-Ком, 1999.- 528 с.
Гаазе-Рапопорт М.Г. О некоторых философско-методологических проблемах искусственного интеллекта// Вопросы философии. — 1979. — № 3. — С. 85-88.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М., 1976.— 150 с.
Гласс Дж., Станли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976.
Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. — М.: Наука, 1993. — 175 с.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2000. — 386 с.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. — СПб.: Братство, 1994. — 364 с.
Игнаткин В. Н., Носс И. Н. Исследование валидности графического теста Коха (Рисунок дерева) // Психологическое обозрение. — 1998. — № 2. — С. 20-25.
История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии. — М.: ИП РАН, 1990. — С.11-12.
История психологии. (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 480 с.
Касчеев Ю.С. Групповое комплексное обследование и автоматизированные экзамены с использованием ЭВМ. Методические рекомендации для поступающих. — Владивосток, Изд. по ТОВВМУ, 1986. — 52 с.
Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980 — 391с.
Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1991.— 154 с.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л., 1984. — 215с.
Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. — СПб.: Наука, 1994. — 119с.
Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Кн. 1-6. — СПб., 1997 — 1999.
Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов на-Дону: Феникс, 1997. -544с.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. — Петрозаводск: Петроком. — 318 с.
Марищук В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1984. - 191 с.
Математические методы анализа и интерпретация социологических данных / В.Г. Андреенков и др. - М.: Наука, 1989.- 173 с.
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М.: Просвещение, 1985.— 320 с.
Моргенштерн И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. — СПб., 1994.
Мощенко А. В., Носс И. Н., Игнаткин В. Н. Военно-профессиональная ориентация суворовцев (Учебно-методическое пособие). В 2-х частях. — М.: Воениздат, 1992.
Носс И. Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. — М.: Изд-во КСП+, 1999. - 320 с.
Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина — М.: Изд-во МГУ, 1987.-304 с.
Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. — М.: Наука, 1977.- 181с.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 208 с.
Пиз А. Язык жестов. — Воронеж, 1992.
Практикум по психологии // Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: Изд-во МГУ, 1972. - 248 с. (СД - с. 183-194).
Проективная психология / Пер. с англ. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСИМО-Пресс, 2000.— 528 с.
Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1981. - 232 с.
Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 318 с.
Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики: Методические рекомендации. В 2-х частях. — СПб., 1992.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт, 1992.— 256 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946.— 704 с.
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. — М.: Ин-т прикладной психологии, 1997.
Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. — М., 1990. — 48 с.
Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. — М., 1990.
Соловьева С. Л. Тест дерева и его применение в психодиагностике. — МГПП «Курс», 1992.
Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. — Л., 1972.
Тихомиров O.K., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии: Учебное пособие для слушателей ФПК. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. — М.: Прогресс, 1987.— 236 с.
Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учебное пособие — М.: ВРБ, 1989. — 62с.
Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998. - 512 с.
Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. — М., 1983.
Эткинд A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала// Вопросы психологии. — № 1. — 1979.
Ярошевский М.Г. История психологии. — М.: Мысль, 1985. — 575 с.
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. — М.: Политиздат, 1974. — 447 с.
Clark-Carter D. Doing quantitative psychological research: From design to report. East Sussex: Psychology Press, 1997. — 666 p.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава 1. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 5
1.1. История развития психодиагностических исследований. 5
1.2. Предмет и место психодиагностики в системе психологических наук. 12
Глава 2. Психометрические аспекты разработки, адаптации и использования тестов. 19
2.1. Понятие о психологическом измерении. 19
2.2. Применение статистических методов в психологических измерениях. 23
2.3. Стандартизация тестовых показателей. 34
Глава 3. ТЕСТОЛОГИЯ.. 34
3.1. Классификация психологических тестов. 34
3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов. 40
3.3. Проблемы объективности психодиагностической информации. 42
3.4. Разработка, адаптация и использование психодиагностических методик (тестов) 49
3.5. Процедура психологического обследования. 81
3.6. Психодиагностика индивида и группы.. 84
Глава 4. ПРОБЛЕМАТИКА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 96
4.1. История развития идей о возможности формализации психических явлений. 96
4.2 Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований. 102
4.3. Прикладные психологические исследования с использованием компьютеров. 105
4.4. Обзор и общая характеристика автоматизированных диагностических методик, используемых в отечественной психологической практике. 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 117
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ». 119
ЛИТЕРАТУРА.. 126
И. Н. Носс
ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНОЛОГИЮ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Директор издательства М. Г. Бурняшев
Редактор И. В. Тепикина
Компьютерная верстка и техническое редактирование О. Ю. Протасова
Художник А. П. Куцин
Корректор М. В. Зыкова
Сдано в набор 10.03.2002. Подписано в печать 15.05.2002.
Формат 60 х 90 '/is- Бумага офсетная.
Печать офсетная. Печ. л. 16. Тираж 5000 экз.
Заказ № 2355.
Лицензия ЛР № 065485 от 31.10.97 г.
ЗАО «ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ»
123336, Москва, ул. Таежная, 1.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.