Современная классификация автоматизированных систем управления

Практические задачи, решаемые автоматизированными управленческими ИС (АУИС), во многом определяются областью деятельности, структурой и другими особенностями конкретной организации. Примерный перечень основных задач (табл. 4.1), которые должна решать АУИС на различных уровнях управления предприятием и для различных его служб, к настоящему времени можно считать общепризнанным.

Автоматизированные системы управления (АСУ) и автоматизированные системы управления предприятием (АСУП) создавались с конца 1960-х гг. во многих странах, в том числе и в России. На современном языке типовая классификация такого рода систем производственного назначения включает в себя следующие типы систем:

- MRP (Material Requirements Planning) – автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства; ис-пользуется для описания компонента «производство»;

- MRP II (Manufacturing Resource Planning) – автоматизированное планирование всех производственных ресурсов предприятия (сырья, материалов, оборудования, его производительности, трудозатрат); ис-пользуется для описания компонентов «производство», «логистика»;

- ERP (Enterprise Resource Planning) - автоматизация и оптимизация внутренних бизнес-процессов, планирование как материальных, так и финансовых ресурсов в масштабе предприятия; используется для описания компонентов «производство», «логистика», «финансы».

Таблица 4.1

Основные задачи автоматизированных управленческих ИС

Уровни и службы управления Направления деятельности, обеспечиваемые АУИС
Руководство предприятия Координация работ и ресурсов Контроль работы служб предприятия Стратегическое планирование деятельности Подготовка прогнозов на будущее Предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах Формирование представления о себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат
Финансово- бухгалтерские службы Контроль движения денежных средств Реализация необходимой менеджменту учетной поли-тики и управленческого учета Планирование, анализ и контроль выполнения догово-ров, бюджета и движения финансовых потоков Управление дебиторской и кредиторской задолженно-стями Контроль финансовой дисциплины, бухгалтерской и управленческой отчетности Мониторинг и анализ движения товарно-материальных потоков
Управление производством Планирование загрузки и управление использованием производственных мощностей Контроль технологической дисциплины Документационное сопровождение производственных Заказов Определение фактической себестоимости продукции
Службы маркетинга и рекламы Анализ рынка сбыта в целях его расширения Формирование политики цен и скидок Ведение статистики продаж Информационно-аналитическая поддержка маркетинга и рекламы Поддержание базы данных о клиентах и проведение активной маркетинговой политики
Службы сбыта и снабжения Ведение баз данных клиентов, продукции, услуг Планирование сроков поставки и затрат на транспор-тировку Оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки Автоматизированная подготовка хозяйственных и кли-ентских договоров
Службы складского учета Управление системой складского хозяйства Оптимальное пополнение и размещение на складах с учетом условий хранения Оперативный поиск товара (продукции) по складам Управление поступлениями. Контроль качества. Инвентаризация

Стремление бизнеса не только контролировать внутреннюю среду, но и осуществлять мониторинг внешней привело к возникновению систем управления внешней средой ближнего окружения (frontoffice), к которой относят конкурентов, поставщиков и потребителей, и к разработке соответствующих систем учета и управления:

- систем учета информации о конкурентах Бенчмаркинг (Benchmarking)

- систем учета и управления взаимоотношениями с потребителями или маркетинга отношений (CRM - Customer Relations Management);

- систем учета и управления взаимоотношениями с поставщика-ми или управления цепочками поставок (SCM - Supply Chain Management).

Современная классификация автоматизированных систем управления - student2.ru

Иерархия указанных систем, отражена на рисунке 4.4.

Разрабатываются и такие системы учета и управления, которые совмещают планирование, back- и front-office, в частности CSRF (Customer Synchronized Resource Planning) - планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка. Процесс управления предприятием включает маркетинг отношений (CRM), что дает возможность интегрировать взаимоотношения "потребитель-предприятие" во внутренние бизнес-процессы предприятия. Интегрированный вариант получил наименование ERPII (Enterprise Resource and Relationship Processing) – управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия (совмещает ERP, CRM, SCM).

В настоящее время намечается тенденция учета динамики внешней среды дальнего окружения с помощью так называемого мониторинга внешней среды по PESTE – факторам (PESTE – Policy, Economy, Sociology, Technology, Ecology).

В то или иное время во главу угла ставилась определенная функциональная составляющая менеджмента, и тут же возникали методы учета тенденций этой составляющей. Постепенно производственный учет трансформируется в управленческий, главной отличительной чертой которого является интегрированность. Управленческий учет увязывает субсистемы в единую открытую систему, отслеживающую динамику как внутренней, так и внешней среды. ЕRР – системы имеют в основе принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения бизнеса. Такие системы обладают рядом преимуществ:

- поддерживают как различные типы производства, так и раз-личные направления деятельности предприятия (применимы для много-профильных предприятий);

- наличие единого хранилища данных избавляет от необходимости передавать данные от подразделения к подразделению, соответственно нет потери информации: информация вводится в систему только один раз в том подразделении, где она возникает, хранится в одном месте и многократно используется всеми заинтересованными подразделениями;

- скорость принятия решений возрастает, так как информация доступна для всех работников, имеющих необходимые полномочия;

- оперативное отражение данных и результатов деятельности дает возможность принимать обоснованные управленческие решения в режиме реального времени.

Недостатками ERP-систем являются ориентация только на внутреннюю среду предприятия без учета влияния внешней среды, а также большая вероятность срыва управленческой цепочки за счет резких изменений требований покупателей из-за отсутствия учета этого фактора.

Последнее десятилетие XX в. характеризуется смещением акцентов с внутренней среды на внешнюю. В результате для сохранения конкурентных преимуществ разрабатываются системы, совмещающие учет производственной эффективности с оценкой создания покупательской ценности.

Планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка осуществляют СSRP – системы. Они поддерживают полный цикл от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Системы характеризуются следующими особенностями:

- позволяют выявить и учесть текущие и будущие требования к продукту, варианты цены и услуги, подобрать решение, соответствующее уникальным требованиям покупателя, решение, которое не может предложить конкурент в настоящий момент;

- имеют центральную базу данных о покупателях, которую мо-гут использовать все подразделения, создающие покупательскую ценность;

- отслеживают тенденции спроса на продукцию, выявляют благоприятные возможности для создания различий, поддерживающих конкуренцию, и предвидят потребности покупателей;

- обеспечивают персонифицированное обслуживание, в частности, за счет создания продуктов по спецификациям покупателей;

- используют динамичные ценовые модели, позволяющие определить стоимость каждого продукта для каждого покупателя;

- оптимизируют производственное планирование на основе действительных покупательских заказов, а не на прогнозах или оценках;

- снижают как производственные издержки, так и время поставки за счет двунаправленного свободного потока информации между покупателем и производителем;

- увеличивают долю рынка и прибыльность продуктов.

Дополнительной надстройкой над информационной системой, используемой на предприятии, должна стать система поддержки принятия решений (СППР).

Цель разработки и внедрения СППР – информационная поддержка оперативных возможностей и комфортных условий для высшего руководства при принятии обоснованных решений. Так, к основным финансово-экономическим задачам СППР относятся анализ состояния и прогноз тенденций бизнеса и рыночной конъюнктуры, планирование бизнеса и управление его развитием. Для решения этих задач требуются специфические методы математической поддержки принятия решений.

Наши рекомендации