Технология обучения лексической стороне устной речи и чтения. Особенности обучения лексике мл. школьников. Способы семантизации лексических единиц;
Обучению лексической стороне ино язычной стороне речи (устной и письменной) во все времена уде лялось особое внимание. Это связано с тем, что лексика как аспект языка лежит в основе обучения другим сторонам и видам речевой деятельности. Обучение данному аспекту речи базируется на принципах, предложенных в свое время рядом ученых Академик И.Л. Бим предлагает организовать процесс обуче ния лексике на основе таких принципов, как:
1. Опора на познавательную и комму никативную мотивацию.
2. Адекватность упражнений формируемым действиям.
3. Поэтапность формирования лексиче ских действий (от отдельных изолиро ванных действий до сочетания с други ми действиями).
4. Учет взаимодействия упражнений по формированию разных сторон речи.
5. Учет взаимодействия устно-речевых форм отработки лексики с развитием техники чтения и письма и взаимосвязи видов речевой деятельности
Реализация названных принципов про исходит, по мнению И.Л. Бим, на основе широкого использования потребностно -мотивационной сферы обучаемого. При этом учитываются: а) рациональная орга низация лексического материала; б) его типологические особенности; в) широ кий спектр решаемых коммуникативных задач; г) особенности ступени обучения лексике; д) рациональное соотношение видов речевой деятельности, использую щихся как средства запоминания, трени ровки и применения лексики. Отмечая важность обучения лексике в разных условиях, И. Л.Бим пишет, что «чем ярче впечатление, произведенное словом, чем значительнее ситуация, в которой оно встречалось, чем больше в нем потреб ность, тем лучше оно запоминается»
В целях успешного формирования и расширения словарного запаса, практи ческого владения лексическим аспектом иноязычной речи в целом В. А. Бухбиндер и В. Штраус предлагают свою систему принципов обучения лексике: 1. Принцип рационального ограничения словарно го минимума. 2. Принцип направлен ного предъявления лексических единиц в учебном процессе. 3. Принцип учета языковых свойств лексических единиц. 4. Принцип учета дидактико-психологических особенностей ЛЕ. 5. Принцип ком плексного решения дидактико-методических задач в области обучения лексике. 6. Принцип опоры на лексические правила. 7. Принцип единства обучения лексике и речевой деятельности
В содержание обучения лексике обыч но включают: а) лексический минимум (реальный словарный запас); б) лекси ческие правила; в) словообразователь ные элементы (суффиксы, префиксы); г) типологию лексических единиц; д) лексические навыки и умения; е) тема тику устной речи и текстов для чтения и аудирования; ж) учет мотивов и интере сов учащихся при усвоении лексического материала (9).
Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения.
В рамках учебного чтения различаются следующие парные виды чтения:
1. по степени самостоятельности подготовленное и не подготовленное, чтение со словарём и без словаря, чтение с частично и полностью снятыми трудностями.
2. в зависимости от участия родного языка: без переводное и переводное чтение.
3. по способу и характеру учебной работы с текстом разделяют:
а) интенсивное -вид учебного чтения, предполагает умение полно и точно понимать текст, самостоятельно приодалевать трудности при увлечении необходимой информации с помощью аналитических действий и операций с использованием двуязычных и толковых словарей. В центре внимания стоит не только содержания и смысл, но и его языковая форма. Для интенсивного чтения предлагаются короткие тексты, текстовые упражнения, которые формируют лексико-грамматические навыки. Чтение и умение, связанные с пониманием прочитанного и осмыслением содержания текста.
б) экстенсивное, курсовое или систематическое чтение предполагает развитие умения читать большие по объёму тексты, с большей скоростью, с общим охватом содержания и в основном самостоятельно. Важное значение играет догадка, которая помогает приодалевать различные виды трудностей. Полученную информацию мы используем в устно - речевом общении (дискуссиях, ролевых играх) или создания письменных речевых произведений (аннотаций, изложений, сочинений).Наиболее распространённым видом на уроке чтения то есть когда большую часть урока составляет работа с текстами (презентация учителем текста является урок домашнего чтения. Тексты должны быть интересны учащимся, информативны, несложны. Учитывая психологию школьника необходимо добиваться активного сознательного участия каждого на уроке, чтобы дети участниками обсуждаемого. Готовясь к уроку учителя стараются все виды работы с текстом продумать так, чтобы ребёнок активно, творчески мыслил в течении всего урока. Выделяют несколько психологических способностей:
1.Мотивированность она реализуется в сложном взаимодействии потребностей, мотивов, интересов и цели - результата. Первичной и не всегда осознанной потребностью, побуждающей к чтению можно считать коммуникативную потребность в получении той или иной информации. Конкретное содержание потребности в чтении раскрывается в читательских мотивах. Мотивами чтения являются внутренние побуждения читающего, которые выступают в форме представления тех или иных качеств печатного произведения.
Чтение - полимотивировано, оно отвечает не одному, а нескольким действующим мотивам, которые образуют сложную структуру. К фактом, побуждающим человека читать относятся внешние стимулы чтения или так называемые «стимуляторы», которые не редко смешивают с мотивами.
2.Активность чтение характеризуется активностью. Активность необходимо развивать на любом возрастном этапе, так как она является одним из условий успешности чтения, в частности понимания читаемого. Для этого необходимо изыскивать приёмы обучения, направленные на активизацию учащихся. Главными являются проблемные задачи.
3.Целенаправленность Как известно, под целями понимаются результаты деятельности. Человек берётся за чтение, имея определённую цель. Берясь за чтение человек преследует некоторые цели:
- навести справку, проверить данные, удостовериться во мнении;
- изучить что - нибудь основательно;
- получить дополнительные сведения, о чём - либо;
4.Связь с мышлением Мышление - это формирующаяся способность к решению разнообразных задач. Мышление в ходе чтения присутствует и предполагает активную внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата. В ходе чтения мышление человека проявляется в том, что оно позволяет проникнуть в суть читаемого, проанализировать его понять смысл читаемого, цель, которую преследует автор, то есть мышление обеспечивать читаемого на всех уровнях и определяет отношение к прочитанному.
5.Связь с другими видами человеческой деятельности. Чтение является одним из видов речевой деятельности, оно связано с говорением, аудированием, письмом. Но как вид речевой деятельности чтение связано и со всей другой деятельностью человека. Нет ни одной сферы деятельности человека, где не используется чтение.
Формы чтения.
Выделяют следующие формы чтения: чтение вслух и чтение про себя.
Чтение вслухимеет большое значение для обучения иностранным языкам вообще и в процессе чтения в частности. Чтение вслух позволяет овладеть звуковой системой языка.
Подвидами чтения вслух может быть чтение текста с снятыми трудностями; с частично снятыми трудностями, чтение подготовленное, объяснённое, частично объяснённое и не объяснённое. В то же время пароли в учебном процессе, по месту проведения и по организационным формам работы чтения слух подразделяется как тренировочное, контрольное, классное, домашнее, лабораторное, индивидуальное и групповое. Чтение вслух может быть сплошным, выборочным, вспомогательным ,основным, медленным, беглым со словарём и без него и так далее. Материал для чтения вслух может быть запраграмированным нет. Например, на начальном этапе обучения особенно полезным будет чтение вслух со снятыми трудностями: подготовленное, тренированное, классное, индивидуальное, беспереводное, синтетическое и хоровое. На старшем этапе хорошо читать вслух выборочно не подготовленный за ранее материал с неснятыми трудностями. Особенно полезно лабораторное, праграмированное вслух.
На начальном этапе обучение иностранным языкам чтение вслух - важное развитие техники чтения, на более продвинутых этапах развития чтения вслух выступает главным образом в роли контрольного и выразительного чтения, Целью обучение на иностранном языке в школе является чтение про себя, а чтение вслух рассматривается как первая важная ступень овладения учащимися чтением про себя, что находит обоснования в наличии общих компонентов в о обоих видах ревой деятельности.
Чтение про себяЧтение, про себя делится на просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое. Целью просмотрового чтения является выяснение того, о чём идёт речь в книге, рассказе или газете. Чтецу нужно получить общие представления о содержащейся в тексте информации и решить насколько она важна или интересна.
Ознакомительное чтениевыполняет более широкую познавательную задачу - выяснить не только то, что сообщается, но о чём именно сообщается; не только какие вопросы затрагиваются, но и каким образом решаются.
Изучающее чтение имеет место, когда перед чтецом стоит две задачи: максимально полно и точно понять всю содержащуюся в тексте информацию и запомнить полученную информацию для её дальнейшего использования.
Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, о поиске значимой для читающенго информации.
Указанные виды чтения различаются:
1. по результатом, то есть степени понимания прочитанного материала;
2. по характеру процесса чтения (психологические особенности)
3. по скорости чтения; Например, ознакомительное чтение предполагает понимание не менее 70% содержащихся в тексте фактов. По своему характеру ознакомительное чтение - это «сплошное» чтение. Текст читается полностью, но в быстром темпе. Просмотровое чтение отличается от ознакомительного по характеру процесса. При этом виде чтения достаточно прочитать заголовки подзаголовки, отдельные абзацы или смысловые куски. Соответственно, просмотровое чтение можно определить как выборочное чтение. Скорость его протекания должна быть гораздо выше скорости ознакомительного чтения.
Изучающее чтениепредполагает полное адекватное понимания всей информации текста. Характер существенно отличается от первых двух видов чтения. Возможен довольно медленный темп, перечитывания отдельных мест, проговаривание содержания во внутренней речи.
Домашнее чтение должно служить осуществлению двух задач:
а) закреплению приобретённых в ходе классной работы навыков и умений чтения;
б) подготовке и выполнению определённого вида деятельности в классе (чтение вслух, устная речь, письмо на основании прочитанного).
Режимы обучения чтению.
При обучении чтению вслух можно выделить три этапа:
1.Дотекстовый этапЦель до текстового этапа заключается в следующем:
а. Соотнесение графического или зрительного образа речевой единицы, с её слухо - речедвигательным образом.
б. Соотнесение слухо - речедвигательного образа речевых единиц с их значением.
! Осваивают правила чтения букв и буквосочетаний, усваивают простейшую символику(вертикальные чёрточки для обозначения пауз, знак словесного и фразового ударения, знак повышенной и пониженной интонации).
Дети должны усвоить следующие запретные правила:
1. Не делать пауз между артиклями и последующим словом.
2. Не ставить ударения на служебные слова: артикли, предлоги, глагол связку.
2. Текстовый этапЦель текстового этапа заключается в том, чтобы привести учащихся к одновременному восприятию и пониманию текста. Для этого важно продолжать работу над следующими компонентами содержания обучения чтения вслух параллельно со стимулированием и контролем понимания графемно - фонемными ассоциациями; словесным и фразовым ударением, мелодикой, беглостью чтения. Для овладения этими компонентами чтения вслух следует пользоваться единым видом чтения - равномерно внимательным чтением, при котором восприятие и понимание осуществляется синхронно на всём протяжении небольшого по объёму текста или его фрагмента. Равномерное внимание чтение вслух, есть элементарная фаза изучающего чтения, при его осуществлении используется следующие режимы:
1. Чтение вслух на основе эталона;
2. Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени;
3. Чтение без эталонов, и предварительной подготовки;
3.После текстовый этап Цель после текстового этапа заключается в достижении понимания на уровне смысла (понимание основной мысли подтекста - «чтение между строк».
1.Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского «замысла», спрятанного между строк.
2. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до ,поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия о его связи с темой, мыслью автора. Вопросы по иллюстрации. Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник.
4. Выполнение творческих заданий.