Первоначальные следственные действия при расследовании грабежей и разбойных нападений
В процессе расследования грабежей и разбойных нападений последовательность и содержание первоначальных следственных действий во многом зависят от групповых криминалистических характеристик и типичной следственной ситуации, сложившейся в начале расследования.
Осмотр места происшествия. Его необходимо проводить во всех случаях расследования грабежей и разбоев, так как данное следственное действие позволяет получить информацию о событии преступления и лице, его совершившем. Осмотр целесообразно начинать с непосредственного места нападения, если грабеж или разбой совершен на открытой местности. Если преступление совершено в помещении, то исходная точка и способ осмотра обычно меняются (от периферии к центру). В месте нападения могут быть обнаружены следы ног, брошенные или оброненные орудия преступления, иногда со следами пальцев рук, стреляные гильзы, оставленные преступником части его одежды или другие предметы. Для участия в осмотре места происшествия целесообразно привлекать потерпевшего (если позволяет его здоровье), поскольку последний, находясь в «контакте» с преступником, может оказать следователю и органам дознания помощь в поиске преступника и его следов. После осмотра места нападения необходимо расширять зону осмотра и обследовать прилегающие участки местности. Прослеживая путь отхода преступников с места нападения, можно обнаружить следы их ног, оброненные или брошенные ввиду незначительной ценности похищенные вещи и т.д. Если нападение было совершено из засады, необходимо приложить все силы для обнаружения этого места. Находясь в засаде, преступники ведут себя менее осторожно и оставляют следы (окурки, следы ног, предметы, нередко со следами пальцев рук).
При осмотре места преступления в помещении необходимо кроме перечисленных следов и предметов искать орудия взлома, микроследы. Границы осмотра в этом случае также рекомендуется расширить, что, безусловно, повышает эффективность поиска доказательств. Дополнительными участками осмотра могут быть лестничная площадка, подъезд, коридор и т.п.
Одновременно с осмотром места происшествия проводятся оперативно-розыскные и поисковые мероприятия: прочесывание окружающей местности, подворно-поквартирный обход, преследование преступников по «горячим следам» и т.д. Для этого в состав следственно-оперативной группы включаются: следователь, специалист-криминалист, оперативные работники, инструктор-кинолог. В случае совершения грабежа или разбоя в помещении, имеющем значительную площадь (многоэтажный дом, магазин, подъезд и т.п.), в состав группы включается большее число оперативных работников.
Для более качественного осмотра места происшествия и фиксации его результатов применяется фото- и киносъемка, а также видеозапись.
Допрос потерпевшего. Допрос потерпевшего проводится немедленно после осмотра места происшествия, а в отдельных случаях (когда с момента преступления прошло много времени) обычно и предшествует ему. Допрос потерпевшего откладывается лишь в случаях плохого состояния его здоровья.
Тактические особенности допроса потерпевшего по делам о грабежах и разбоях определяются рядом факторов, к которым прежде всего относятся: конкретная следственная ситуация, наличие у него данных о преступнике, наличие или отсутствие виктимного поведения потерпевшего, возникшая при допросе в силу ряда факторов конфликтная ситуация и т.д.
Если на место происшествия выезжает следственно-оперативная группа, есть возможность проводить допрос потерпевшего одновременно с производством осмотра. Полученные в ходе допроса сведения в зависимости от их содержания должны быть немедленно переданы следователю и сотрудникам милиции, проводящим осмотры, опросы и другие оперативно-розыскные мероприятия. Иногда даже незначительное промедление с производством допроса отрицательно сказывается на результатах расследования. Кроме того, на потерпевшего может быть оказано отрицательное воздействие со стороны подозреваемых и других заинтересованных лиц.
При допросе потерпевшего в любом случае необходимо выяснить следующие сведения:
1) об обстоятельствах совершения преступления;
2) о приметах похищенного имущества и его индивидуальных признаках. Важно отразить и точное местонахождение каждой похищенной вещи (если преступление совершено, в помещении);
3) о лице (лицах), совершившем преступление, признаках внешности, одежды, особенностях речи, данные об использовании огнестрельного, холодного оружия, иных орудий преступления и их индивидуальных признаках.
Выясняется также, знает ли потерпевший кого-либо из преступников, если «да», то при каких обстоятельствах он с ними встречался, где они живут, работают или учатся (даже ориентировочно). Кроме этого, в процессе допроса выясняются данные о самом потерпевшем, его образе жизни, составе семьи, взаимоотношениях с соседями, а также об условиях, способствовавших совершению этого преступления. Данный перечень не является исчерпывающим и во многом зависит от конкретных обстоятельств совершенного преступления.
Тактические приемы допроса потерпевшего должны применяться в зависимости от конкретной ситуации. Так, при допросе потерпевшего, которому знаком преступник, используется метод детализации его показаний. При совершении преступления неизвестным для потерпевшего лицом важно подробно описать признаки внешности нападавшего. В отдельных случаях допрос потерпевшего, особенно дополнительный или повторный, целесообразно проводить на месте преступления, что позволит «оживить» в его памяти отдельные обстоятельства преступного события. Если потерпевший непосредственно после совершения преступления находится в возбужденном эмоциональном состоянии, то необходимо предоставить ему
возможность успокоиться. Необходимо создать обстановку спокойствия, сочувствия и расположить к себе потерпевшего.
Допрос свидетелей. Свидетелей можно разделить на две большие группы: лиц, дающих правдивые показания, и лиц, дающих ложные показания (лжесвидетели). К первой группе относятся: незаинтересованные в исходе дела свидетели преступления; граждане или сотрудники милиции, задержавшие преступника; работники медицинских учреждений, куда был доставлен потерпевший; сослуживцы или сокурсники потерпевшего и др. Ко второй группе свидетелей относятся: родственники, друзья подозреваемого, не заинтересованные в установлении истины по делу, а также некоторые близкие потерпевших, отличающихся виктимным поведением и не желающие сообщать сведения о тех или иных недостатках близкого им человека.
Тактические особенности допроса свидетелей первой группы практически не отличаются от допроса добросовестных потерпевших и большой трудности не представляют.
Тактика допроса свидетелей второй группы имеет свою специфику. Прежде всего, следователь должен выяснить мотивы ложных показаний. Ими могут быть боязнь мести со стороны преступников и иных лиц, стремление скрыть неблаговидные поступки потерпевшего, стремление выгородить подозреваемого, нежелание выступать в качестве свидетеля и т.п. Следователь в подобных ситуациях применяет ряд тактических приемов. Наиболее эффективными из них являются: воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого, разъяснение вредных последствий дачи ложных показаний, использование противоречий между показаниями допрашиваемого и других участников уголовного процесса, предъявление доказательств, опровергающих показания свидетеля, фактор внезапности и т.д.
Осмотр одежды и освидетельствование потерпевшего. В ходе совершения грабежей и разбоев потерпевший часто находится в контакте с преступником, и в результате микроволокна одежды последнего могут попасть на одежду потерпевшего, и наоборот. Кроме того, на одежде могут остаться следы разреза, разрыва, что необходимо зафиксировать. Осмотр проводится при хорошем освещении с использованием луп с большим увеличением и подсветкой, а также пылесосов со специальной насадкой и пинцетов для собирания микрочастиц. При этом используется помощь специалистов и экспертов, которые при необходимости применяют более эффективную аппаратуру.
Освидетельствование потерпевшего имеет целью установить на его теле следы физического воздействия и других контактов. При этом фиксируются вид, форма и локализация всех следов, обнаруженных на теле (царапины, ссадины, кровоподтеки, ранения, следы копоти, краски, грязи и т.д.). В освидетельствовании участвует судебно-медицинский эксперт, иной врач или специалист более узкой профессии.
Назначение экспертиз. По делам о грабежах и разбоях наиболее распространенными являются судебно-медицинские и трасологические экспертизы. Судебно-медицинские экспертизы назначаются для определения степени тяжести телесных повреждений, времени и механизма их причинения, признаков оружия (орудия), которым они нанесены. В некоторых случаях (особенно при проверке версии об инсценировке грабежа или разбоя) решается вопрос о возможности причинения того или иного повреждения рукой потерпевшего. Нередко для разрешения этих вопросов назначается комплексная экспертиза, в которой наряду с судебно-медицинским экспертом участвует представитель другой специальности, чаще всего криминалист-трасолог.
Судебно-трасологическая экспертиза назначается при изъятии с места происшествия следов обуви, орудий взлома, транспортных средств, а также для установления целого по частям, если на месте происшествия или у потерпевшего изымается часть предмета, а другая часть обнаружена у подозреваемого.
Судебно-баллистическая экспертиза проводится в случаях применения огнестрельного оружия, последующего изъятия и приобщения к материалам дела экземпляров данного оружия, а также пуль, гильз, пыжей и дроби.
По уголовным делам о разбойных нападениях довольно распространенной является экспертиза холодного оружия. С ее помощью устанавливается принадлежность к холодному оружию ножей, кастетов, кистеней и других предметов, использовавшихся при нападении.
В тех случаях, когда удается обнаружить следы пальцев рук преступника, назначается дактилоскопическая экспертиза.
При производстве баллистических и дактилоскопических экспертиз используются пулегильзотека и дактилоскопический учет, сосредоточенные в информационных центрах и в экспертно-криминалистических подразделениях системы уголовной регистрации МВД.