Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия при расследовании грабежей

Осмотр места разбойного нападения или грабежа обычно начинают с участка, на котором произошла борьба или контакт между преступником и его жертвой. Это место может быть указано самим потерпевшим. Здесь можно обнаружить орудие преступления, следы его применения, вырванные детали одежды, личные предметы преступников и потерпевших. Производится поиск путей подхода к месту, где преступник поджидал жертву и, возможно, оставил следы обуви, транспорта, остатки пищи, посуду из-под спиртного, случайно выпавшие из карманов или выброшенные мелкие вещи, транспортные билеты и т. п. На пути отхода преступника также могут быть обнаружены следы ног, орудие, брошенные или выпавшие предметы.

В тех случаях, когда разбойное нападение совершено в помещении учреждения, основными узлами осмотра являются места хранения ценностей, пути перемещения преступника (двери, окна, барьеры), выведенные из строя средства связи и сигнализация.

При разбойных нападениях на водителей или владельцев автомашин особое внимание обращается на поиск следов рук на ручках дверей, рулевом колесе, рычагах переключения передач и в других местах, а также следов подошв обуви или частиц загрязнений с них. В салоне могут быть обнаружены орудия нападения, средства приведения жертвы в беспомощное состояние (тряпки, таблетки, ремни), а также окурки, мелкие предметы, принадлежащие грабителям, микрочастицы различных веществ на чехлах сидений.

При допросе потерпевших и материально ответственных лиц выясняется, что похищено, приметы вещей, их количество, где они находились. Если похищены деньги, то какая сумма, в каких купюрах, не было ли на купюрах каких-либо отметок. Когда и от кого стало известно о краже, охранялся ли объект, кто охранник, где он находится в настоящее время. Был ли объект заблокирован сигнализацией, какой системы, исправна ли она или нарушена и как именно. На какие замки, запоры, засовы закрывались двери, окна, люки. Кого допрашиваемый подозревает в совершении кражи. Не изменялась ли обстановка до прибытия следственно-оперативной группы, если изменялась, то в чем это выразилось.

При допросах потерпевших и материально ответственных лиц по делам о грабежах и разбойных нападениях выясняются подробно обстоятельства нападения, примененные угрозы, оружие, динамика события, перемещение на месте происшествия потерпевшего и нападавших, их поведение, проявление сопротивления потерпевшим и следы, которые должны оставаться на одежде и теле нападавших, на месте происшествия. Такие данные дают возможность в дальнейшем проверить версию об инсценировке нападения, о ложном заявлении об ограблении или разбое. Приметы похищенных вещей описываются по правилам, изложенным выше.

При задержании действия преступника находятся под контролем. Он может быть вооружен. Особенно это относится к тем, кто совершает разбойные нападения. При задержании вор стремится выбросить уличающие его предметы, ценности либо передать их соучастникам. Такие действия типичны, в частности, при совершении карманных краж. Поэтому воров-карманников доставляют в милицию, не давая им возможности разжать кулак с "добычей", что отражается в протоколе задержания.

В протоколе задержания рекомендуется указать, какая верхняя одежда и обувь находятся на подозреваемом. Если есть возможность, эту одежду рекомендуется изъять, пока подозреваемый не уничтожил имеющиеся на ней следы или не обменял ее на другую с сокамерниками.

При личном обыске следует обращать особое внимание на различные предметы, которые могут быть связаны с совершенным преступлением. Доказательственное значение может иметь обнаружение у задержанного нескольких наручных часов, наборов ключей, отмычек, лезвий для безопасной бритвы, в том числе вмонтированных в браслет, перстень, документов, не принадлежащих задержанному.

Нельзя медлить с осмотром одежды, обуви и освидетельствованием задержанного. При производстве этих следственных действий осуществляется поиск следов насильственных действий, сопротивления потерпевшего, пребывания на месте происшествия, владения определенными предметами. Особенно тщательно осматриваются карманы одежды, в которых с помощью ультрафиолетового осветителя можно обнаружить следы смазки, металлизации от оружия, следы других веществ, природа которых в дальнейшем будет исследоваться физико-химической экспертизой.

При освидетельствовании подозреваемого в протоколе фиксируются особые приметы: татуировка, шрамы, родимые пятна, особенно на видимых частях тела, на которые обратил внимание потерпевший и могли обратить внимание свидетели. Если нет возможности сразу после задержания провести судебно-медицинскую экспертизу живого лица, в протоколе освидетельствования фиксируются ссадины, царапины, покраснения, припухлости, синяки - возможные следы сопротивления потерпевшего при грабеже или разбойном нападении или следы проникновения в хранилище от разбитого стекла, поврежденной преграды, от острых и твердых предметов на месте кражи.

Если на объекте, где совершена кража, была установлена химловушка, поврежденная преступником, при его освидетельствовании полезно использовать ультрафиолетовый осветитель, в лучах которого краситель начинает люминесцировать, что отражается в протоколе.

Целью обыска в помещениях является обнаружение похищенных предметов, их упаковки, ярлыков, денег, орудий взлома, нападения, отмычек, связок ключей, слесарных инструментов, документов, не принадлежащих обыскиваемому, мелких предметов: брелков, зажигалок, авторучек, перочинных ножей, о которых потерпевшие не заявляли, хотя они тоже представляют собой предметы кражи. Целью обыска является также отыскание следов маскировки: париков, накладных бород, усов, одежды, обуви, которая могла быть на подозреваемом в момент совершения преступления.

К местам обыска относятся жилые помещения, надворные постройки, гаражи, садовые участки, личные автомашины, арендуемые помещения. О наличии таких объектов следователь может узнать, дав задание органу дознания. При наличии оснований обыски проводятся у родственников подозреваемого, знакомых, сожителей, скупщиков краденого.

Если допрашиваемый не признает себя виновным, ему задают вопросы о его местонахождении и действиях в период совершения преступления. Для проверки впоследствии его алиби необходимо спросить, с кем именно он провел время, о котором рассказывает, что это за люди, хорошо ли они знают его, где, когда и при каких обстоятельствах он с ними познакомился.

В дальнейшем может быть установлено, что его алиби подстроено лицами, которые совершили кражу, он же был наводчиком. Если к моменту допроса у подозреваемого обнаружены и изъяты какие-либо вещи, он допрашивается подробно об этих вещах: кому они принадлежат, как попали к нему.

При выборе тактики допроса учитывается тот факт, что каждый из соучастников, с одной стороны, боится давать правдивые показания, а с другой - опасается, что соучастники возложат всю вину на него. Поэтому важно разъяснять допрашиваемому положения закона о смягчающих вину обстоятельствах, одним из которых является чистосердечное признание, и о том, что организаторы могут себя выгораживать, представляя событие так, будто активная роль принадлежала допрашиваемому.

Допрашивая свидетелей по делу о краже, следователь выясняет обстоятельства кражи, известные свидетелю. При этом он может составить план допроса, пользуясь перечнем обстоятельств, подлежащих доказыванию, изложенных выше. В частности, выясняется, как свидетелю стало известно о краже, кем и когда она была обнаружена, где находилось похищенное, кто знал об этом, что именно и на какую сумму похищено, каковы приметы украденного, охранялся ли объект, если да, то как именно, кто охранял объект в момент кражи, была ли сигнализация, изменялась ли обстановка до прибытия следственно-оперативной группы, подозревает ли свидетель кого-либо в совершении кражи, какие обстоятельства способствовали краже, не совершил ли потерпевший каких-либо неосторожных действий, спровоцировавших кражу.

При допросе сторожей устанавливаются время, обстоятельства и источник, из которого свидетель узнал о краже, какова была его реакция, кому и как быстро он сообщил о краже, имели ли место факты краж или попыток совершения краж ранее, не заметил ли сторож перед совершением кражи подозрительных лиц (описать их внешность), необычного поведения собаки, не слышал ли необычных звуков, не отключалось ли освещение, проверял ли он исправность запоров, освещения, сигнализации, проводил ли обход помещения или территории.

У работников предприятий и учреждений следует выяснить, имелись ли на объекте ценности, о хищении которых указывается в заявлении, что конкретно они могут показать об обстоятельствах кражи. То же выясняется у лиц, близких потерпевшему по квартирной краже. У других свидетелей квартирных краж спрашивают о приметах преступников, направлениях их ухода или отъезда, о транспорте, которым они воспользовались или могли воспользоваться, о вещах, которые они несли с собой, приметах этих вещей.

На первоначальном этапе расследования проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: преследование преступника по "горячим следам", информирование других органов внутренних дел о преступлении и его особенностях, приметах преступника и похищенных вещей, блокирование вероятных мест появления преступника, установление скрытого наблюдения за местами возможного сбыта похищенного, использование криминалистических учетов.

Тактика предъявления для опознания определяется психологическими особенностями подозреваемого и свидетеля, а также наличием доказательств в отношении конкретного лица. Если доказательств достаточно и свидетель обладает устойчивой нервной системой, а следователь рассчитывает на то, что положительный итог опознания поможет получить от подозреваемого правдивые показания, то предъявление для опознания лица в натуре можно производить. Если такой уверенности нет, спешить с проведением данного действия не следует. Можно провести опознание по фотографии или просто отсрочить его. Следует помнить, что опознание - не обязательное следственное действие, его можно не производить.

Предъявление для опознания осуществляется чаще всего для предъявления подозреваемого, но возможно и предъявление потерпевшего или свидетеля подозреваемому, который выражает согласие на это.

Потерпевшим часто предъявляются для опознания похищенные у них вещи. Затруднения возникают в ситуации, когда похищена уникальная вещь, к которой нельзя подобрать сходные предметы. В этих случаях рекомендуется предъявить такую вещь на допросе, о чем записать в протоколе, приложив к нему фотографию вещи.

По данной категории дел нередко осуществляется проверка показаний на месте, в ходе которой подозреваемый (обвиняемый) показывает, каким путем он следовал к месту преступления и от него, в каком месте устраивал засаду для наблюдения за объектом или жертвой грабежа либо разбойного нападения, как преодолел преграды, напал на жертву, как угрожал ей, как подавил ее сопротивление, какие орудия или оружие применил, где находились похищенное имущество или деньги, как он его вынес, вывез, куда спрятал, где находится орудие преступления, не потерял ли какие-либо свои предметы или их детали: шапку, перчатки, пуговицы, инструменты и др. Одновременно проверяется, знает ли подозреваемый место происшествия и не оговаривает ли себя.

Для проверки версии об инсценировке кражи или ограбления проводятся следственные эксперименты.

При расследовании краж, грабежей и разбойных нападений обычно назначаются следующие экспертизы.

При расследовании краж: судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств, трасологическая экспертиза, товароведческая, судебно-химическая.

Трасологическая экспертиза проводится по следам орудий взлома. С ее помощью решаются следующие вопросы: каким способом взломана преграда, с какой стороны осуществлен взлом, одним или несколькими орудиями оставлены следы на преграде, каким именно орудием, не оставлены ли они орудием, представленным на экспертизу.

При исследовании замков ставят вопросы: в каком положении - запертом или открытом - находится замок; исправен ли он, если нет, то каковы его дефекты и не препятствуют ли они его запиранию; можно ли отпереть и запереть замок, не нарушая контрольного приспособления; был ли замок взломан в навешенном состоянии или после снятия с пробоя; каким способом взломан замок, не отпирался ли он конкретным ключом, отмычкой или иным предметом, не взломан ли он конкретным орудием, можно ли открыть замок без ключа.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств решает вопрос о сходстве либо различии группы крови, иных выделений организма, волос, изъятых с места происшествия, с образцами, полученными у подозреваемых лиц.

Товароведческая экспертиза помогает установить наименование, артикул, сорт, цену, однородность товаров, изъятых у подозреваемого, с похищенными.

Судебно-химическая экспертиза решает вопрос об однородности состава различных веществ: частиц взломанной преграды, краски, волокон ткани, обнаруженных на подозреваемом или в его жилище, с составом веществ, изъятых с места кражи.

В процессе расследования разбойных нападений и грабежей кроме указанных выше проводятся также судебно-медицинская экспертиза живых лиц, судебно-почвоведческая, судебно-ботаническая и некоторые другие виды экспертиз.

Из криминалистических экспертиз наибольшее применение находят трасологическая экспертиза следов ног, орудий и инструментов, замков, следов транспортных средств, установления целого по частям; дактилоскопическая экспертиза следов рук, перчаток; судебно-баллистическая экспертиза огнестрельного оружия, боеприпасов, следов выстрела; экспертиза холодного оружия; автороведческая экспертиза различных записей, документов. Нередко проводится экспертиза по исследованию микроследов, микровеществ, обнаруженных на предметах или предположительно имеющихся на представленных объектах. Экспертиза решает вопросы об их родовой и групповой принадлежности, однородности частиц на одежде подозреваемого и потерпевшего, на одежде подозреваемого и месте разбойного нападения, на орудии преступления и одежде потерпевшего и т. п.

Судебно-медицинская экспертиза живых лиц определяет наличие, локализацию и тяжесть телесных повреждений, причинение их определенным орудием, механизм их образования, соответствие показаний объективным следам. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств исследует, как и по делам о кражах, волосы, кровь, слюну, потожировые выделения, частицы тканей, испражнения человека и другие следы биологического происхождения, определяет их групповую принадлежность, половые факторы, а также их принадлежность потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому.

Судебно-химической экспертизе подвергаются предметы, содержащие в своем составе отравляющие вещества раздражающего действия: газовые аэрозольные баллоны, патроны для газовых пистолетов, газовые гранаты, тряпки, смоченные эфиром, остатки пищи, спиртные напитки, другие жидкости, в которые предположительно подмешаны сильнодействующие, одурманивающие вещества. Устанавливаются состав вещества, содержащегося в устройстве или на предмете-носителе, степень его воздействия на организм человека.

Судебно-почвоведческая, судебно-ботаническая или судебно-зоологическая экспертизы решают вопросы о групповой принадлежности почвенного вещества, частиц растительного

происхождения, а также частиц кожи и волос животного, изделий из меха животного, изъятых с одежды подозреваемого, орудий преступления, деталей транспортных средств с места происшествия.

Назначаются также экспертизы взрывных устройств, взрывчатых веществ, фоноскопическая экспертиза.

Наши рекомендации