Конфликт как тип трудных ситуаций

Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных си­туаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.

<^ 14.1. Трудные ситуации

в жизнедеятельности человека

Ситуация может быть рассмотрена как сложная субъектив­но-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации. Существует много клас­сификаций ситуаций в отечественной и зарубежной науке (Е. Бабосов: простые, кризисные, экстремальные и катастрофи­ческие; А. Кочарян: простые, трудные и экстремальные; В. Латынов: нейтральные и конфликтные; А. Ламм: повседнев­ные и проблемные; К. Левин: конфликты, ситуации физиче­ской опасности и ситуации неизвестности; Г. Морозова: про­стые и проблемные; А. Матюшкин: информационные, вероят­ностные, ситуации когнитивной сложности и поведенческие; Эммонс и Дипперс: свободно выбранные и навязанные; А Федотов: простые, трудные и экстремальные и т.п.). Если обобщить эти подходы, то выделяются два основных вида си­туаций: простая (повседневная), в которой для личности (группы) все обычно, она действует в нормальном режиме, и трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности и группе выходят за пределы «нормы».

Что же такое «трудная ситуация» и чем она отличается от простой? По мнению Б. Шведина, трудная ситуация — это «взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе

14. Конфликт как тип трудных ситуаций 193

деятельности» [96]. Трудная ситуация характеризуется наличи­ем сложной обстановки, активностью мотивов личности, на­рушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека. Ряд авторов указывают, что напряженные ситуации характеризует возник­новение достаточно сложной для субъекта или группы людей задачи и «трудного» психического состояния (М. Дьяченко, А Кандыбович, В. Пономаренко). Эти определения больше касаются трудных ситуаций деятельности, а не трудных ситуа­ций вообще. Однако трудные ситуации деятельности — лишь один из видов трудных ситуаций. Анализ научных источников и исследования, проведенные авторами, позволяют определить трудную ситуацию жизнедеятельности как характеризующуюся разбалансированностью системы «задача — личные возможно­сти и (или) мотивы — условия среды», вызывающую психиче­скую напряженность у человека. Степень рассогласования оп­ределяет уровень трудности ситуации. Общие признаки трудной ситуации:

• наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятст­вия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;

• состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

• заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки «обыкновенности».

Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутри-личностного плана (рис. 14.1).

Как отмечено выше, одним из основных признаков трудной ситуации служат препятствия, которые рассматриваются как угроза реализации мотивов, поставленных целей.

В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

1) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации социального взаимодей­ствия, внутриличностные затруднения);

2) трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутрилично­стные конфликты);

7 Конфликтология

194 IV. Теоретические основы конфликтологии

3) трудность как уже реализующаяся угроза (экстремальные, в том числе и боевые, ситуации, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).

Наши рекомендации