Тема 7. Психосоциальная помощь в преодолении последствий трудных ситуаций.
План:
1. Понятие “трудная жизненная ситуация”.
2. Основные стратегии и техники поведения человека в трудных
ситуациях.
3. Психологические последствия трудных жизненных ситуаций.
4. Основные средства оказания психосоциальной помощи в период кризиса.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что такое ситуация? Какие подходы к анализу жизненной ситуации существуют в современной психологии?
2. Выделите сущностные признаки понятия “трудная жизненная ситуация?
3. К каким стратегиям поведения прибегают люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию?
4. Назвите причины возникновения кризисов. Выделите основные характеристики ситуации, которые можно назвать кризисом адаптации к жизни.
· Используя приложения к учебному пособию Н.Г. Осуховой “Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях” составьте программу реабилитации клиента, пережившего трагедию в личной жизни.
Список литературы:
1. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь/ Под ред. О.В. Красновой. – М., 2002.- С. 25-48.
2. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Методические рекомендации / В.В. Беляков, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова; под общей ред. Н.П. Ивановой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2004. – С. 6-28
3. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.- С. 22-45; 46 – 82; 102-129.
4. Межведомственное взаимодействие в социальной практике Кировской области: проектный опыт. Сборник информационно-методических материалов. Под общей ред. Н.Н. Ершовой, М.Н. Бородатой – Киров: Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи, 2005. – С. 64 – 112.
5. Психологическая и психотерапевтическая помощь в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. – С.120-149
6. Социально-психологическая помощь детям-жертвам семейного насилия. Сборник научно-методических материалов / М.Н. Бородатая, И.И. Осипова, М.В. Злоказова и др.; Под общей ред. Н.Н. Ершовой. – М.: Полиграф сервис, 2005. – С. 63-95.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1.Содержание основных психологических элементов в структуре социальной работы: мотивация, психологический анализ, управление.
2.Психологическое содержание социальной роботы: социальные потребности, интересы, мотивы, условия.
3. Психологические функции социальной работы.
4. Психологические проблемы личности и межличностного взаимодействия в социальной работе.
5. Психологические проблемы девиантного поведения в социальной работе.
6.Психологические проблемы межэтнических отношений в социальной работе.
7.Психологические особенности социальной роботы с детьми и молодежью.
8.Психологические особенности социальной работы с женщинами и пожилыми людьми.
9.Психологические особенности социальной работы с инвалидами и бывшими заключенными.
10. Психологические особенности управления социальной работой.
11. Главные психологические проблемы управления социальной работой.
12. Проблема развития личности социального работника.
13. Саморегуляция эмоциональных состояний социального работника.
14.Дефиниции и сравнения психотерапии и психосоциальной работы.
15. Формы психосоциальной работы. Оказание психосоциальной помощи. 16.Различия в организации социальной защиты и психотерапевтической помощи.
17. Целевые группы и способы работы с ними.
18. Функции поддержки и контроля в психосоциальной работе.
19. Роль теорий личности для социальной и психологической деятельности.
20. Индивидуальные, групповые и семейные формы психосоциальной работы.
21. Взаимоотношения социального работника и клиента.
22.Собственные возможности клиента и профессиональные возможности социального работника.
23. Проблемы сотрудничества при решении социальных проблем.
24. Основные и вспомогательные методы психосоциальной работы.
Внешние рамки работы по оказанию психосоциальной помощи.
Диагностика и проблемный анализ. Социальный и психологический характер проблемы клиента.
27.Теоретические основы работы с социальным окружением.
Сеть контактов, создающая проблемы. Сеть контактов, формирующаяся вокруг проблемы.
29. Процесс оказания психосоциальной помощи.
30. Психосоциальная помощь в преодолении последствий трудных ситуаций.