Способности и одаренность
Первая статья Б.М.Теплова по проблеме способностей и одаренности была опубликована в 1940 г. в журнале «Советская педагогика» (до этого в течение нескольких лет после постановления ЦК ВКП (б) о педологии никто из советских психологов не упоминал о таких понятиях); более полный ее вариант с измененным названием был напечатан в 1941 г. в «Ученых записках Государственного научно-исследовательского института психологии». Статья представляла собой извлечение из вводной части его докторской диссертации. В ней были рассмотрены основные понятия, относящиеся к области способностей, и дана критика некоторых ошибочных точек зрения. По тому времени эта статья была в высшей степени новаторской.
Способности рассматривались Б.М.Тепло-вым в плане индивидуально-психологических различий. Дифференциальный момент он ввел в само определение понятия: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого...»2. Далее в определении же отмечается, что способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям. Последнее означает, что, как ни велико для субъекта деятельности значение того, что можно усвоить, перенять, нельзя не учитывать и собственно внутренние индивидуальные предпосылки психологических свойств, влияющие на успешность деятельности.
Через всю статью проходит мысль, что способности существуют только в развитии, что
2 Теплое Б.М. Избранные труды. Т. I. M., 1985. С. 16.
Выдающиеся ПСИХОЛОГИ МОСКВЫ |
Посещение театра.
Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов»
(по трагедии А.С.Пушкина).
Большой зал Московской консерватории.
нельзя говорить о способности, достигшей предела развития (достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы «пределы» развития способностей повысились).
Понятие «одаренность» Б.М.Теплов определял как «качественно своеобразное сочетание способностей», тем самым указывая, что различия в одаренности выступают не только в том, что у одного человека одаренность преимущественно в такой-то области, а у другого — в иной, но и в том, что люди, проявляющие себя в одной и той же области деятельности, отличаются по составу, структуре своих способностей. Отсюда следует, что успешная творческая
деятельность осуществляется по-разному на основе разных внутренних свойств, отличающих индивидуальность.
Б.М.Теплов отмечал сложную, опосредствованную зависимость развития способностей от их природных предпосылок, выступая тем самым против биологизаторских и механистических концепций различий между людьми по способностям. Принципиальная позиция Б.М.Теплова состояла в том, что фаталистические представления должны быть преодолены не игнорированием самой проблемы природной обусловленности индивидуальных различий, а правильным ее разрешением. Многие из
приведенных положений могут теперь казаться самоочевидными, настолько они вошли в научный обиход.
Психология музыкальных способностей.
Чтобы судить о значимости вклада Б.М.Теп-лова в разработку вопросов способностей и одаренности, следует обратиться не только к вводной части исследования (представленной в статье), но и к самой монографии (впервые опубликована в 1947 г.). В ней были развиты представления об отдельных музыкальных способностях и музыкальной одаренности как целостном явлении. Наряду со своим специальным содержанием (изучение музыкальности,
понимаемой как единство эмоциональной отзывчивости на музыку и особенностей слухового восприятия, «слышания» музыки) этот труд со всей отчетливостью раскрывал общие установки автора.
Покажем на примерах, насколько полно обосновывались развиваемые в книге идеи. Тезис об определяющем значении деятельности для становления способностей выводился на основе эмпирических данных, а не задавался в общем виде. Так, например, факты свидетельствовали, как ни странно на первый взгляд, что нет соответствия между чувствительностью к точности интонации и чувствительностью к
Выдающиеся ПСИХОЛОГИ МОСКВЫ |
различению высоты звука. Дело в том, что музыкальная деятельность развивает чувствительность к точности интонации, но не требует сравнения высоты отдельных звуков; лишь практика сравнивания высоты звуков, например настройка инструмента, развивает собственно чувствительность к различению высоты. Благодаря выяснению соотношения этих двух чувствительностей и путей их развития удалось прийти к важному выводу о том, что не бывает абстрактных психических функций, которые только «использовались» бы по мере надобности: всякая функция как бы вырастает, создается в процессе той или другой деятельности.
Точно так же анализ данных ряда специальных исследований показал, что музыкальные слуховые представления возникают и развиваются не сами собой, а лишь в процессе деятельности, которая с необходимостью их требует (самые элементарные формы такой деятельности — пение и подбирание по слуху — не могут осуществляться без музыкальных слуховых представлений).
О том, насколько не был односторонним или предвзятым подход Б.М.Теплова к пониманию индивидуальных различий, позволяют судить рассмотренные в монографии материалы о ранних проявлениях музыкальности. Во всех таких случаях, сколько-нибудь подробно описанных в литературе или наблюдавшихся Б.М.Тепловым, были обнаружены или прямая забота родителей о музыкальном развитии ребенка, или хотя бы достаточное богатство музыкальных впечатлений. Такого рода сведения подводят к заключению, что ранние проявления музыкальных способностей зависят не только от задатков: даже самые одаренные дети научаются воспроизводить голосом мелодии, научаются соблюдать точность интонаций, научаются правильно передавать ритм музыки. Анализ протоколов наблюдений показал, например, что дети даже с самыми замечательными данными в отношении музыкального слуха учатся петь путем бесчисленных проб. Другими словами, музыкальные способности возникают
и развиваются в музыкальной деятельности ребенка, сначала, конечно, в самых ее примитивных формах.
Через всю книгу проходит выдвинутый Б.М.Тепловым тезис о преимущественном значении качественного подхода к проблеме способностей. Этот тезис имел обоснование опять-таки в конкретном анализе музыкальности, в самих эмпирических данных. Исследование показало, что способности, составляющие основу музыкальности, — «ладовое чувство», «способность к слуховому представливанию», «музыкально-ритмическое чувство» — хотя и выступают в единстве, но могут быть в разном соотношении друг с другом. В частности, специально организованные наблюдения продемонстрировали, что для одной части дошкольников, с успехом занимавшихся в музыкальной группе, ведущую роль играют одни из этих способностей, а для другой — другие. Тем самым выяснилось, что и при одинаково высоком уровне музыкальности дети могут сильно отличаться друг от друга по своеобразию их музыкальных способностей. Анализ, проведенный в этом направлении Б.М.Тепловым, был продолжен. Обнаруживались качественные различия, относящиеся к отдельным способностям. Например, слуховые представления, даже сильно выраженные, могут быть разной степени произвольности, разной яркости и полноты, сохранять по преимуществу тембр звучания или звуковысот-ные отношения и т. п. Факты такого рода индивидуальных различий давали дополнительные основания для очень важного вывода о том, что одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями и что возможна в широких пределах компенсация одних способностей другими.
С разных сторон анализируются в монографии и данные о природных предпосылках музыкальных способностей. Музыкальность человека, дает некоторую общую формулу Б.М.Теп-лов, зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения.
Книга о музыкальности может служить образцом научной строгости и многосторонности в подходе к эмпирическим материалам. Когда Б.М.Теплое делает обзор литературы,;он не только обращается к выводам того или иного автора, но и соотносит их с фактической стороной работ, детально вникает, где это возможно, в таблицы и протоколы, нередко по-новому, более обоснованно интерпретирует исходные данные. Он охотно использует материалы многолетних наблюдений за отдельными испытуемыми, учитывая все промежуточные сдвиги показателей. Его собственные эксперименты всегда сопровождаются подробнейшими протокольными записями. Необыкновенная тщательность сочетается у него с удивительной психологической проницательностью.
Главное, что было достигнуто в этом труде: проблема индивидуальных различий в сфере способностей со всей определенностью и неопровержимостью заявила о себе. Ее уже труднее стало игнорировать.
Ум полководца.
В разгар Отечественной войны, в трудных условиях эвакуации Б.М.Теплов подготовил работу, впервые напечатанную в несколько сокращенном виде в 1943 г. под названием «Ум и воля военачальника» и вторично в 1945 г. в более полном виде — под названием «К вопросу о практическом мышлении». В книге своих избранных трудов («Проблемы индивидуальных различий», 1961) Б.М.Теплов дал новое (ставшее окончательным) название этой работе — «Ум полководца».
Исследование, написанное по военно-историческим материалам, отвечавшее насущным задачам той поры, представляет и теперь очень большой интерес и сохраняет свое научное значение. В нем речь идет, по определению автора, «об общих умственных способностях, о качествах ума, требуемых определенным видом практической деятельности»3.
3 Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 6.
Необычной была уже сама направленность работы — обоснование того, что умственная деятельность в «практической» сфере не является более простой или менее ценной, чем собственно теоретическая деятельность. Новизна и значимость работы были и в другом. В ней дан анализ особенностей отдельных выдающихся людей, раскрыто значение внутренних личностных условий для успешного выполнения деятельности.
При этом свойства личности отнюдь не выступают здесь как «проекция» особенностей деятельности. Хотя данная область деятельности, как и всякая другая, как бы производит отбор нужных ей личностей и нужных их свойств и оказывает свое формирующее воздействие, субъект деятельности, как это показано Б.М.Тепловым, совершает выбор способов деятельности, оценивает происходящее, творит свое участие в ней. Каждый достигает нужного результата по-своему — индивидуальность накладывает отпечаток на деятельность.
Анализ материалов о выдающихся полководцах позволил обнаружить своеобразную диалектику умственных способностей, а именно необходимость совмещения противоположных качеств мышления: быстроты и неторопливости, осторожности и смелости, гибкости и устойчивости. Б.М.Теплов подробно раскрывает такие умственные черты, как «схватывание» целого при одновременном внимании к деталям, способность находить быстрое решение, умение предвидеть и др. Было выявлено также значение знаний, образованности для роста способностей. Все содержание работы показывало, какого высокого, разностороннего развития личности требует «практическое мышление».
Характернейшая особенность рассматриваемой работы состоит в том, что собственно умственные свойства раскрыты в ней в тесной связи с другими сторонами личности, прежде всего с особенностями воли. Одаренность полководца не может быть понята только как проявление интеллекта, она заключается в единст-
Выдающиеся ПСИХОЛОГИ МОСКВЫ |
ве интеллектуальных, волевых и эмоциональных моментов. Многосторонность анализа позволила получить полнокровные и убедительные, подлинно личностные характеристики.
Свежим ветром пахнуло от этой работы: она показывала, что научная психология может быть подлинно жизненной, помогающей разобраться в очень сложных психологических проявлениях личности.
Личностный подход к проблеме интеллекта, равно как и содержащаяся в работе постановка проблемы интуиции, весьма актуален и для современной психологии.
Подходы к изучению творческих личностей.
Особо следует обратить внимание на разработку Б.М.Тепловым вопросов психологического изучения выдающихся творцов, больших талантов. Согласно развиваемой им концепции, характерная для многих выдающихся людей возможность проявлять себя в различных областях деятельности не представляет собой «случайного совпадения» различных талантов, одаренность не сводится к способностям, относящимся к определенной области деятельности человека, — она шире его специализации.
Б.М.Тепловым было показано, что достижения зависят не только от способностей, но, в частности, и от волевых особенностей. Книга о музыкантах писалась раньше, чем работа о военачальниках, но уже в ней отмечено, что многие выдающиеся музыканты могут быть с полным правом названы людьми великой воли и что без изучения этой стороны невозможно дать психологический анализ их творческой личности; в работе о выдающихся полководцах сквозная мысль — обоснование неразрывной связи единства ума и воли. Человек, как это подчеркивалось Б.М.Тепловым, активно откликаясь на требования деятельности, волевыми усилиями реализует, осуществляет себя в ней.
Проявления одаренности, по Б.М.Тепло-ву, — это вся личность. У него можно встретить и вывод о том, что «не бывает у человека
никаких способностей, не зависящих от общей направленности личности»4.
С этим перекликаются и размышления Б.М.Теплова в «Заметках психолога при чтении художественной литературы» о личности Сальери (по драме Пушкина «Моцарт и Сальери»)5: не в степени музыкальной одаренности основной контраст между Моцартом и Сальери. Источник трагедии Сальери, считает Б.М.Теплов, в его страшной узости, в том, что музыка для него — единственный интерес, сделавший его глухим ко всем другим впечатлениям жизни.
Согласно Б.М.Теплову, различия по одаренности — это различия индивидуальностей. Значение, которое он придавал индивидуальности, непохожести на других, обнаруживается и в том, что у людей, способных к высшим достижениям, он в соответствии со своей общей концепцией стремился выявить своеобразие возможностей, качественные особенности одаренности. Показательно в этом отношении его сопоставление индивидуальных особенностей Н.А.Римского-Корсакова (для которого характерно было сочетание слухового и зрительного воображения) и П.И.Чайковского (с его особой расположенностью «эмоционально погружаться» в захватывающее его содержание). Один психологический тип — идущий в своем творчестве от воображения, другой — от чувства.
Для развиваемых им взглядов характерно признание ценности самых разных индивидуально-типических особенностей, обеспечивающих творческое выполнение деятельности. Своеобразие способностей, которое отличает одну индивидуальность от другой, является залогом ценности человека для общества.
Идеи Б.М.Теплова об одаренности как своеобразной структуре психических свойств, об индивидуально-типических различиях как вариантах, которые могут быть одинаково ценными, стали отправными для ряда научных работ его учеников и последователей. Психологиче-
4 Теплое Б.М, Избранные труды. Т. I. С. 46.
5 Там же. С. 307-309.
ские представления, почерпнутые из работ Б.М.Теплова, многие годы были основным источником освещения проблемы способностей и одаренности в нашей учебной и научно-популярной литературе.