Психологические основы учебно-познавательной деятельности
Учение– это деятельность, в которой действия человека управляются сознательно поставленной целью усвоить определенные знания, умения и навыки.
Основоположником деятельностной теории учения является Л. С. Выготский который, деятельность учения рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта.
Исходными понятиями этой теории являются:
1.Обучение – как система организации способов обучения, направленная на целенаправленное, психическое развитие индивида.
2.Учение– познавательная деятельность субъекта, выполняемая с целью усвоения знаний, умений, интеллектуальных навыков.
3.Усвоение – процесс восприятия, воспроизведения и применения индивидом знаний, и культурно-исторического опыта.
Обучаемость– это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Основными показателями обучаемости являются:
1.Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений.
2.Легкость этого усвоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовольствия от освоения знаний).
3.Гибкость в переключении на новые способы и приёмы работы.
4.Прочность сохранения освоенного материала.
Суммарным показателем обучаемости является:
- экономичность и темп мышления;
- количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи;
- количество «шагов» для самостоятельного решения и порции дозированной помощи;
- время, затраченное на решение задачи;
- способность к самообучению;
- работоспособность и выносливость.
Существенные показатели обучаемости:
- активность ориентировки в новых условиях;
- инициатива в выборе необязательных решений и заданий;
- самостоятельное обращение к более трудным заданиям;
-настойчивость в достижении поставленной цели; высокая «помехоустойчивость» - умение работать в ситуациях отвлечения, препятствий;
- принципиальная невосприимчивость помощи другого человека.
Обучаемость – это динамическая характеристика процесса усвоения культурно-исторического опыта. В разных возрастных периодах обучаемость может быть высокой, средней, заниженной, низкой, может у одного и того же человека возрастать, или ослабевать.
2.Второй аспект, характеризующий учебную деятельность, связан с рассмотрением её составляющих структурных компонентов:
Учебные цели и задачи;
2) средства учебной деятельности:
- исходные знания;
-мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, классификация;
3)способы учебной деятельности:
-репродуктивные; проблемно-творческие; исследовательско-познавательные;
4)продукт учебной деятельности:
- систематизированные знания; - умение решать научные и профессиональные задачи; - формирование теоретического мышления; - накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта;
5)внешняя структура:
5.1. учебная мотивация:
1) прямые мотивы - мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с её результатом и процессом:
- мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты; овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений;
- мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач;
2) косвенные мотивы - мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
-мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем;
- мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущей работы) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
- мотивы благополучия – стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки;
- престижные мотивы – желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди одноклассников;
- избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет учиться хорошо.
5.2. операции учебных действий - действия целеполагания, программирования, планирования, исполнения, самоконтроля, самооценки, контроль преподавателя; - оценка преподавателя;
6)результат учебной деятельности:
- потребность продолжать учение, наличие интереса; положительные эмоции от учебы;
-нежелание учиться, негативное отношение к школе, избегание школы, непосещение занятий; уход из школы, вуза.
Cущность понятия «возраст». Основные свойства и формы развития.
Возраст– это конкретно-историческая определённость, зависящая от уровня и характера развития общества.
Возраст– временная характеристика физического и психического развития.
Возраст– количество прожитых лет.
В каждую историческую эпоху был свой подход к выделению возрастных этапов жизни человека, к представлению о том, что такое ребёнок и когда он становится взрослым, каковы возможности человека на разных этапах его развития и каково его место и значение в обществе. Эти представления определяли отношение к людям разных возрастов в разные времена.
Выделяют следующие возрастные системы: