Следует обратить внимание, что в родственной опеки пубертатный кризис подопечных может привести семью на грань деструктивного функционирования
В целом, для функционирования семей родственной опеки характерны:
низкий уровень удовлетворенности опекунов в основных сферах жизнедеятельности: семья, личная жизнь, карьера, досуг и т.д.; высокий уровень конфликтности; низкий уровень совладания со стрессом;
дефицит эмоционально близких и четких иерархических отношений;
«застревание» опекаемых в роли члена семьи, «создающего неприятности»; преобладание паттернов критики и наказания при явном дефиците поддержки; более низкий уровень доверия к подростку по сравнению с семьями неродственной опеки.
Следует обратить внимание, что в семьях не родственной опеки пубертатный кризис подопечного возвращает семью к структурному кризису начальных этапов становления семьи в качестве замещающей, когда «базовая» семья (семья до приема), пытаясь сохранить свою целостность, сплачивалась, а приемный ребенок «застревал» на периферии в роли «идентифицированного клиента».
Особенности детско-родительских отношений в семьях родственной и неродственной опеки с подопечными подростками обусловлены наличием (отсутствием) институционального опыта, характеристиками аффективно-личностной сферы подростков, возможностями семьи в совладании с семейными стрессами, в выполнении валидирующих и поддерживающих функций в отношении подопечного.
В соответствии с выделенными мишенями сопровождения можно наметить специальные направления сопровождения семьи (сопровождение семьи идет по алгоритму кризисного уровня).
Семьи родственной опеки:
Завершение ситуации вертикальной травмы в семье через:
1. Работу с историей семьи, выделение и проработку патологизирующих паттернов поведения, передающихся из поколения в поколение - различные виды аддикций, суициды, убийство, в т.ч. собственного подростка (намеренное или «по недогляду»), депривационное воспитание детей, сиротство, социальная изоляция и др..
Основной метод работы «Генограмма семьи». «Семейная генограмма» позволяет изобразить родственные связи в семье в виде графической схемы (Bowen, 1978; Carter and McGoldrick, 1980). Данная техника используется как в качестве диагностического инструмента, так и в качестве терапевтического.
Опекуна просят рассказать историю своей семьи в поколениях (не меньше, чем в трех поколениях) с указанием конкретных имен, дат рождения, браков, смертей, разводов и т. д. Он воспроизводит свои семейные сценарии, свои представления о характере взаимоотношений в семье r целом. сиппужеской и летской полсистемях. об отношениях семьи с. ближайшим социальным окружением (соседями). Генограмма позволяет отрефлексировать и отреагировать патологические паттерны взаимоотношений в вертикальной системе семьи, их влияние на взаимоотношения и поведение членов семьи, осознать причины семейной тревоги, «прервать» негативные паттерны в системе, проанализировать семейные способы сопротивления и избегания изменений, основные паттерны взаимодействия в семье. Она также позволяет снизить чувство вины, которое негативно влияет на эмоциональный фон и настроение опекуна и подопечного подростка, способствует «удержанию» их в состояния конфликта и глобальной неудовлетворенности отношениями. Генограмма также дает возможность осознать ресурсы своей семьи, выделить ее героев, создать образ семейной поддержки, позволяющий противостоять постоянным стрессам и травмам. Проводится в рамках семейного консультирования;
2. Работу с горем и утратой (смерть родителей, близких и т.д.). Работа строится в зависимости от этапа горевания. На первом этапе (период шока) она направлена на поддержку, на втором (период отрицания) - на минимизацию горя, третьем (период принятия)- на выражение чувств к умершему или к себе (вина, стыд, агрессия), открытие доступа к воспоминаниям, завершение отношений с умершим;
3. Развитие способности семьи к валидизации и поддержке подопечного через обучение и отработку членами семьи методов идентификации и вербализации собственных эмоциональных состояний, эмоций других членов семьи, техник психологической поддержки. Проводится в рамках групповой работы или семейного консультирования;
4. Коррекцию ролевой структуры семьи через четкое распределение семейных ролей, определение внутренних границ семьи - правил взаимоотношений между подсистемами. Проводится в рамках групповой работы или семейного консультирования.
5. Разработку «жизненного проекта» подростка, включающего в себя определение жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, необходимых для реализации «проекта» личностных качеств и компетенций, способов их развития и достижения, внутренних критериев оценки собственной успешности.
Семьи неродственной опеки:
1 .Завершение процессов интеграции подопечного подростка в семью через реструктуризацию семейной системы, «открытие» границ детской подсистемы и включение в нее приемного подростка. Методами работы с семьей могут стать:
договор между членами семьи о правилах взаимодействия между детской и родительской подсистемами и внутри каждой из подсистем;
задания на объединение членов каждой из подсистем (проведение досуга, выполнение интересной работы);
членов детской подсистемы открытия границ детской подсистемы и включение в нее подопечного подростка.
2. 2.Поддержка эмоциональных ресурсов (эмоциональный ресурс: глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности) семьи через включение семьи (опекуна) в группу психологической поддержки (взаимопомощи), которая функционирует по принципу “помогая вам, я помогаю себе", поскольку все ее участники одновременно являются помогающими и получающими помощь, назначение наставника из числа замещающих родителей, справившихся с подобной ситуацией (при согласии опекуна); обучение членов семьи техникам эмоциональной поддержки;
3. Подготовка подростка к самостоятельной жизни через разработку его «жизненного проекта» (можно использовать сценарии тренинга «Развитие жизненных целей», под редакцией Е.Г. Трошихиной), включающего в себя профессиональное самоопределение, формирование установок на стабильную трудовую занятость, профессиональную активность, создание семьи, навыков эффективной коммуникации, развитие жизнеспособности, адекватных ко пинг-стратегий и т. д.