Методика подготовки и проведения интервью
Виды вопросов интервьюера.
По отношению к цели исследования | - процедурные (или функциональные) - направлены на установление и поддержание контакта с интервьюером, выявляющие степень информированности респондента об условиях и целях проведения интервью; - тематические, информационные, по ответам на которые в дальнейшем делаются те или иные психологические выводы |
По содержанию | - выявляющие фактическую информацию о социальном положении респондента и событиях его прошлой жизни; - выясняющие субъективные мнения опрашиваемого, мотивы его поведения, жизненные позиции, отношение к себе и к другим; - уточняющие интенсивность мнений, отношений, эмоциональных реакций |
По характеру ответов | вопросы могут предполагать получение кратких, односложных ответов или пространных, более детально выражающих мнения и позиции респондентов |
По форме ответов | - закрытые вопросы, где опрашиваемый должен лишь сделать свой выбор из предлагаемых вариантов ответов, не выходя за его пределы; - открытые вопросы, при которых опрашиваемый сам формулирует свой ответ |
Необходимо отметить, что возможные варианты ответа порой предъявляются в интервью респонденту на отдельных карточках. Нередко бывает так, что при устном перечислении их интервьюером далеко не все ответы отчетливо запоминаются респондентом.
Закрытые по форме вопросы более характерны для анкетирования, чем для интервью. Поэтому более подробно они рассматриваются в следующей учебной теме.
И, наконец, проблема фиксация информациив интервью. Дело в том, что удовлетворительного ее решения пока не существует.
Так, маскировка технических средств регистрации ответов (к примеру, скрытая магнитофонная запись) не соответствует этическим принципам психологического исследования. Открытая же запись с помощью видеокамеры, диктофона или магнитофона приводит к тому, что респонденты чувствуют себя весьма стесненно, дают искаженные ответы. Аналогично влияют на их поведение стенографирование хода интервью или ведение исследователем дословных записей. В то же время фиксация информации только по памяти, по окончании процедуры опроса, зачастую приводит к целому ряду существенных искажений материала.
Возможно, несколько более предпочтительным является кодирование содержания ответов и поведенческих реакций респондентов при помощи условных обозначений на специальных бланках. При этом исследователь, исходя из заранее предусмотренных категорий, ограничивается в большинстве случаев графическим соотнесением воспринимаемой информации с тем или иным разрядом данных из имеющихся на бланке. Самих ответов он не записывает, за исключением тех, которые «не вписываются» в составленный им перечень.
Существенным недостатком такого способа регистрации считается его подверженность личным пристрастиям интервьюера. К числу же несомненных достоинств кодирования следует отнести кратковременность и малую трудоемкость процесса фиксаций данных, значительное сохранение естественности условий опроса, возможность наблюдений за жестами и мимикой респондентов.
ЗАДАНИЯ
Упражнение 1:
Составьте примеры восьми - десяти вопросов для свободного интервью, предполагающего выявление особенностей влияния обучения в вузе на развитие личности студентов.
Упражнение 2:
Подготовьте план проведения стандартизированного интервью абитуриентов на тему «Мотивы поступления в ВУЗ».
Упражнение 3:
Подготовьте и проведите индивидуальное интервьюирование нескольких школьников на тему, касающуюся особенностей семейного воспитания или условий их обучения.
Лабораторная работа №1.
Методика подготовки и проведения интервью
(на материале методик выявления мотивационной готовности
к школьному обучению).
Необходимо обследовать нескольких учащихся первого класса, сравнить полученные ответы. Работа проходит в два этапа. Вначале проводится стандартизированное интервью об отношении к школе и к учению (разработано Т.А. Нежновой) – вопросы, используемые в ходе интервью, представлены в левом столбце Таблицы, представленной ниже.
Вопрос | Что выясняем, задавая данный вопрос |
1. Хотел ли ты идти в школу? | выявление общего положительного или отрицательного отношения к началу обучения |
2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? | установление осознаваемых мотивов |
3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился? | определение того, какие соответствующие действия ребенок запомнил и расценил как подготовку к школе |
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? | уточнение элементов школьной действительности, имеющих особое значение для ребенка |
5. Если бы ты перестал ходить в школу - чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? | выяснение наличия или отсутствия у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательного посещения школы |
6. Если учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока - о чем бы ты хотел узнать, чем бы хотел заняться? | ориентировка в роли школьно-учебных интересов среди других в ситуации свободного выбора |
7. Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учителем? Дома с учителем или в школе с мамой? | установление предпочтений среди названных организационных форм обучения |
Оценивание ответов происходит с использованием системы категорий и рейтинговой шкалы (см. тему «Наблюдение»). Все ответы (особенно по пунктам 3-6) оцениваются с точки зрения 3-х категорий:
- индекс А получают ответы, содержащие предпочтение учебно-школьной тематике;
- индексом Б оцениваются формальные, дошкольные и прочие ответы;
- индекс О присваивают за отказ от ответа.
Высший балл - 4 А.
На втором этапе интервьюер с помощью серии косвенных вопросов проверяет и уточняет полученные ранее результаты. При этом он сообщает ребенку следующее: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но не только о том, что уже с тобой было, а и о том, что могло бы, наверное, случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой. Договорились»?
1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь»? Что ты ответишь маме?
2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал ты утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
3. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6-7 лет, но он не ходит ни в 1 класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к 1 классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?
4. Представь себе, что тебе предложили учиться так: чтобы ты не ходил каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно приходила бы учительница и занималась с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился учиться дома?
5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительниц у на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше: чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?
6. Представь, что есть две школы - школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура изредка, не чаще раза в неделю. А в школе «Б» все наоборот: ежедневно - физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика - по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
7. В школе «А» от первоклассников строго требуют, чтобы они внимательно слушали учителя и делали все так, как он велит: не разговаривали на уроках, поднимали руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе «Б» не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спросу. В какой школе тебе бы хотелось учиться?
8. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: «Сегодня (называется имя ребенка) учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить его за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?». Что бы ты предпочел получить в награду за хорошее учение?
Ответы на каждый из вопросов оцениваются как «школьные» или «дошкольные» (соответственно «А» и «Б»).
Необходимо иметь в виду, что сформированность внутренней позиции школьника проявляется, если первоклассник:
1) относится к поступлению в школу положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в своей жизни; не мыслит себя вне школы или в отрыве от нес; в ситуации необязательности посещения продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
2) проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий: а) предпочитает уроки грамоты и счёта занятиям «дошкольного типа» (рисование, пение, физкультура); б) имеет содержательное представление о подготовке к школе;
3) отказывается от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации поведения и деятельности:
а) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальным домашним;
б) положительно воспринимает общественно принятые нормы поведения (дисциплину занятий);
в) предпочитает социально выработанный, традиционный для современной школы способ оценки его учебных достижений (отметку) другим видам поощрения;
г) признает авторитет учителя.
Оформите отчет о результатах проведенного интервью.