Американская школа управления качеством
Наиболее известным ученым ХХ в. в области управления качеством является У.Э. Деминг. Американец по происхождению, он имел ученую степень в области физики и в течение 1920-1930-х гг. работал в компании Western Electric, где участвовал в разработке методов статистического контроля качества.
Подход Деминга к управлению качеством включает четыре основные составляющие:
1)статистическое управление процессами;
2)научные основы управления;
3)психологию управления;
4)системный подход.
В соответствии с постулатами У.Э. Деминга любая работа - это процесс, в ходе которого люди трансформируют полученное от поставщиков сырье, материалы; информацию в результаты, предлагаемые потребителю. Процессы в рамках предприятия формируют систему, цель которой - создание конечного продукта, не просто соответствующего ожиданиям потребителя, но и превосходящего их.
По мнению У.Э. Деминга, любая деятельность по управлению качеством должна состоять из четырех последовательных этапов, представляющих собой систему:
Р - разработка плана или стандарта для достижения поставленных целей (определение целей и принятие решения о необходимых переменах);
D - реализация плана или выполнение стандарта (осуществление перемен);
С - измерение и анализ результатов (проверка);
А - проведение необходимых изменений, если результаты не отвечают первоначально запланированным, или стандартизация действий в случае успеха.
Наиболее полно взгляды У.Э. Деминга отражены в 14 принципах управления.
Другой американский ученый, Дж. Джуран, как и У.Э. Деминг, после Второй мировой войны работал в Японии. Он один из первых поставил вопрос о компетентном подходе к обеспечению качества. Дж. Джуран считал, что 85 % недостатков в работе организации определяются самой системой, и говорил о необходимости ее постоянного совершенствования. Однако, в отличие от У.Э. Деминга, который призывал к изменению культуры всей организации, Дж. Джуран считал, что проводимые усовершенствования должны максимально соответствовать уже сложившейся корпоративной культуре и особенностям системы.
Дж. Джуран создал концепцию «триады качества», согласно которой управление качеством состоит из трех ориентированных на качество процессов:
1)планирования;
2)контроля;
3)улучшения.
Основную роль Дж. Джуран отводил планированию качества. По его словам, качество не появляется случайно, оно должно планироваться. Важнейший вклад Дж. Джурана в развитие теории и практики управления качеством заключается в разработке модели системы качества, получившей название «спираль качества». Она отображает процесс непрерывного формирования и улучшения качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, начиная с этапа обследования рынка до этапа послепродажного обслуживания.
Ярким представителем американской школы управления качеством является Ф. Кросби, суть философии Ф. Кросби отражают четыре абсолютных постулата:
1) качество определяется как соответствие требованиям, поэтому требования к продукции должны быть четко установлены, что является обязанностью руководства предприятия;
2)качество достигается предупреждением, а не оценкой;
3)измерителем качества служит цена несоответствия (потери от несоответствия требованиям), а не какие-либо индексы. Кросби отмечает, что на многих предприятиях от 15 до 20 % общего объема продаж составляют затраты на качество, которые включают в первую очередь стоимость брака и переделок. В компаниях, где внедрена хорошо налаженная система управления качеством, затраты на эти цели составляют в среднем 2,5 % объема продаж и включают затраты на обеспечение и мотивацию качества;
4) единственный приемлемый стандарт качества на предприятии - это отсутствие дефектов. Ф. Кросби разработал концепцию Zero Derects, за которую получил награду от Министерства обороны США.
Значительный вклад в развитие теории и практики управления качеством внес американец А. Фейгенбаум, являющийся одним из основоположников концепции всеобщего управлением качеством. Модель системы качества, предлагаемая А. Фейгенбаумом, основывается на контроле. Она представляет собой пирамиду, состоящую из последовательно осуществляемых на различных стадиях жизненного цикла продукции определенных видов контроля.
Несмотря на некоторые различия в отраженных подходах, можно выделить основные положения управления качеством, объединяющие взгляды американских ученых:
· определение качества как соответствия требованиям;
· четкая ориентация на потребителя;
· системный и процессный подходы к управлению качеством;
· использование статистических методов.