Цель, задачи, методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Звёздочка» село Красноармейское, Красноармейского района Чувашской Республики.
В эксперименте участвовало 20 детей 4-5лет.
Целью данного этапа исследования явилось изучение межличностных отношений в группе 4-5 лет.
В соответствие с поставленной целью были определены следующие задачи:
1.Подобрать методики для изучения межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
2.Изучить особенности межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы такие экспериментальные методики, как «Игра в секрет» (Репиной Т.А.) и «Я и мои друзья» (Рене Жиля).
Целью методики игра «Секрет» было выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. Стимульным материалом служили три картинки каждому ребенку. Детям предлагалось поиграть в игру «Секрет». Игра состояла в том, что ребенок должен был выбрать трех детей из группы и «по секрету», чтобы никто не видел, положить им в шкафчики подарки (художественные открытки). В заключение испытуемого просили обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых выборах.
Перед началом проведения эксперимента ребенку давалась следующая инструкция: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки тем детям, которые болеют, если хочешь». Последнее говорилось скороговоркой, чтобы дети не восприняли это положение обязательное. Далее ребенку давались три картинки и спрашивали, какая из трех ему больше нравится, затем – какая больше нравится из оставшихся двух. После этого просили ребенка «на минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставили условное обозначение: А (первый выбор) Б (второй), В (третий).
Затем ребенку говорили: «Теперь подумай, как следует, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и потом положи им в шкафчики, а другие ребята положат тебе.
После того как эксперимент заканчивался, экспериментатор просматривала все шкафчики, вынимала из них картинки, фиксировала в протоколе все свои обозначения, имеющиеся на обратной стороне, подсчитывала общее количество выборов полученных ребенком. После этого подарки возвращались на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевальную комнату, могли их забрать.
При анализе полученных в исследовании результатов использовались традиционные социометрические методы обработки данных. Применялось матрица типа шахматной таблицы. А также свободный график эксперимента изучения межличностных отношений у детей данной группы. (См. приложение №1)
При отсутствии взаимности выбор первой степени, обозначенный в таблице буквой А, оценивался в 5 баллов, второй (выбор Б) – в 4, а третий (В) – в 3. При взаимности цена выборов удваивалась.
Кроме того, фиксировался индекс социометрического статуса ребенка в группе – маргинальное значение полученного количеств баллов.
Маргинальное значение высчитывалось по формуле:
где m – суммарная оценка полученных выборов,
N – число детей в группе.
По величине индекса социометрического статуса – маргинальному значению - все дети делились на 4 подгруппы. Дети, индекс которых был выше 0,22, были отнесены к первой группе – особенно авторитетных детей – «звезд».
Дети, у которых индекс социометрического статуса находился в пределах 0,22 – 0,10, составляли вторую группу предпочитаемых детей.
Дети, индекс которых был ниже 0,10, образовали третью группу – малоавторитетных детей.
Дети, не получившие выборов, зачислялись в четвертую группу – непопулярных (непринятых детей).
Социометрические данные позволяют получить еще один важный показатель, характеризующий «индивидуальность» группы – коэффициент взаимности отношений (К.В.)
Для того чтобы вычислить коэффициент взаимности, для этого надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов, сделанных в эксперименте, и выразить его в процентах по следующей формуле:
где R – общее число выборов,
Ri – число взаимных выборов.
Чтобы правильно оценить значение этих величин и ответить на вопрос, может ли коэффициент взаимности характеризовать сплоченность группы, мы провели беседы с детьми, воспитателем о лидерах группы и об отверженных детях.
По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяли статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:
-«звезда» - 5 и более выборов; I уровень
-«принятые» - 2-4 выборов; II уровень
-«непринятые» - 1 выборов; III уровень
-«изолированные» -0 выборов. IV уровень
Цель методики «Я и мои друзья» состояла в определении круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявлений симпатий к членам. Стимульным материалом служил лист белой бумаги, цветные карандаши. Детям предлагалось нарисовать своего лучшего друга или друзей. При выполнении задания фиксировалось:
1. Последовательность рисование деталей.
2. Пауза более 15 секунд.
3. Стирание деталей.
4. Спонтанные комментарии ребенка.
5. Эмоциональные реакции ребенка и их связь с изображением.
Беседа с детьми по рисунку проводилась по следующим вопросам:
1. Скажи кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что делают? Кто это придумал?
4. Им весело или грустно? Почему?
5. Кто из нарисованных детей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый грустный? Почему?
После беседы ребенку предлагалось три ситуации, которые должны выявить негативные чувства к сверстникам, и три которые должны выявить позитивные чувства к сверстникам (Приложение …). Индивидуальные данные о ходе эксперимента (методики) изложены в протоколах (приложение №2)
Подробный анализ результатов методики «Рисунок: Я и мои друзья» на каждого ребенка изложен в протоколах (приложение №3)