Глава 2. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика развития общения со сверстниками осуществлялась нами на базе МДОУ «Центр развития ребенка детский сад №39 «Подснежник»». За детьми мы наблюдали в естественных условиях, с применением следующих ситуаций общения: «Непосредственное общение»; «Общение с участием взрослого»; «Совместная деятельность с предметами»; «Один предмет на двоих». В протоколе регистрации параметров общения (см. Приложение 1), используя шкалу оценки параметров развития общения со сверстниками, фиксировали развитие того или иного параметра в зависимости от ситуации общения – обводили соответствующий балл (см. там же). Примером может послужить регистрация параметров общения Софьи Г. (6 лет) со сверстниками. В процессе наблюдения за девочкой в различных ситуациях общения, отметили следующее: Софья Г. не проявляет особого интереса к деятельности сверстника; действует неуверенно по отношению к своим ровесникам, инициативные обращения к ним не отличаются настойчивостью (иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест), лишь изредка смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика девочки преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника; активная речь ребенка состоит из отдельных фраз: «Я так не буду!», «Отдай! Моя кукла!». Данная характеристика дает нам возможность определить уровень развития общения Софьи со сверстниками. Что касается обнаруженных параметров общения со сверстниками у Софьи Г., то мы оценили их в следующей последовательности, в общем, для всех наблюдаемых ситуаций общения:
▪ интерес = 1 баллу;
▪ инициативность = 2 баллам;
▪ чувствительность = 2 баллам;
▪ просоциальные действия =1 баллу;
▪ средства общения: экспрессивно-мимические = 1 баллу;
активная речь = 4 баллам.
Итак, исходя из полученных результатов, можно отметить, что у Софьи средний уровень развития общения со сверстниками.
Таким же образом нами были зарегистрированы и оценены параметры общения со сверстниками всех диагностируемых детей. Представим полученные результаты в таблице 1.
Таблица №1
Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).
№ п/п | Имя, фамилия, возраст ребенка. | Уровни развития общения со сверстниками |
1. | Анибегова Ника (5,5 лет) | |
2. | Баранов Егор (5 лет) | |
3. | Бутырин Даниил (6 лет) | |
4. | Бобринева Надежда(5 лет) | |
5. | Волкова Ангелина(6 лет) | |
6. | Герасимова София(6 лет) | |
7. | Ермаков Елизар (6 лет) | |
8. | Захарова Полина (5 лет) | |
9. | Иванов Данил(5 лет) | |
10. | Климков Артем (6 лет) | |
11. | Мякинникова Анастасия (6 лет) | |
12. | Махонов Данила (6 лет) | |
13. | Новиков Илья (6 лет) | |
14. | Назарова Анна(6 лет) | |
15. | Пахомова Мария (6 лет) | |
16. | Полосин Максим (5 лет 10 мес.) | |
17. | Самсонов Глеб (6 лет) | |
18. | Саввин Сергей (5 лет) | |
19. | Сарычева Ульяна(6 лет) | |
20. | Филатова Елизавета (5 лет) | |
21. | Фаустов Илья (6 лет) | |
22. | Шевелева Марта (6 лет) | |
23. | Шолохова Анна(6 лет) | |
24. | Шамрина Юлия(6 лет) |
В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста друг с другом (рис. 1):
Рисунок 1. Показатели кол-ва детей I старшей группы относительно уровней развития общения со сверстниками.
Условные обозначения:
Высокий уровень – 20,9 %
Средний уровень – 66,6 %
Низкий уровень – 12,5 %
На основе следующей проведенной методики (см. Приложение №1) представим полученные результаты в таблице 2.
Таблица №2
Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).
№ п/п | Имя, фамилия, возраст ребенка. | Уровни развития общения с окружающими людьми |
1. | Анибегова Ника (5,5 лет) | 6,5 |
2. | Баранов Егор (5 лет) | 7,5 |
3. | Бутырин Даниил (6 лет) | |
4. | Бобринева Надежда(5 лет) | |
5. | Волкова Ангелина(6 лет) | |
6. | Герасимова София(6 лет) | |
7. | Ермаков Елизар (6 лет) | 8,5 |
8. | Захарова Полина (5 лет) | |
9. | Иванов Данил(5 лет) | |
10. | Климков Артем (6 лет) | |
11. | Мякинникова Анастасия (6 лет) | 7,5 |
12. | Махонов Данила (6 лет) | |
13. | Новиков Илья (6 лет) | 8,5 |
14. | Назарова Анна(6 лет) | |
15. | Пахомова Мария (6 лет) | 7,5 |
16. | Полосин Максим (5 лет 10 мес.) | 8,5 |
17. | Самсонов Глеб (6 лет) | 8,5 |
18. | Саввин Сергей (5 лет) | 8,5 |
19. | Сарычева Ульяна(6 лет) | 7,5 |
20. | Филатова Елизавета (5 лет) | |
21. | Фаустов Илья (6 лет) | 8,5 |
22. | Шевелева Марта (6 лет) | 7,5 |
23. | Шолохова Анна(6 лет) | |
24. | Шамрина Юлия(6 лет) | 8,5 |
В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста с окружающими людьми:
Условные обозначения:
Высокий уровень – 71% Средний уровень – 29%
Письменный опрос родителей (анкетирование) детей данной группы стал последним организационным этапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников со сверстниками. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, о том, как их дети относятся к своим сверстникам, как развито общение между ними. Данные, полученные в результате обработки анкет (см. Приложение №3) подтвердили достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследуемых детей.
Таким образом, с помощью организованной нами работы по подобранным методикам, мы смогли определить уровень развития общения между сверстниками дошкольного возраста.