Тестовые задания для текущего контроля степени усвоения дисциплины
1. Социально-психологические методы управления – это:
а) выплата работнику социального пособия;
б) принуждение работника к определённому поведению в интересах организации;
в) повышение работнику заработной платы;
г) формирование благоприятного климата в коллективе и раскрытие личностных способностей работника.
2. Функция организации заключается в:
а) распределении всех ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения целей организации;
б) распределении всех сотрудников по видам работ в соответствии с занимаемыми должностями;
в) создании наиболее благоприятных условий для удовлетворения потребностей клиентов на рынке;
г) противостоянии конкурентам.
3. «Отцом» менеджмента называют:
а) Ф.Тейлора;
б) Г.Форда;
в) А.Файоля;
г) М.Мескона.
4. Феномен менеджмента состоит в:
а) объединении работников разных специальностей для достижения общих целей;
б) использовании эффективных методов управления;
в) в механизме мотивации работников;
г) обеспечении 100% прибыли предприятию.
5. К интеграционным процессам в менеджменте относятся:
а) коммуникация и управленческие решения;
б) централизация и децентрализация власти;
в) мотивация и организационная культура;
г) кооперация и разделение труда.
6. Правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития:
а) эффективность управления;
б) аксиомы управления;
в) стандарты управления;
г) принципы управления.
7. Управление – это:
а) целенаправленное воздействие на систему, осуществляемое таким образом, чтобы она переходила из одного состояния в другое необходимое состояние;
б) особый вид деятельности, превращающий группу людей в хозяйствующее звено;
в) осознанная, целенаправленная деятельность человека по моделированию общества;
г) воздействие на систему отношений человек – техника, человек – природа, человек – человек с целью получить результат.
8. Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» важна для изучения исторических подходов к менеджменту, так как в ней:
а) дано определение менеджера конца XVIII века и описаны его личностные характеристики;
б) описан принцип «экономического человека», стремящегося к обогащению и удовлетворению личных потребностей;
в) описана промышленная революция в Англии;
г) дано понятие финансового капитализма, как основы развития современного финансового менеджмента
9. Задачу повышения производительности труда работников в научной школе решали с помощью:
а) максимальной оплаты работнику его работы;
б) рационализации трудовых операций на базе научной организации труда;
в) выплат социальных пособий и премий каждому работнику организации;
г) поддержания дружеских взаимоотношений между менеджерами разных отделов.
10. Согласно концепции М. Вебера, «рациональная бюрократия» – это:
а) идеальная организация, основанная на функциональном разделении труда, иерархии, пожизненном найме и жёсткой системе правил и процедур;
б) система управления или ведения дел, заключающаяся в том, что управление осуществляется через привилегированных лиц;
в) канцелярщина, волокита, формальное отношение к работе, оторванность от живой жизни, от интересов живого человека;
г) эффективный способ управления организацией любого вида, основанный на учёте большинства факторов производства.
11. Главная концепция школы человеческих отношений была сформулирована:
а) П.Друкером в ходе консалтинга компании «Coca-Cola»;
б) Э.Мэйо в ходе проведения хотторнских экспериментов;
в) Ф.Тейлором во время работы в сталелитейной компании в г. Бетлехеме;
г) А.Маслоу после чтения лекций в Школе бизнеса в г. Сент-Луис.
12. Метод исследования организации как целостного образования, цели которого диктуют его составные части, структуру, границы, процессы, взаимодействие элементов, связи с внешней средой и общую концепцию развития:
а) процессный;
б) ситуационный;
в) научный;
г) системный.
13. Побочным результатом управленческой деятельности жрецов в период Шумерского царства стало:
а) появление письменности;
б) появление живописи;
в) появление государства;
г) появление религиозного сознания.
14. Согласно ему, одной из самых больших проблем были недостатки организации. Решению этих проблем должны были содействовать определенные им Двенадцать принципов эффективности, ставшие новым ориентиром в истории развития управления:
а) А.Файоль;
б) Ф.Тейлор;
в) М.Вебер;
г) Г.Эмерсон.
15. Наиболее важными ценностями предпринимательской культуры в России считаются:
а) обязанность, сотрудничество, коллективизм;
б) полезность, рационализм, индивидуализм;
в) коллективизм, меценатство, рационализм;
г) коллективизм, меценатство, импульсивность в труде.
16. Наибольший вклад в развитие управленческой мысли в советский период времени внес:
а) Д.Е.Слуцкий;
б) Л.В.Канторович;
в) А.К.Гастев;
г) В.С.Немчинов.
17. Индикативное планирование впервые было введено при разработке:
а) японской модели менеджмента;
б) немецкой модели менеджмента;
в) шведской модели менеджмента;
г) русской модели менеджмента.
18. Хронометраж играет центральную роль в:
а) управлении по целям;
б) системе Тейлора;
в) бихевиоризме;
г) административной школе управления.
19. Составляющими успеха организации являются:
а) результативность, эффективность, производительность, прибыль;
б) мотивация, координация, планирование, делегирование;
в) организационная структура, организационная культура, новейшие технологии, качественные ресурсы;
г) только прибыль.
20. Теория управления, основанная на «вовлеченности»; самая заметная, по своему воздействия на науку менеджмента, попытка объяснения японского экономического чуда, принадлежит:
а) У.Оучи;
б) Д.МакГрегору;
в) М.Веберу;
г) Э.Мэйо.
21. Эксперименты, проведённые в 1927-1932 годах на заводах чикагской компании Western Electric, и впервые наглядно продемонстрировавшие влияние «человеческого фактора» на эффективность производства впоследствии назвали:
а) хоторнскими;
б) чикагскими;
в) производственными;
г) исследовательскими.
22. Роль менеджера – это:
а) ожидаемый набор предположений и функций, предписываемых ему организацией;
б) ожидаемый набор действий или поведения, определяемых работой;
в) действия менеджера по самореализации;
г) совокупность требований, предъявляемых к сотруднику собственником компании.
23. Уровень видимых, но часто не интерпретируемых внешних факторов воспринимаемых с помощью основных пяти чувств – это:
а) «глубинный» уровень организационной культуры;
б) «поверхностный» уровень организационной культуры;
в) «осязаемый» уровень организационной культуры;
г) «подповерхностный» уровень организационной культуры.
24. Закон синергии (эмерджентность) означает:
а) функционирование всех элементов организации в той или иной степени подчиняется обще цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями;
б) возникновение и реализация новых идей в организации, определяющих конкурентоспособность фирмы на рынке;
в) содружество различных элементов общества, дающих в результате общую социальную ответственность;
г) потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением.
25. Цель – это:
а) внутренняя переменная в организации, отвечающая за формирование организационной принадлежности;
б) конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе;
в) предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки;
г) желательный результат деятельности определенного человека.
26. Внешняя среда организации делится на среду:
а) потребителей и продавцов;
б) прямого и косвенного воздействия;
в) опосредованного и технологического воздействия;
г) немедленного и заторможенного воздействия.
27. Для этапа зрелости характерно:
а) выход на рынок; установление деловых отношений с партнерами;
б) достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса;
в) продажа компании другому собственнику и адаптация к новой рыночной ситуации;
г) использование конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста.
28. Одним из основных признаков организации является:
а) ценности, язык, символы, униформа;
б) замкнутость внутренних процессов;
в) процессы функционирования и развития;
г) материальные, экономические, правовые и другие условия работы.
29. Форма установления фирмой влияния на производителя продукции, которая является исходной для производственного процесса фирмы, и/или контроля над рынком, на котором продается продукция фирмы:
а) рыночная интеграция;
б) коммерческая интеграция;
в) вертикальная дифференциация;
г) вертикальная интеграция.
30. Иерархия целей – это:
а) декомпозиция целей более высокого уровня в цели более низкого уровня;
б) «луковица целей»;
в) зависящее от руководства построение планов организации;
г) соотношение между ресурсами компании и ее возможностями.
31. Виды стратегий, на которые можно разделить корпоративную стратегию:
а) корпоративную и стратегии отдельных видов бизнеса;
б) финансовую, инновационную, маркетинговую, кадровую;
в) краткосрочную и долгосрочную;
г) нет правильного ответа.
32. В STEP- (или PEST-) анализ входит анализ следующих факторов внешней среды:
а) собственники, акционеры, потребители, государство;
б) социальные, технические, общественные, экономические;
в) политические, экономические, технологические, социальные;
г) системные, транснациональные, экологические, перманентные.
33. В SWOT-анализе исследуются:
а) положительные и отрицательные тенденции организации;
б) системные и внесистемные кризисы;
в) сильные и слабые стороны организации;
г) внешняя и внутренняя среда организации.
34. В модель М.Портера «Пять сил конкуренции» входят следующие элементы:
а) план, принцип, позиция, перспектива, прогноз;
б) барьеры входа на рынок, ценовая власть потребителей, ценовая власть поставщиков, угроза заменителей, конкуренция в отрасли;
в) потребители, товары-субституты, структура отрасли, компании-новички, государственные системы;
г) степень концентрации поставщиков, размеры компаний конкурентов, цена замены поставщика, доля закупок в издержках, потребители.
35. Процесс, в ходе которого руководитель и подчиненный совместно устанавливают цели на определенный период, а затем снова встречаются для оценки результатов работы подчиненного с учетом этих целей:
а) управление по целям;
б) стратегическое управление;
в) контроль;
г) постановка цели.
36. К тактическим видам деятельности в организации относится:
а) цели организации;
б) основные виды деятельности организации;
в) собственные преимущества компании и направления их использования;
г) порядок найма сотрудников.
37. Расположите цели фирмы в соответствии с их иерархией:
а) миссия, стратегические, оперативные, тактические;
б) стратегические, миссия, оперативные, тактические;
в) стратегические, миссия, тактические, оперативные;
г) миссия, стратегические, тактические, оперативные.
38. Стратегия лидерства по издержкам предусматривает:
а) снижение полных издержек производства товара или услуги до самого низкого уровня в отрасли;
б) снижение издержек по сравнению с некоторыми из конкурентов;
в) производство более дешевых товаров наряду с более дорогими;
г) производство недорогой продукции низкого качества.
39. Основное отличие сетевой организации от иерархической состоит в:
а) ассоциированности членов организации;
б) использовании принципа децентрализованной ответственности;
в) жестком контроле за дисциплиной;
г) внимании к функциональным обязанностям.
40. Для холдинга как интегрированной структуры характерно:
а) совместное получение прибыли;
б) проведение единой рекламной политики;
в) создание одного общего товара;
г) проведение единой политики.
41. Проектные полномочия – это:
а) интеграция всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту;
б) возможность распоряжаться самой квалифицированной командой;
в) ответственность за все виды ресурсов в организации;
г) временные полномочия любого сотрудника, замещающего руководителя в момент отсутствия последнего.
42. Среди правил создания организационной структуры важным считается:
а) разграниченность функций линейного и функционального руководства;
б) обязательность полного контроля всех видов деятельности со стороны высшего руководства;
в) наличие информационных каналов для передачи только управленческих решений;
г) соблюдение принципа полной демократии при распределении ответственности за ресурсы.
43. Менеджер ответственный за специализированную функцию управления:
а) функциональный руководитель;
б) линейный руководитель;
в) штабной специалист;
г) функциональный специалист.
44. Полномочия – это:
а) функции должностного лица, выполнение которых предписано ему в силу существования организационной структуры фирмы;
б) сумма официально представленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения, осуществлять те или иные действия в интересах организации;
в) право совершать в пределах компетенции властные действия, влекущие за собой правовые последствия для отдела маркетинга организации;
г) первичный элемент деятельности руководителя, отличающий его от рядовых сотрудников фирмы.
45. Ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в цепочке, вниз, до руководителя низового звена:
а) скалярная цепь управления;
б) системная цепь управления;
в) управленческая цепочка;
г) организация.
46. Виртуальная организация – это:
а) непостоянные управленческие связи, фиксируемые договорами и соглашениями и обеспечивающие включение в производственный процесс лучших человеческих ресурсов;
б) сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов и услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами;
в) органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям и группированием всех организационных частей вокруг рынка новых технологий;
г) стратегический альянс крупнейших участников рынка новых технологий, функционирующий в заранее определенных законом рамках.
47. Структура, которая базируется на бригадной работе, обладает гибкостью и меньше связана с правилами, характерными для традиционного иерархического построения управления называется:
а) матричной;
б) системной;
в) дифференцированной;
г) органической.
48. Основные тенденции в развитии современных организаций:
а) переход от разрозненных компаний к интегрированным;
б) переход от делегированных организаций к структурированным;
в) переход от официальной власти к формализованной;
г) переход от формальных отношений к неформальным.
49. Мотивация – это:
а) формирование определенной мотивационной структуры у каждого конкретного сотрудника с помощью целенаправленного на него воздействия;
б) сумма внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных результатов;
в) процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов;
г) воздействие на сотрудника организации всеми известными методами управления, чтобы достичь повышения эффективности деятельности организации.
50. Сложность процесса мотивации состоит в:
а) различии мотивационных структур отдельных людей;
б) изменчивости внешней среды;
в) безответственности некоторых руководителей;
г) различии усилий, которые люди готовы прикладывать для достижения целей.
51. Современные концепции мотивации делятся на:
а) целевые и стимулирующие;
б) одномерные и многомерные;
в) мотиваторы и гигиенические факторы;
г) содержательные и процессуальные.
52. Для перехода на более высокий уровень реализации потребностей по А.Маслоу следует:
а) удовлетворить низшие потребности полностью;
б) удовлетворить только первичные потребности;
в) пройти процесс фрустрации;
г) заработать большее количество денег.
53. Согласно Д.МакКлелланду, существуют потребности:
а) существования, связи и роста;
б) власти, успеха и причастности;
в) самовыражения, уважения, социализации;
г) первичные и вторичные.
54. Согласно Ф.Герцбергу, «гигиенические факторы» – это:
а) «обогащение труда» работников через перестройку и расширение работы, которая приносит большее удовлетворение и вознаграждение непосредственному исполнителю;
б) условия работы, заработок, степень непосредственного контроля за работой, высокая степень ответственности;
в) условия работы, заработок, степень непосредственного контроля за работой, политика фирмы и администрации, межличностные отношения в коллективе;
г) продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, успех, возможность творческого и делового роста.
55. Валентность – это:
а) ожидаемая ценность вознаграждения;
б) оценка личностью вероятности наступления определенного события;
в) число, показывающее, со сколькими атомами водорода (или другого одновалентного элемента) может соединится данный атом или сколько таких атомов он может заместить;
г) полное определение всего того, что человек считает для себя ценным.
56. Снять психологическую напряженность у сотрудника компании при несправедливой, по его мнению, оплате его туда можно с помощью:
а) повышения денежного вознаграждения;
б) разъяснения системы оплаты;
в) отрытой дискуссии со всеми сотрудниками фирмы по вопросам справедливости оплаты;
г) жесткой привязки величины заработной платы к содержанию тарифного соглашения.
57. Процессуальная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в данной ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать этот дисбаланс:
а) теория справедливости;
б) теория партиципации;
в) теория ожидания;
г) нет правильного ответа.
58. Теории, с помощью которых анализируется, как то или иное поведение активизируется, направляется, поддерживается и сменяется другим:
а) процессуальные;
б) содержательные;
в) ситуационные;
г) аналитические.
59. Точка зрения, что удовлетворение от работы является результатом наличия внутренних стимулов, и что состояние неудовлетворенности от работы происходит от отсутствия внешних факторов, высказана в теории, автором которой является:
а) А.Маслоу;
б) Ф.Герцберга;
в) Д.МаКлелланда;
г) К.Альдерфера.
60. Альдерфер выделил потребности:
а) взаимосвязи;
б) социальные;
в) власти;
г) самовыражения.
61. «Защита от хитреца» в процессе внешнего контроля – это:
а) отслеживание деятельности и видимости деятельности;
б) введение ежедневных отчетов для каждого сотрудника;
в) создание комфортных условий для работы;
г) создание действенной системы поощрения и наказания.
62. К этапам процесса контроля не относится:
а) создание адекватных деятельности организации государственных стандартов системы управления и регулирования;
б) снятие информации о реально достигнутых результатах и сопоставление ее с существующими нормативами;
в) корректировка деятельности организации;
г) выработка стандартов и критериев.
63. Инструментами выполнения функции контроля являются:
а) анализ, фиксация, наказание, поощрение;
б) наблюдение, учет, проверка, анализ;
в) восприятие, осознание, классификация, определение;
г) отстройка, позиционирование, сегментирование, брендирование.
64. Контроль, осуществляемый в ходе выполнения работ, называется:
а) сплошной контроль;
б) производственный контроль;
в) текущий контроль;
г) непрерывный контроль.
65. Предварительным контролем финансовых ресурсов в организации является:
а) заключение аудиторской организации;
б) баланс;
в) бюджет;
г) финансовый отчет за прошедший период времени.
66. Процесс контроля начинается с:
а) процедуры наблюдения за выполняемой работой;
б) установления стандартов;
в) сбора информации о ситуации;
г) определения объекта контроля.
67. Контроль, дающий руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем – это…контроль:
а) предварительный;
б) текущий;
в) заключительный;
г) тотальный.
68. Процесс проверки того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировки ее действий, состоящий из трех этапов: постановка задач для исполнения; проверка реального исполнения задач; решение проблем, если исполнение не соответствует поставленным задачам:
а) контроль;
б) управление;
в) систематизация;
г) понимание.
69. Соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков:
а) автоматизированная сеть;
б) коммуникационная структура;
в) коммуникационная сеть;
г) сетевая коммуникация.
70. Положительной чертой веерной коммуникации является:
а) медленное возникновение очень устойчивой организации;
б) высокая скорость передачи информации, ее абсолютная точность, устойчивость организации;
в) отсутствие потребности в руководстве;
г) высокая мораль членов организации и их зависимость друг от друга.
71. Любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания:
а) коммуникационная сеть;
б) отправитель;
в) шум;
г) реакция.
72. Сообщение, передаваемое позой, выражением лица, движением рук или глаз:
а) невербальное общение;
б) вербальное общение;
в) мимика;
г) пантомимика.
73. К какому типу общения относятся управленческая политика, инструкции, официальные докладные записки дирекции:
а) нисходящее общение;
б) восходящее общение;
в) горизонтальное общение;
г) диагональное общение.
74. Непроверенные сведения, обычно циркулирующие внутри организации и во внешней среде:
а) слухи;
б) сплетни;
в) болтовня;
г) шумы.
75. Виды слухов, циркулирующих в организации:
а) слухи – «пугала»;
б) «слепое пятно»;
в) слухи – неизвестность;
г) желания и стремления.
76. Препятствием на пути повышения эффективности организационных коммуникаций является:
а) коммуникативный шум;
б) плохие условия общения;
в) неудовлетворительная структура организации;
г) невнимательность собеседников.
77. Критерием эффективности межличностной коммуникации является:
а) удовлетворенность партнеров по коммуникации;
б) доброжелательная атмосфера общения;
в) желание сторон продолжать коммуникации;
г) близость смысла принятого сообщения к смыслу посланного сообщения.
78. Управленческое решение – это:
а) случайный выбор из множества вариантов, позволяющий менеджеру удержаться на занимаемой должности;
б) сознательный акт выбора одного из возможных вариантов действий, сокращающий разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации;
в) централизованная деятельность руководства компании по устранению помех в деятельности организации и воздействие на конкурентную среду;
г) выбор альтернативы, позволяющий достичь целей организации и адекватно перестроить внеорганизационную среду.
79. Осознанная лицом, принимающим решение, проблемная ситуация, в которой возможны различные варианты действия и необходимо выбрать один из них:
а) задача принятия решения;
б) инструменты принятия решения;
в) лицо, принимающее решение;
г) альтернативы принятия решений.
80. Требование, отражающее одну из сторон системы предпочтений или всю ее целиком:
а) мотивация управленческого решения;
б) эффективность управленческого решения;
в) участник управленческого решения;
г) критерий принятия решений.
81. Решения, принятые ЛПР с точки зрения максимального достижения заданной цели, являются:
а) оптимальными;
б) рациональными;
в) максимизирующими полезность;
г) удовлетворительными.
82. Неизвестные ранее, стратегические задачи, неуверенность в результатах, неоднозначность информации характерны для:
а) запрограммированных решений;
б) незапрограммированных решений;
в) решений руководства высшего уровня;
г) рутинных решений.
83. Социальная эффективность разработки управленческих решений – это:
а) рыночная стоимость управленческих решений, деленная на суммарные затраты по разработке управленческих решений;
б) факт достижения цели управленческих решений при меньших затратах в результате более успешных действий персонала;
в) факт достижения цели управленческих решений в плане удовлетворения потребностей за более короткое время для большего количества работников;
г) факт достижения цели управленческих решений в результате кадровых перестановок.
84. Процесс принятия управленческих решений начинается с:
а) диагностики проблемы;
б) определения лица, ответственного за принятие данного решения;
в) сбора информации о ситуации;
г) формулировки целей.
Подходами к принятию решений являются:
а) неформальный, групповой, количественный;
б) запрограммированный, незапрограммированный;
в) интуитивный, основанный на суждениях, рациональный;
г) административный, классический.
85. Организационный набор правил поведения, ожидаемых от индивида в определенной ситуации:
а) роль;
б) линия поведения;
в) индивидуальный стиль;
г) стандарт.
86. Влияние – это:
а) возможность менять поведение людей в лучшую сторону;
б) процесс, в ходе которого одна из сторон, мобилизуя имеющиеся в ее распоряжении властные ресурсы, стремится изменить поведение других сторон;
в) способность менять жизненные ситуации отдельных личностей и групп, направляя их в правильную сторону;
г) ориентация людей на достижение целей организации с помочью различных методов воздействия.
87. Источниками власти является:
а) харизматическая власть;
б) власть, основанная на принуждении;
в) власть, основанная на вознаграждении;
г) все ответы верны.
88. Власть, которая влияет на других посредством высокого профессионализма:
а) законная власть;
б) власть, основанная на вознаграждении;
в) власть, основанная на принуждении;
г) экспертная власть.
89. Власть, при которой подчиненный повинуется указаниям руководителя потому, что тот обладает особыми личными качествами и способностями, это:
а) экспертная власть;
б) законная власть;
в) эталонная власть;
г) влияние через убеждение.
90. Власть, при которой подчиненный повинуется указаниям руководителя только потому, что тот стоит на более высокой должности, это:
а) экспертная власть;
б) законная власть;
в) эталонная власть;
г) влияние через убеждение.
91. Власть, при которой подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его насущную потребность:
а) законная;
б) экспертная;
в) вознаграждения;
г) эталонная.
92. Подход к лидерству, который основан на истолковании лидером собственного поведения, поведения своих подчиненных и ситуацию, прежде чем прибегать к определенному стилю лидерства:
а) ситуационный подход к лидерству;
б) поведенческий подход к лидерству;
в) личностная теория лидерства;
г) кадровая теория лидерства.
93. Теория, предполагающая, что лидер должен оказывать влияние на понимание и восприятие подчиненными поставленной задачи, а также определять пути к достижению цели:
а) модель «путь – цель»;
б) теория жизенного цикла;
в) управленческая решетка;
г) нет верного ответа.
94. Эта модель определяет процедуры принятия решений в ряде различных ситуаций: двух автократических, двух консультативных; ориентированной на совместное принятие решений лидером и группой:
а) Врума-Йеттона;
б) Фидлера;
в) Лайкерта;
г) Митчелла-Хауса.
95. Теория взаимосвязи между индивидуальным восприятием и межличностным поведением, которая исходит из того, что способность понимать и предсказывать реакцию людей на события возрастает, если известны причинно-следственные связи этих событий:
а) атрибутивная теория лидерства;
б) понимающая теория лидерства;
в) поведенческая теория лидерства;
г) ситуативная теория лидерства.
96. Лидер устанавливает, что предпочитают и чего хотят ведомые, и помогает им добиться уровня результативности, который обеспечивает удовлетворяющее их поощрение:
а) согласительное лидерство;
б) харизматическое лидерство;
в) трансформационное лидерство;
г) адаптивное лидерство.
97. Согласно теории Д. МакГрегора «Х» и «У» в организации «Х» человек:
а) имеет отвращение к труду, требует постоянного принуждения и ни к чему не стремится;
б) берёт на себя ответственность только в случае постоянного материального стимулирования;
в) считает труд естественным, обладает честолюбием, фантазией, изобретательностью, соблюдает обстоятельства по отношению к целям организации;
г) ожидает от руководства организации удовлетворения всех своих потребностей.
98. Херси и Бланшар выделили следующие стили лидерства:
а) директивный, убеждающий, участвующий, делегирующий;
б) руководитель, ориентированный на задачу, и руководитель, ориентированный на отношения;
в) диктаторский, демократический и попустительский.
г) директивный, поддерживающий, ориентированный на достижение, поощряющий участие;
99. К.Левин выделил следующие стили лидерства:
а) руководитель, ориентированный на задачу, и руководитель, ориентированный на отношения;
б) авторитарный и демократический;
в) директивный, поддерживающий, ориентированный на достижение, поощряющий участие;
г) диктаторский, демократический и попустительский.
100. Наибольшую эффективность в современных условиях предполагает … подход к пониманию сути лидерства:
а) с позиции личных качеств;
б) поведенческий;
в) ситуационный;
г) адаптивный.
101. Для руководителя, ориентированного на стиль «деревенского клуба» характерно:
а) выполнение задач организации, работа в соответствии с инструкциями;
б) уклонение от решений любых проблем, следование правилам поведения в организации;
в) создание семейной атмосферы для высшего руководства фирмы за счет совместного проведения вечеров, уик-эндов, отпусков;
г) создание дружеской семейной атмосферы, чувства безопасности и ощущения комфорта.
102. Понятию «стиль руководства» соответствует определение:
а) поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение другого;
б) манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации;
в) возможность влиять на поведение других лиц;
г) степень владения манипулятивными приемами.
103. Согласно ситуационной модели Фидлера:
а) лидер должен ориентироваться на человеческие взаимоотношения и в зависимости от ситуации выбирать способ воздействия на подчиненных;
б) в наиболее и наименее благоприятных ситуациях лидер должен ориентироваться на выполнение задачи;
в) выбор стиля поведения руководителя зависит от сочетания двух переменных: личностных особенностей членов коллектива и рабочей обстановки;
г) руководитель может выбирать один следующих стилей поведения: директивный, поддерживающий, ориентированный на достижение, поощряющий участие.
104. Показатель соотношения между объемом выпуска и потребными для его производства затратами:
а) экономичность;
б) эффективность;
в) прибыльность;
г) качественность.
105. Оптимальное соотношение производства, качества, результативности, гибкости, удовлетворенности, конкурентоспособности и развития называют:
а) управлением;
б) производительностью;
в) развитием;
г) эффективностью.
106. Различают следующие виды эффективности:
а) индивидуальная, групповая, организационная;
б) системная, аналитическая, производственная;
в) личностная, межличностная, общественная;
г) производственная, организационная, качественная.
107. Простая сумма индивидуальной и групповой эффективности:
а) индивидуальная эффективность;
б) групповая эффективность;
в) организационная эффективность;
г) межличностная эффективность.
108. Взаимосвязь, лидерство, структура, статус, роли, нормы являются источником повышения:
а) индивидуальной эффективности;
б) групповой эффективности;
в) организационной эффективности;
г) системной эффективности.
109. Конечным критерием организационной эффективности является:
а) способность организации сохранять свое положение внутри среды;
б) адаптация;
в) повышение прибыльности организации в долгосрочной перспективе;
г) создание сплоченной и целенаправленной управленческой команды.
110. Критериями при определении социальной эффективности менеджмента могут быть:
а) сокращение численности работников;
б) повышение квалификации работников;
в) соотношение между доходами и суммарными издержками;
г) сокращение расходов на управленческий аппарат.
111. К социально-психологическим критериям, которые необходимы при оценке эффективности руководителя в организации, относится:
а) авторитет руководителя в коллективе;
б) уровень зарплат в коллективе;
в) срок деятельности руководителя;
г) самооценка руководителя.
112. К критериям краткосрочной эффективности относят следующее понятие:
а) качество;
б) рост;
в) стремление к совершенству;
г) конкурентоспособность.
113. Способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых и различных продуктов и услуг, учитывая запросы покупателей:
а) предприимчивость;
б) реактивность;
в) гибкость;
г) управляемость.
114. К критериям среднесрочной эффективности относят следующее понятие:
а) гибкость;
б) удовлетворенность;
в) конкурентоспособность;
г) рентабельность.