Модифицированный метод сандвича

ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА

Многие организации, занимающиеся созданием программного обеспечения, до 50% средств, выделенных на разработку программ, тратят на тестирование, что составляет миллиарды долларов по всему миру в целом. И все же, несмотря на громадные капиталовложения, знаний о сути тестирования явно не хватает, и большинство программных продуктов неприемлемо, ненадежно даже после «основательного тестирования».

О состоянии дел лучше всего свидетельствует тот факт, что большинство людей, работающих в области обработки данных, даже не могут правильно определить понятие «тестирование», и это на самом деле главная причина неудач. Если попросить любого профессионала определить понятие «тестирование» либо открыть (как правило, слишком краткую) главу о тестировании любого учебника программирования, то скорее всего можно встретить такое определение:

«Тестирование — процесс, подтверждающий правильность программы и демонстрирующий, что ошибок в программе нет». Основной недостаток подобного определения заключается в том, что оно совершенно неправильно; фактически это почти определение антонима слова «тестирование». Поэтому определение описывает невыполнимую задачу, а так как тестирование зачастую все же выполняется с успехом, по крайней мере с некоторым ус­пехом, то такое определение логически некорректно. Правильное определение тестирования таково:

Тестирование — процесс выполнения программы с намерением найти ошибки.

Тестирование оказывается довольно необычным процессом (вот почему оно и считается трудным), так как это процесс разрушительный. Ведь цель проверяющего (тестовика) — заставить программу сбиться. Он доволен, если это ему удается; если же программа на его тесте не сбивается, он не удовлетворен.

Невозможно гарантировать отсутствие ошибок в программе; в лучшем случае можно попытаться показать наличие ошибок. Если программа правильно ведет себя для значительного набора тестов, нет оснований утверждать, что в ней нет ошибок; со всей определенностью можно лишь утверждать, что неизвестно, когда эта программа не работает. Конечно, если есть причины считать данный набор тестов способным с большой вероятностью обнаружить все возможные ошибки, то можно говорить о некотором уровне уверенности в правильности программы, устанавливаемой этими тестами.

О тестировании говорить довольно трудно, поскольку, хотя оно и способствует повышению надежности программного обес­печения, его значение ограничено. Надежность невозможно внести в программу в результате тестирования, она определяется правильностью этапов проектирования. Наилучшее решение проблемы надежности — с самого начала не допускать ошибок в программе. Однако вероятность того, что удастся безупречно спроектировать большую программу, бесконечно мала. Роль тестирования состоит как раз в том, чтобы определить местонахождение немногочисленных ошибок, оставшихся в хорошо спроектированной программе. Попытки с помощью тестирования достичь надежности плохо спроектированной программы совершенно бесплодны.

Основные определения

Хотя в тестировании можно выделить несколько различных процессов. Такие термины, как «тестирование», «отладка», «доказательство», «контроль» и «испытание», часто используются как синонимы и, к сожалению, для разных людей имеют разный смысл. Нашу классификацию различных форм тестирования мы начнем с того, что дадим эти определения, слегка их дополнив и расширив их список.

Тестирование—процесс выполнения программы (или части программы) с намерением (или целью) найти ошибки.

Доказательство— попытка найти ошибки в программе безотносительно к внешней для программы среде. Большинство методов доказательства предполагает формулировку утверждений о поведении программы и затем вывод и доказательство математических теорем о правильности программы. Доказательства могут рассматриваться как форма тестирования, хотя они и не предполагают прямого выполнения программы. Многие исследователи считают доказательство альтернативой тестированию — взгляд во многом ошибочный.

Контроль — попытка найти ошибки, выполняя программу в тестовой, или моделируемой, среде.

Испытание— попытка найти ошибки, выполняя программу в заданной реальной среде.

Аттестация— авторитетное подтверждение правильности программы. При тестировании с целью аттестации выполняется сравнение с некоторым заранее определенным стандартом.

Отладкане является разновидностью тестирования. Хотя слова «отладка» и «тестирование» часто используются как синонимы, под ними подразумеваются разные виды деятельности. Тестирование — деятельность, направленная на обнаружение ошибок; отладка направлена на установление точной природы известной ошибки, а затем — на исправление этой ошибки. Эти два вида деятельности связаны — результаты тестирования являются исходными данными для отладки.

Эти определения представляют один взгляд на тестирование — со стороны среды, на которую оно опирается. Другой ряд определений, приведенный ниже, охватывает вторую сторону тестирования: типы ошибок, которые предполагается обнаружить, и стандарты, с которыми сопоставляются тестируемые программы.

Тестирование модуля, или автономное тестирование— контроль отдельного программного модуля, обычно в изолированной среде (т. е. изолированно от всех остальных модулей). Тестирование модуля иногда включает также математическое доказательство.

Тестирование сопряжений — контроль сопряжений между частями системы (модулями, компонентами, под­системами).

Тестирование внешних функций — контроль внешнего поведения системы, определенного внешними спецификациями.

Комплексное тестирование— контроль и/или испытание системы по отношению к исходным целям. Комплексное тестирование является процессом контроля, если оно выполняется в моделируемой среде, и процессом испытания, если вы­полняется в среде реальной, жизненной.

Тестирование приемлемости— проверка соответствия программы требованиям пользователя.

Тестирование настройки— проверка соответствия каждого конкретного варианта установки системы с целью выявить любые ошибки, возникшие в процессе настройки системы.

Экономика тестирования

Дав такое определение тестированию, необходимо на следующем шаге рассмотреть возможность создания теста, обнаруживающего все ошибки программы. Покажем, что ответ будет отрицательным даже для самых тривиальных программ. В общем случае невозможно обнаружить все ошибки программы. А это в свою очередь порождает экономические проблемы, задачи, связанные с функциями человека в процессе отладки, способы построения тестов.

Тестирование программы как «черного ящика»

Одним из способов изучения поставленного вопроса является исследование стратегии тестирования, называемой стратегией «черного ящика», тестированием с управлением по данным или тестированием с управлением по входу "выходу. При использовании этой стратегии программа рассматривается как «черный ящик». Иными словами, такое тестирование имеет целью выяснение обстоятельств, в которых поведение программы не соответствует спецификации. Тестовые же данные используются только в соответствии со спецификацией программы (т. е. без учета знаний о ее внутренней структуре).

При таком подходе обнаружение всех ошибок в программе является критерием исчерпывающего входного тестирования. Последнее может быть достигнуто, если в качестве тестовых наборов использовать все возможные наборы входных данных.

Если такое испытание представляется сложным, то еще сложнее создать исчерпывающий тест для большой программы. Образно говоря, число тестов можно оценить «числом большим чем бесконечность».

Построение исчерпывающего входного теста невозможно. Это подтверждается двумя аргументами: во-первых, нельзя создать тест, гарантирующий отсутствие ошибок; во-вторых, разработка таких тестов противоречит экономическим требованиям. Поскольку исчерпывающее тестирование исключается, нашей целью должна стать максимизация результативности капиталовложений в тестирование (иными словами, максимизация числа ошибок, обнаруживаемых одним тестом). Для этого мы можем рассматривать внутреннюю структуру программы и делать некоторые разумные, но, конечно, не обладающие полной гарантией досто­верности предположения.

Тестирование программы как «белого ящика»

Стратегия «белого ящика», или стратегия тестирования, управляемого логикой программы, позволяет исследовать внутреннюю структуру программы. В этом случае тестирующий получает тестовые данные путем анализа логики программы (к сожалению, здесь часто не используется спецификация программы).

Сравним способ построения тестов при данной стратегии с исчерпывающим входным тестированием стратегии «черного ящика». Непосвященному может показаться, что достаточно построить такой набор тестов, в котором каждый оператор исполняется хотя бы один раз; нетрудно показать, что это неверно. Не вдаваясь в детали, укажем лишь, что исчерпывающему входному тестированию может быть поставлено в соответствие исчерпывающее тестирование маршрутов. Подразумевается, что программа проверена полностью, если с помощью тестов удается осуществить выполнение программы по всем возможным маршрутам ее потока (графа) передач управления.

Последнее утверждение имеет два слабых пункта. Первый из них состоит в том, что число не повторяющих друг друга маршрутов в программе — астрономическое. Второй слабый пункт утверждения заключается в том, что, хотя исчерпывающее тестирование маршрутов является полным тестом и хотя каждый мар­шрут программы может быть проверен, сама программа будет содержать ошибки. Это объясняется следующим образом.

Во-первых, исчерпывающее тестирование маршрутов не может дать гарантии того, что программа соответствует описанию. Например, вместо требуемой программы сортировки по возрастанию случайно была написана программа сортировки по убыванию. В этом случае ценность тестирования маршрутов невелика, поскольку после тестирования в программе окажется одна ошибка, т. е. программа неверна.

Во-вторых, программа может быть неверной в силу того, что пропущены некоторые маршруты. Исчерпывающее тестирование маршрутов не обнаружит их отсутствия.

В-третьих, исчерпывающее тестирование маршрутов не может обнаружить ошибок, появление которых зависит от обрабатываемых данных.

3. Аксиомы (принципы)тестирования

Сформулируем основные принципы тестирования, используя главную предпосылку настоящей главы о том, что наиболее важными в тестировании программ являются вопросы психологии. Эти принципы интересны тем, что в основном они интуитивно ясны, но в то же время на них часто не обращают должного внимания.

Хорош тот тест, для которого высока вероятность обнаружить ошибку. Эта аксиома является фундаментальным принципом тестирования. Поскольку невозможно показать, что программа не имеет ошибок и, значит, все такие попытки бесплодны, процесс тестирования должен представлять собой попытки об­наружить в программе прежде не найденные ошибки.

Одна из самых сложных проблем при тестировании —решить, когда нужно его закончить. Как уже говорилось, исчерпывающее тестирование (т. е. испытание всех входных значений) невозможно. Таким образом, при тестировании мы сталкиваемся с экономической проблемой: как выбрать конечное число тестов, которое дает максимальную отдачу (вероятность обнаружения ошибок) для данных затрат. Известно слишком много случаев, когда написанные тесты имели крайне малую вероятность обнаруже­ния новых ошибок, в то время как довольно очевидные хорошие тесты оставались незамеченными.

Эти рассуждения приводят к фундаментальному принципу тестирования: тестирование — проблема в значительной степени экономическая. Поскольку исчерпывающее тестирование невозможно, мы должны ограничиться чем-то меньшим. Каждый тест должен давать максимальную отдачу по сравнению с нашими затратами. Эта отдача измеряется вероятностью того, что тест выявит не обнаруженную прежде ошибку. Затраты измеряются временем и стоимостью подготовки, выполнения и проверки результатов теста. Считая, что затраты ограничены бюджетом и графиком, можно утверждать, что искусство тестирования, по существу, представляет собой искусство отбора тестов с максимальной отдачей. Каждый тест должен быть представителем некоторого класса входных значений, так чтобы его правильное выполнение создавало у нас некоторую убежденность в том, что для определенного класса входных данных программа будет выполняться правильно. Это обычно требует некоторого знания алгоритма и структуры программы, и мы, таким образом, смещаемся к правому концу спектра.

Тестирование модулей

Вторым по важности аспектом тестирования после проектирования тестов является последовательность слияния всех модулей в систему или программу. Эта сторона вопроса обычно не получает достаточного внимания и часто рассматривается слишком поздно. Выбор этой последовательности, однако, является одним из самых жизненно важных решений, принимаемых на этапе тестирования, поскольку он определяет форму, в которой записываются тесты, типы необходимых инструментов тестирования, последовательность программирования модулей, а также тщатель­ность и экономичность всего этапа тестирования. По этой при­чине такое решение должно приниматься на уровне проекта в целом и на достаточно ранней его стадии.

Тестирование модулей (или блоков) представляет собой процесс тестирования отдельных подпрограмм или процедур программы. Здесь подразумевается, что, прежде чем начинать тестирование программы в целом, следует протестировать отдельные небольшие модули, образующие эту программу. Такой подход мотивируется тремя причинами. Во-первых, появляется возможностьуправлять комбинаторикой тестирования, поскольку первоначально внимание концентрируется на небольших модулях программы. Во-вторых, облегчается задача отладки программы, обнаружения места ошибки и исправления текста программы. В-третьих, допускается параллелизм, что позволяет одновременно тестировать несколько модулей.

Цель тестирования модулей — сравнение функций, реализуемых модулем, со спецификациями его функций или интерфейса.

Тестирование модулей в основном ориентировано на принцип «белого ящика». Это объясняется прежде всего тем, что принцип «белого ящика» труднее реализовать при переходе в последующем к тестированию более крупных единиц, например программ в целом. Кроме того, последующие этапы тестирования ориентированы на обнаружение ошибок различного типа, т. е. ошибок, не обязательно связанных с логикой программы, а возникающих, например, из-за несоответствия программы требованиям пользователя.

Имеется большой выбор возможных подходов, которые мо­гут быть использованы для слияния модулей в более крупные единицы. В большинстве своем они могут рассматриваться как варианты шести основных подходов, описанных ниже.

Пошаговое тестирование

Реализация процесса тестирования модулей опирается на два ключевых положения: построение эффективного набора тестов и выбор способа, посредством которого модули комбинируются при построении из них рабочей программы. Второе положение является важным, так как оно задает форму написания тестов модуля, типы средств, используемых при тестировании, порядок кодирования и тестирования модулей, стоимость генерации тестов и стоимость отладки. Рассмотрим два подхода к комбинированию модулей: пошаговое и монолитное тестирование.

Возникает вопрос: «Что лучше — выполнить по отдельности тестирование каждого модуля, а затем, комбинируя их, сформировать рабочую программу или же каждый модуль для тестирования подключать к набору ранее оттестированных модулей?». Первый подход обычно называют монолитным методом,пли методом «большого удара», при тестировании и сборке программы:

второй подход известенкак пошаговый метод тестирования пли сборки.

Метод пошагового тестирования предполагает, что модули тестируются неизолированно друг от друга, а подключаются поочередно для выполнения теста к набору уже ранее оттестированных модулей. Пошаговый процесс продолжается до тех пор, пока к набору оттестированных модулей не будет подключен последний модуль.

Детального разбора обоих методов мы делать не будем, приведем лишь некоторые общие выводы.

1. Монолитное тестирование требует больших затрат труда. При пошаговом же тестировании «снизу-вверх» затраты труда сокращаются.

2. Расход машинного времени при монолитном тестировании меньше.

3. Использование монолитного метода предоставляет большие возможности для параллельной организации работы на начальной фазе тестирования (тестирования всех модулей одновременно). Это положение может иметь важное значение при выполнении больших проектов, в которых много модулей и много исполнителей, поскольку численность персонала, участвующего в проекте, максимальна на начальной фазе.

4. При пошаговом тестировании раньше обнаруживаются
ошибки в интерфейсах между модулями, поскольку раньше начи­нается сборка программы. В противоположность этому при мо­нолитном тестировании модули «не видят друг друга» до после­дней фазы процесса тестирования.

5. Отладка программ при пошаговом тестировании легче. Если есть ошибки в межмодульных интерфейсах, а обычно так и бывает, то при монолитном тестировании они могут быть обнаружены лишь тогда, когда собрана вся программа. В этот момент локализовать ошибку довольно трудно, поскольку она может находиться в любом месте программы. Напротив, при пошаговом тестировании ошибки такого типа в основном связаны с тем модулем, который подключается последним.

6. Результаты пошагового тестирования более совершенны.

В заключение отметим, что п. 1, 4, 5, 6 демонстрируют преимущества пошагового тестирования, а п. 2 и 3 — его недостатки. Поскольку для современного этапа развития вычислительной техники характерны тенденции к уменьшению стоимости аппаратуры и увеличению стоимости груда, последствия ошибок в математическом обеспечении весьма серьезны, а стоимость устранения ошибки тем меньше, чем раньше она обнаружена; преимущества, указанные в п. 1, 4, 5. 6, выступают на первый план. В то же время ущерб, наносимый недостатками (п. 2 и 3), невелик. Все это позволяет нам сделать вывод, что пошаговое тестирование является предпочтительным.

Убедившись в преимуществах пошагового тестирования перед монолитным, исследуем две возможные стратегии тестирования: нисходящее и восходящее. Прежде всего внесем ясность в терминологию.

Во-первых, термины «нисходящее тестирование», «нисходящая разработка», «нисходящее проектирование» часто используются как синонимы. Действительно, термины «нисходящее тестирование» и «нисходящая разработка» являются синонимами (в том смысле, что они подразумевают определенную стратегию при тестировании и создании текстов модулей), но нисходящее проектирование — это совершенно иной и независимый процесс. Программа, спроектированная нисходящим методом, может тестироваться и нисходящим, и восходящим методами.

Во-вторых, восходящая разработка, или тестирование, часто отождествляется с монолитным тестированием. Это недоразумение возникает из-за того, что начало восходящего тестирования идентично монолитному при тестировании нижних или терми­нальных модулей. Но выше мы показали, что восходящее тестирование на самом деле представляет собой пошаговую стра­тегию.

Восходящее тестирование

При восходящем подходе программа собирается тестируется «снизу вверх». Только модули самого нижнего уровня («терминальные» модули; модули, не вызывающие других модулей) тестируются изолированно, автономно. После того как тестирование этих модулей завершено, вызов их должен быть так же надежен, как вызов встроенной функции языка или оператор присваивания. Затем тестируются модули, непосредственно вызывающие уже проверенные. Эти модули более высокого уровня тестируются не автономно, а вместе с уже проверенными модулями более низкого уровня. Процесс повторяется до тех пор, пока не будет достигнута вершина. Здесь завершается и тестирование модулей и тестирование сопряжений программы.

При восходящем тестировании для каждого модуля необходим драйвер: нужно подавать тесты в соответствии с сопряжением тестируемого модуля. Одно из возможных решений написать для каждого модуля небольшую ведущую программу. Тестовые данные представляются как «встроенные» непосредственно в эту программу переменные и структуры данных, и она многократно вызывает тестируемый модуль, с каждым вызовом передавая ему новые тестовые данные. Имеется и лучшее решение: воспользоваться программой тестирования модулей — это инструмент тестирования, позволяющий описывать тесты на специальном языке и избавляющий от необходимости писать драйверы.

Здесь отсутствуют проблемы, связанные с невозможностью или трудностью создания всех тестовых ситуаций, характерные для нисходящего тестирования. Драйвер как средство тестирования применяется непосредственно к тому модулю, который тестируется, где нет промежуточных модулей, которые следует принимать во внимание. Анализируя другие проблемы, возникающие при нисходящем тестировании, можно заметить, что при восходящем тестировании невозможно принять неразумное решение о совмещении тестирования с проектированием программы, поскольку нельзя начать тестирование до тех пор, пока не спроектированы модули нижнего уровня. Не существует также и трудностей с незавершенностью тестирования одного модуля при переходе к тестированию другого, потому что при восходящем тестировании с применением нескольких версий заглушки нет сложностей с представлением тестовых данных.

Нисходящее тестирование

Нисходящее тестирование (называемое также нисходящей разработкой) не является полной противоположностью восходящему, но в первом приближении может рассматриваться как таковое. При нисходящем подходе программа собирается и тестируется «сверху вниз». Изолированно тестируется только головной модуль. После того как тестирование этого модуля завершено, с ним соединяются (например, редактором связей) один за другим модули, непосредственно вызываемые им, и тестируется полученная комбинация. Процесс повторяется до тех пор, пока не будут собраны и проверены все модули.

При этом подходе немедленно возникают два вопроса: 1. «Что делать, когда тестируемый модуль вызывает модуль более низкого уровня (которого в данный момент еще не существует)?» и 2. «Как подаются тестовые данные?»

Ответ на первый вопрос состоит в том, что для имитации функций недостающих модулей программируются модули-«заглушки», которые моделируют функции отсутствующих модулей.

Интересен и второй вопрос: в какой форме готовятся тестовые данные и как они передаются программе? Если бы головной модуль содержал все нужные операции ввода и вывода, ответ был бы прост: тесты пишутся в виде обычных для пользователей внешних данных и передаются программе через выделенные ей устройства ввода. Так, однако, случается редко. В хорошо спроектированной программе физические операции ввода-вывода выполняются на нижних уровнях структуры, поскольку физический ввод-вывод — абстракция довольно низкого уровня. Поэтому для того, чтобы решить проблему экономически эффективно, модули добавляются не в строго нисходящей последовательности (все модули одного горизонтального уровня, затем модули следующего уровня), а таким образом, чтобы обеспечить функционирование операций физического ввода-вывода как можно быстрее. Когда эта цель достигнута, нисходящее тестирование получает значительное преимущество: все дальнейшие тесты готовятся в той же форме, которая рассчитана на пользователя.

Нисходящий метод имеет как достоинства, так и недостатки по сравнению с восходящим. Самое значительное достоинство — то, что этот метод совмещает тестирование модуля, тестирование сопряжений и частично тестирование внешних функций. С этим же связано другое его достоинство: когда модули ввода-вывода уже подключены, тесты можно готовить в удобном виде. Нисходящий подход выгоден также в том случае, когда есть сомнения относительно осуществимости программы в целом или когда в проекте программы могут оказаться серьезные дефекты.

Преимуществом нисходящего подхода очень часто считают отсутствие необходимости в драйверах; вместо драйверов вам просто следует написать «заглушки».

Нисходящий метод тестирования имеет, к сожалению, некоторые недостатки. Основным из них является то, что модуль редко тестируется досконально сразу после его подключения. Дело в том, что основательное тестирование некоторых модулей может потребовать крайне изощренных заглушек. Программист часто решает не тратить массу времени на их программирование, а вме­сто этого пишет простые заглушки и проверяет лишь часть условий в модуле. Он, конечно, собирается вернуться и закончить тестирование рассматриваемого модуля позже, когда уберет заглушки. Такой план тестирования — определенно не лучшее решение, поскольку об отложенных условиях часто забывают.

Второй тонкий недостаток нисходящего подхода состоит в том, что он может породить веру в возможность начать программирование и тестирование верхнего уровня программы до того, как вся программа будет полностью спроектирована. Эта идея на первый взгляд кажется экономичной, но обычно дело обстоит совсем наоборот. Большинство опытных проектировщиков при­знает, что проектирование программы — процесс итеративный. Редко первый проект оказывается совершенным. Нормальный стиль проектирования структуры программы предполагает по окончании проектирования нижних уровней вернуться назад и подправить верхний уровень, внеся в него некоторые усовершенствования или исправляя ошибки, либо иногда даже выбросить проект и начать все сначала, потому что разработчик внезапно увидел лучший подход. Если же головная часть программы уже запрограммирована и оттестирована, то возникает серьезное сопротивление любым улучшениям ее структуры. В конечном итоге за счет таких улучшений обычно можно сэкономить больше, чем те несколько дней или недель, которые рассчитывает выиграть проектировщик, приступая к программированию слиш­ком рано.

Метод «большого скачка»

Вероятно, самый распространенный подход к интеграции модулей — метод «большого скачка». В соответствии с этим методом каждый модуль тестируется автономно. По окончании тестированиямодулей они интегрируются в систему все сразу.

Метод «большого скачка» по сравнению с другими подходами имеет много недостатков и мало достоинств. Заглушки и драйверы необходимы для каждого модуля. Модули не интегрируются до самого последнего момента. а это означает, что в течение долгоговремени серьезные ошибки всопряжениях могут остаться необнаруженными.

Если программа мала (как. например, программа загрузчика)и хорошо спроектирована, метод «большого скачка» можетоказаться приемлемым. Однако для крупных программ метод «большого скачка» обычно губителен.

Метод сандвича

Тестирование методом сандвича представляет собой компромисс между восходящим и нисходящим подходами. Здесь делается попытка воспользоваться достоинствами обоих методов, избежав их недостатков.

При использовании этого метода одновременно начинают восходящее и нисходящее тестирование, собирая программу как снизу, так и сверху и встречаясь в конце концов где-то в середине. Точка встречи зависит от конкретной тестируемой программы и должна быть заранее определена при изучении ее структуры. Например, если разработчик может представить свою систему в виде уровня прикладных модулей, затем уровня модулей обработки запросов, затем уровня примитивных функций, то он может решить применять нисходящий метод на уровне прикладных модулей (программируя заглушки вместо модулей обработки запросов), а на остальных уровнях применить восходящий метод.

Метод сандвича сохраняет такое достоинство нисходящего и восходящего подходов, как начало интеграции системы на самом раннем этапе. Поскольку вершина программы вступает в строй рано, мы, как в нисходящем методе, уже на раннем этапе получаем работающий каркас программы. Так как нижние уровни программы создаются восходящим методом, снимаются проблемы нисходящего метода, которые были связаны с невозможностью тестировать некоторые условия в глубине программы.

Модифицированный метод сандвича

При тестировании методом сандвича возникает та же проблема, что и при нисходящем подходе, хотя здесь она стоит не так остро. Проблема эта в том, что невозможно досконально тестировать отдельные модули. Восходящий этап тестированияпо методу сандвича решает эту проблему для модулей нижних уровней, но она может по-прежнему оставаться открытой для нижней половины верхней части программы. В модифицированном методе сандвича нижние уровни также тестируются строго снизу вверх. А модули верхних уровней сначала тестируются изолированно, а затем собираются нисходящим методом. Таким образом, модифицированный метод сандвича также представляет собой компромисс между восходящим и нисходящим подходами.

Комплексное тестирование

Комплексное тестирование, вероятно, самая непонятная форма тестирования. Во всяком случае комплексное тестирование не является тестированием всех функций полностью собранной системы; тестирование такого типа называется тестированием внешних функций. Комплексное тестирование — процесс поисков несоответствия системы ее исходным целям. Элементами, участвующими в комплексном тестировании, служат сама система, описание целей продукта и вся документация, которая будет поставляться вместе с системой. Внешние спецификации, которые были ключевым элементом тестирования внешних функций, играют лишь незначительную роль в комплексном тестировании.

Часть аргументов в пользу этого должна быть уже очевидной: измеримые цели необходимы, чтобы определить правила для процессов проектирования. Остальные соображения должны про­ясниться сейчас. Если цели сформулированы, например, в виде требования, чтобы система была достаточно быстрой, вполне надежной и чтобы в разумных пределах обеспечивалась безопасность, тогда нет способа определить при тестировании, в какой степени система достигает своих целей.

Если вы не сформулировали цели вашего продукта или если эти цели неизмеримы, вы не можете выполнить комплексное тестирование.

Комплексное тестирование может быть процессом и контроля, и испытаний. Процессом испытаний оно является тогда, когда выполняется в реальной среде пользователя или в обстановке, которая специально создана так, чтобы напоминать среду пользователя. Однако такая роскошь часто недоступна по ряду причин, и в подобных случаях комплексное тестирование системы является процессом контроля (т.е. выполняется в имитируемой, или тестовой, среде). Например, в случае бортовой вычислительной системы космического корабля или системы противоракетной защиты вопрос о реальной среде (запуск настоящего космического корабля или выстрел настоящей ракетой) обычно не стоит. Кроме того, как мы увидим дальше, некоторые типы комплексных тестов не осуществимы в реальной обстановке по экономическим соображениям, и лучше всего выполнять их в моделируемой среде.

Наши рекомендации