Отличие патопсихологии от психопатологии

История возникновения КП

- Древние времена, мифология. Лоботомия ложечкой

- Естественнонаучное течение. Началось с Вундта.

Например, Уитмер ввел понятие клинической психологии и основал журнал.

Гольштейн считается отцом современной нейрореабилитации, психиатр и невролог, ввел современное понимание многих вопросов.

Крепелин, психиатрия, ключевая фигура. Пытался применить экспериментальный подход, систематизировать знания. Ввел нозологический подход - до него были знания, но системы толком не было.

Фрейд, изначально был неврологом, открыл даже метод окраски нейронов. Понимающий подход. Открыл сферу психотерапии для не-медиков.

Так два основных подхода и обозначилось, экспериментальный и понимающий.

Психиатрией может заниматься только врач-психиатр. Психотерапией в ЭтойСтране может заниматься психиатр+психотерапевт. А в других странах психолог может закончить курсы и получить лицензию на психотерапию. И просто не назначать таблетки.

КП:

- Бехтерев. Создал патологическую психологию. Создал медико-психологическую экспериментальную лабораторию. Выдвинул тезис о том, что все псих процессы сопровождаются вегетативными или двигательными реакциями.

- Гальтон, Кетелл (англия), Бине и Симон (франция) - исследование индивидуальных псих особенностей

- после второй мировой войны от психометрики популярность перешла к проективными методикам, которые оценивают не интеллект, а лезут в душу. Компромисс между научным подходом и субъективностью.

-50-60-е годы - волна антипсихиатрии. Всех объявили здоровыми и нормальными. Но потихоньку все вернулось к золотой середине.

- к 70-м понятие клиники начинает включать и акцентуации, и психопатии. Захватывает околопсихиатрические сферы.

- метод прецедента, анализ единичного случая.

- КП - междисциплинарная область, практическая, но с хорошей теоретической базой. Сейчас расширяет сферу влияния.

Шизофрения - эндогенное псих заболевание

Единого определения нет.

Наше:

КП - область псих науки, которая изучает частные и общие закономерности изменений и восстановления псих деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития, а также закономерности влияния псих факторов на укрепление здоровья, возникновение и преодоление болезней, успешную реабилитацию и соц-трудовую адаптацию.

Не наше:

КП фокусируется на диагностике, лечении и изучении псих и поведенческих проблем и расстройств. Использует принципы псих для лучшего понимания, прогнозирования и облегчения интеллектуальных, эмоциональных, биологических, псих, соц и поведенческих аспектов человеческого функционирования.

Древняя Греция

Еще с Древней Греции дошло деление больных на агрессивных и тихих и безобидных. На агрессивных все камни сыпались, они одержимы дьяволом и тэдэ. А тихие иногда считались посланниками бога, ибо они говорили, чт думали и были депрессивными.

Обращение зависело от врача. В Спарте их радостно изолировали.

Именно в то время основался научный материализм: причина поведения и здорового, и больного находится в пределах тела. Но возник вопрос, где тогда душа. Совсем старые знания - душа под диафрагмой - "френ". Дальше - сердце. Тогда же появляются мозговые теории (Пифагор, Алкмеон - открыл нервы органов чувств).

Все это дошло до Гиппократа, который подтвердил наличие души в мозге. Краза - когда 4 жидкости смешаны правильно, человек здоров, дискразия - неправильно (кровь, черная и желтая желчь, лимфа). Болезнь зависит от того, какая жидкость преобладает.

Классификация болезней по Гиппократу:

- меланхолия. Все спокойные состояния а-ля депрессия. Боятся света и людей, имеют тяжелые сны и, возможно, депрессивные галюники. Есть и темперамент со схожими особенностями, но не болезнь. Страх, малодушие, робость, печаль. Все это от черной желчи.

- френит. Обычно трансформировалось в шизофрению. Типа воспаление. Тоже бредовые картины. Похоже на манию, но тут активные глюки.

- мания. Все беспокойные состояния, любое возбуждение, хоть шиза, хоть что попроще. Двигательное и речевое возбуждение, здесь же сумеречное состояние эпилептика, лихорадка и тд.

- эпилепсия. Связана с меланхолией.

Развитие эпилепсии

- ЧМТ

- рубцевание мозга/размягчение тканей

- патология беременности

- патология родов по вине врачей

- некачественные прививки, которые понижают порог судорожной готовности

Древний Рим

Цельс - первый писатель в области психиатрии. Предполагается, он потырил греческие рукописи, хотя у него много книг по психиатрии, в т.ч. по систематизации болезней.

Три вида безумия

- френит. Остарое заболевания, лихорадка и расстройство деятельности. И буйство, и легкая печаль. Больного запаковать и поставить в темноту.

- меланхолия. Овладевает на долгое время, тихая, но дает припадки. Это глобальная печаль. Лучше кровопускать, но если это нереально, выводить черную желчь другими путями. Например, слабительным. Лучше бы заодно развлекать его интересными темами.

- голлюцинаторно-бредовой синдром. Самая длительная. Обман восприятия и мысли. Тяжелая психиатрия. Необходимо, больной печален или весел. Веселым дают рвотное, запаковывают, бьют. Нельзя отпускать не смотря ни на что, ибо нефиг.

Методы

- угнетенных с неправильными мыслями. Массаж, гимнастика, слабительное, ванны, хорошие впечатления

- буйных бить, связывать и давать слабительное.

Оретей.

Не отказывается от теории с черной желчью, но также говорит о психическом пути. Например, расстройство от печальной мысли, для которой уже особых причин нет. Все остальные суждения могут быть абсолютно верными, а одна мысль неправильная. Это меланхолия. А с манией не надо смешивать состояния алкоголизма, наркоты или старческой деменции. От френита отличается отсутствием глюков, только ошибочные суждения. Больные безопасны, просто перевозбуждены. Сосредоточенность на одной идее переходит в общую манию.

Лечение френита:

- комната большая, с чистым воздухом, гладкими стенами, без картинок и украшений.

- нужна тишина

- большая кровать, чтоб не свалился

- поддерживать бодрое настроение

Поведение при эпилепсии:

- бледное лицо

- медлительное мышление и говорение

- видения ночами

- страдают умственные способности

- "с улыбкой на лице и камнем за пазухой"

- важны соц поддержка, которой часто нет, ибо приступы страшные

- трудность переключения (например, злопамятность)

- каждый приступ ухудшает состояние

Средние века

Арабская культура

Первые зарождение попыток общественной помощи. Ученые после падения Рима бегут в арабские страны, стащив древние источники. Больницы общего типа были с 9 века, в том же Багдаде. Читались лекции. В Каире открылась дорогая больница для душевнобольных. Занятиями с больными занимались целые города, общим бюджетом. Если больной совсем буйный и опасный, его сажали в тюрьму.

Тема 2. Предмет и задачи клинической психологии

Методы.

- Анализисторииболезни,

- клиническаябеседа, наблюдение,

- клинический и исследовательский эксперимент: моделирование деятельности во взаимодействии с психологом; качественный анализ ошибок выполнения заданий; возможности обследуемого в самостоятельной коррекции ошибок; оценка возможностей компенсации отклонений.

- Количественныеметоды. Ничегонового.

- Доказательная медицина. Учет интересов больных. Их кормят только безопасными доказанными таблеточками.

Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях — диагностический, коррекционный и профилактический.Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и т. д. Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь. Клинико-психологическое обследование по содержанию шире, чем патопсихологическое, поскольку сюда включается не только экспериментальная диагностика (тестирование) психических функций, но и самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое интервью, экспертные оценки и т. п.), а также анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях и его интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований. Знание основ клинической психологии также позволяет педагогу и школьному психологу в первом приближении дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, возникшие под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и помощи проблемному ребенку.
Диагностический аспект наиболее востребован в экспертной деятельности клинического психолога в составе психолого-медико-педагогических консультативных центров (ПМПК), в судах, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях военкоматов.
Психотерапия и психокоррекциякак разновидности клинико-психологической интервенции в случаях проблемного поведения основываются на применении одних и тех же методов и техник, поэтому их различение является условным. Оно связано с конкурентным разделением сфер влияния психиатрии и психологии, с различным пониманием механизмов и ведущих причин возникновения психических и поведенческих расстройств в этих науках, а также с различными целями применения психологических методик воздействия на личность. И психотерапия, и психокоррекция представляют собой целенаправленное психологическое воздействие на отдельные психические функции или компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: врача и больного, психолога и клиента.
Этимологически термин «терапия» связан с облегчением состояния страдающего человека или избавлением его от того, что приносит ему страдание. Исторически употребление этого слова закрепилось за медициной. Основным значением термина «коррекция» является исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека. Нежелательный компонент далеко не всегда может приносить его обладателю страдание: нежелательность может быть связана с несоответствием личности, обладающей некоторым психологическим качеством или свойством, «идеальной модели» человека. И в этом смысле коррекция оказывается тесно связанной с понятием «воспитание».Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы, установки, ценностные ориентации) развития ребенка, приводя его к «оптимальному уровню» функционирования в обществе.

Задачи клинической психологии (практич)

- диагностика. С этого и начиналась КП. Подразделяют:

* дифференциальная. Медицинский термин, психолог врачу только помогает описанием, а врач ставит диагноз.

* топическая. Поражения в мозге. В наших учебниках есть, но вообще ее нет.

* создание эмоционально-личностного или поведенческого профиля. Тоже только по запросу.

* диагностика состояния когнитивных функций

- экспертиза. Клинический психолог участвует в четырех видах

* военно-врачебная. Отбор в армию и внутри нее.

* врачебно-трудовая. Профотбор высокого уровня или в узких областях. Определение инвалидности.

* судебно-психиатрическая. Психолог несет уголовную ответственность. Клинический психолог должен пройти повышение квалификации. В Москве только в институте сербского можно пройти.

* медико-педагогичесская

- псих помощь

Предмет

Изучение псих механизмов, формирование стойких, неподдающихся ауторегуляции, состояний дезадаптации, а также псих механизмов преодоления этих состояний.

Проблемы

- исследование влияния заболеваний на психику и поведение человека

- анализ влияния псих факторов на возникновение, развитие и лечение заболеваний

- роль психического в препятствовании возникновению заболевания

- изучение проявление, динамики нарушений психики при различных заболеваниях

- влияние особенностей взаимоотношений больного с медицинским персоналом и окружающей средой на его выздоровление

Задачи

- принципы и методы исследования

- создание методов воздействия

Значение КП для общей

- лучшее понимание структурных единиц

- соотношение биологического и псих в развитии человека

- что есть психика

- вопрос о личностном компоненте (когнитивный стиль)

- соотношение распада и развития психики

Направления. КП+

- с неврологией. Нейропсихология

- с психиатрией. Патопсихология (отеч), клинич псих в психиатрии (заруб)

- с медициной телесных проблем. Психосоматика

- с нарушениями развития у детей. Аномалии детского развития

- с гериатрией (старч психиатрия). Геронтопсихология

Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина.Помимо этого в нее часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология). Количество специальных разделов постоянно множится в зависимости от потребностей общества. И сегодня можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др.
Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика.

Тема 3. Методология


Методология в психологииреализуетсяпосредствомследующихположений (принципов).

1. Психика, сознаниеизучаются в единствевнутренних и внешнихпроявлений.Взаимосвязьпсихики и поведения, сознания и деятельности в ее

конкретных, изменяющихсяформахявляетсянетолькообъектом, но и средствомпсихологическогоисследования.

2. Решениепсихофизическойпроблемыутверждаетединство, нонетождествопсихического и физического, поэтомупсихологическоеисследование

предполагает и частовключаетфизиологическийанализпсихологических

(психофизиологических) процессов.

3. Методикапсихологическогоисследованиядолжнаопиратьсянасоциально-историческийанализдеятельностичеловека.

4. Цельюпсихологическогоисследованиядолжнобытьраскрытиеспецифическихпсихологическихзакономерностей (принципиндивидуализацииисследования).

5. Психологическиезакономерностираскрываются в процессеразвития

(генетическийпринцип).

6. Принциппедагогизациипсихологическогоизученияребенка.Оноз- начаетнеотказотэкспериментальногоисследования в пользупедагогическойпрактики, а включениепринциповпедагогическойработы в самыйэксперимент.

7. Использование в методикепсихологическогоисследованияпродуктов

деятельности, поскольку в нихматериализуетсясознательнаядеятельность

человека (принципизученияконкретнойличности в конкретнойситуации).

Первая теоретико-методологическая проблемаклинической психологии заключается в том, что в науке существует две противоположных тенденции в понимании того, что же такое есть психика.

Первая тенденциязаключается в том, чтобы рассматривать психику как удобную биологическую метафору нейрофизиологических процессов, протекающих в мозге. Эта тенденция хорошо отражается в так называемой «центральной догме нейробиологии», сформулированной авторами известной монографии «Мозг, разум, поведение» — Ф. Блумом, А. Лейзерсоном и Л. Хофстедтером:

Другая тенденцияв трактовке понятия психика заключается в том, что под ней понимается общая способность живых существ реагировать на абиотические (биологически нейтральные) воздействия. Например, на звук. В эту общую способность включается совокупность процессов восприятия, способов переработки информации и регулирования реакций организма на абиотические воздействия. При этом церебральные процессы здесь не составляют существо этой общей способности, а являются всего лишь инструментом, с помощью которого эта способность может реализоваться.

В зависимости от строения инструмента психической деятельности у живых существ имеются разные способности реагирования,т. е. — разные психики: элементарная сенсорная (реагирование только на отдельные свойства среды), перцептивная (реагирование на целостные образования), интеллектуальная (реагирование на соотносящиеся между собой феномены) и сознательная (реагирование на вербально конструируемый образ реальности, который имеет самостоятельное существование, безотносительно наличным отношениям человека и среды.

Однако отличительной чертой психики человека является наличие сознания и четырех высших психических функций (ВПФ), которых нет у животных. К высшим психическим функциям относятся:произвольные внимание и память , логическое мышление , а также высшие эмоции — эмоциональные отношения (чувства).

Из первой проблемы — понимания сути психики — вытекают производные теоретико-методологические проблемыклинической психологии: связь мозга и психики, психики и сознания.

Традиционное решение проблемы связи мозга и психикизаключается в прямом сопоставлении психических и нейрофизиологических процессов, которые полагаются либо

а) тождественными, либо

б) параллельными, либо

в) взаимодействующими.

Другая проблема — это проблема взаимосвязи психики и сознания. Исходя из решения вопроса о соотношении мозга и психики, используют и два подхода к решению вопроса соотношения психики и сознания.

Первый подход состоит в так называемый нейрофизиологической трактовке феномена сознания как оптимального уровня возбуждения нейрофизиологических процессов. В рамках этой концепции даже выделяют определенные мозговые структуры, ответственные за функционирование сознания — так называемую центр-энцефалическую систему во главе с ретикулярной формацией ствола мозга.

Практическая проблема здесь заключается в том, что тогда любое нарушение психической деятельности следует трактовать как нарушение сознания, что противоречит клиническим традициям.
Второй подход характеризует собственно психологическую трактовку сознания как высшего способа психического взаимодействия со средой, состоящего из вербальных (знаково-символических) образов реальности, возникающих в определенный момент времени и включающих в себя также вербальный образ самого человека — самосознание.

Нарушениями сознания являются нарушения восприятия человеком социальных характеристик среды и собственных личностных характеристик.
В зависимости от трактовки сознания в клинической психологии существует два подхода и к пониманию бессознательного.

Тема 4. Нейропсихология как раздел клинической психологии

Клиническая нейропсихология– направление задача которого состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга.

Предмет изучения: Мозговая организация психических функций (локализация ВПФ) и изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности.

В практической сфере: вносит вклад в решение таких задач медицинской психологии, как Диагностика и реабилитация.

Объект исследования: мозг больного или травмированного участка. Предмет: причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, травмой – их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней.

Локализационизм- представление об устройстве мозга, согласно которому каждый психический процесс связан с работой ограниченного участка головного мозга.

С. Выготский впервые высказал идею о том, что мозг человека обладает новым принципом организации функций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации психических, процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка). По его! мнению, возникшие в процессе исторической жизни формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга человека новых «межфункциональных отношений», которые делают возможным развитие высших форм психической деятельности без существенных морфологических изменений самого мозга. Позднее эту идею о новых «функциональных органах» развивал и А. Н. Леонтьев.

Положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека.В детском возрасте очаг поражения вызывает системное недоразвитие соответствующих высших психических функций. Поражение этих же зон коры у взрослого человека вызывает нарушения в работе более элементарных, но зависимых от этих зон уровней сенсорных актов.

ЭКВИПОТЕНЦИОНАЛИЗМ - направление в нейрофизиологии, клинической неврологии, нейропсихологии, утверждающее, что некоторые высшие психические процессы возможны только благодаря функционированию всех отделов больших полушарий. В противоположность локализационизму, утверждающему, что каждая функция локализована в определённом участке мозга и симптомы поражения мозга зависят исключительно от его локализации, сторонники Э. считают, что некоторые последствия поражения мозга (напр., деменция) зависят не столько от локализации, сколько от обширности поражения. В более узком смысле под Э. понимают концепцию, согласно которой к.-л. часть той или иной мозговой системы, напр, зрительной, при поражении мозга может брать на себя иную функцию, в норме выполняемую др. частями этой системы. Современные представления о функциональной организации мозга, основанные на теории Л. С. Выготского и А. Р. Лу-рия о системной динамической локализации высших мозговых функций, творчески вобрали в себя многие представления сторонников Э.

Теория системно – динамической локализации ВПФ (Лурия).

1. Высшие психические функции человека (ВПФ) - это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.

2. Материальной основой ВПФ выступает весь мозг как постоянно дифференцирующаяся и развивающаяся динамическая система психофизиологических функций. Любая ВПФ представляет собой сложную функциональную систему, опирающуюся на нейродинамические отношения между различными отделами мозга.

3. Объяснить локализацию ВПФ в мозге человека можно только путём исследования процессов их прижизненного формирования, которые задаются внешними формами деятельности и общения.

Мозговая локализация ВПФ обеспечивается путём созревания и формирования в онтогенезе новых функциональных нейронных систем в мозге, имеющих системно-динамическую локализацию.

На разных этапах онтогенеза строение ВПФ может изменяться; при этом изменяется и их мозговая организация.

4. Реализация ВПФ обеспечивается тремя взаимосвязанными функциональными блоками мозга:
- блоком регуляции тонуса и бодрствования: ретикулярная формация, подкорковые образования, лобные отделы мозга;
- блоком приёма, переработки и хранения информации: затылочные, теменные и височные отделы коры головного мозга;
- блоком программирования, регуляции и контроля деятельности: лобные отделы коры головного мозга.

5. Функциональная организация коры головного мозга имеет иерархическое строение.

- Первичные проекционные зоны коры головного мозга:

а) служат проекцией в мозговой коре той или иной рецепторной или эффекторной системы;
б) обеспечивают четко фиксированные рецепторные или эффекторные функции;
в) входят как обязательные компоненты в построение сложных функциональных систем.

- Вторичные проекционные зоны коры головного мозга:

а) служат интеграции процессов, происходящих в первичных проекционных зонах.

- Третичные проекционные зоны коры головного мозга:
а) служат интеграции процессов, происходящих во вторичных проекционных зонах;
б) обеспечивают объединение результатов деятельности разных анализаторов и эффекторов в целостные образы и программы поведения.

При очаговых поражениях мозга возникают нарушения высших психических функций, которые подчиняются ряду закономерностей:

1. В зависимости от того, какой отдел мозга в нейрофункциональной системе повреждён, одна и та же ВПФ будет нарушаться в различной степени:
а) может частично или полностью распадаться;
б) функционально перестраиваться на основе использования других способов нейродинамической реализации.

2. Поражение одного и того же отдела мозга может одновременно вести к специфическим нарушениям множества разных ВПФ и проявляется как множество одновременно возникающих симптомов - синдром.

3. В разные возрастные периоды ВПФ различны по своей структуре, по составу входящих в них операций и действий. Поэтому эффект поражения определенного участка мозга на разных этапах развития ВПФ будет различным:

- На ранних этапах онтогенеза ВПФ будет страдать высший по отношению к поражённому участку мозга «центр», т. к. он генетически зависит от функций нижележащего «центра».

- На стадии уже сложившейся ВПФ и мозговой функциональной системы при поражении того же участка коры будет преимущественно страдать низший по отношению к пораженному участку (регулируемый) «центр»».

Функциональная система – морфофизиоло-гическое понятие, заимствованное из концепции функциональных систем П.К. Анохина для объяснения мозговых механизмов ВПФ; совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в единую систему для достижения конечного результата. Функциональные системы, лежащие в основе психической сознательной Деятельности человека, характеризуются большей сложностью (более сложным составом звеньев, иерархической организацией и т.п.) по сравнению с функциональными системами, лежащими в основе физиологических функций и даже поведенческих актов животных. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными системами.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Детятельности, нарушение которой ведет к появленияю нейропсихологического синдрома.

В практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурияметод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам, произвольным движениям и действиям.

Тема 5. Патопсихология как раздел клинической психологии

Патопсихология

Предмет: Нарушения психики

Задачи:описать(диагностировать) изменения возникающие в психике больных страдающих психическими заболеваниями в сравнении со здоровым человеком

Актуальность: проверка новых теорий на основе накопленных знаний в психопатологии, появление смежных дисциплин

Метод: экспериментально-психологический

Отличие патопсихологии от психопатологии

Патопсихология - одна из самых старых и важнейших составляющих медицинской психологии, сводится к определению структуры нарушений познавательных процессов, закономерностей их распада в сопоставлении с нормой в понятиях современной психологии, диагностике особенностей личности, поведения, общения и адаптации к изменяющимся условиям функционирования, защитных приспособительных механизмов личности в связи с психическими расстройствами. Патопсихология изучает: системность взаимоотношений психического, процесс распада и развития психики, роль личностных компонентов, взаимодействие социального и биологического, роль гинетических факторов, индивидуально-типологические особенности, гениальность и сумасшествие. Экспериментально-психологический метод.

Психопатология - сугубо медицинская наука, один из разделов психиатрии, изучающей признаки психических расстройств в динамике. В отличие от патопсихологии в основном оперирует клиническими понятиями этиология (причина возникновения), патогенез (механизм возникновения), симптом1 синдром и диагноз (нозологической формы психического расстройства, ее тяжесть и течение, обоснование патогеничной терапии и т.д.) и использует общепатологические клинические критерии (возникновение и исход болезни). В отличии от патопсихологии не используется эксперимент => Клинико-описательный метод.

Наши рекомендации