Экспериментальной патопсихологии

В каждом психоневрологическом учреждении использование методик экс­периментальной патопсихологии вызывает некоторые организационные и ме­тодические затруднения. Эти затруднения легко преодолимы, но их необходимо учитывать с самого начала работы.

Первым возникает обычно вопрос о специализации и подготовке кадров, которым может быть поручена эта работа.

Этот вопрос может решаться по-разному в зависимости от того, какую именно работу предполагается организовать. Если в каком-либо научном или научно-практическом исследовании врач собирается на очень узком участке своей ра­боты применить одну или две экспериментально-психологические методики, то ему нужно лишь проконсультировать со специалистами - патопсихологами вы­бор этих методик, ознакомиться с литературой, изучить технику проведения эк­сперимента, — и он может заняться этой работой сам.

Совсем иначе обстоит дело в тех случаях, когда в учреждении собираются открыть кабинет экспериментальной патопсихологии, который наряду с други­ми, вспомогательными диагностическими лабораториями и кабинетами дол­жен способствовать углублению клинического изучения больных.

Наиболее соответствующими кадрами для работы в этих кабинетах являются патопсихологи. Дня экспериментально-психологической работы в детских отде­лениях психоневрологических учреждений используются дефектологи-олигофренопедагоги, поскольку в учебных планах отделений олигофрено-педагогики имеется курс и экспериментальный практикум по патопсихологии.

Иногда возникает вопрос о том, могут ли в кабинетах экспериментальной патопсихологии работать врачи-психиатры или невропатологи. Конечно, могут, если они получат основательную переподготовку по психологии и сделают ее своей профессией. Многолетний опыт свидетельствует о том, что сочетание ле­чебной работы с экспериментальной не удается. Сотрудник кабинета экспери­ментальной патопсихологии должен исследовать не тех больных, которых он ле­чит, а всех тех, кого ему направляют другие врачи данного учреждения. Экспери­ментальная работа по исследованию психически больных является очень трудо­емкой, кропотливой. Патопсихолог должен обязательно ознакомиться с истори­ей болезни больного, провести с ним очень краткую беседу для выявления са­мооценки больного и установления контакта с ним. Экспериментальное исследование не должно продолжаться более полутора часов, и оно обязательно должно быть двукратным, т. е. проводиться в два разных дня (в некоторых, очень сложных случаях, экспериментальное исследование приходится повто­рять 3-4 раза).

Затем патопсихолог должен провести анализ полученных в эксперименте данных и составить заключение по ним. Эта работа может отнять от 2 до 3 часов. Обобщение опыта работы кабинетов экспериментальной патопсихологии пси­хоневрологических больниц и диспансеров свидетельствует о том, что один па­топсихолог, исследуя в день 2 больных, составляет в месяц 20—25 заключений. Такая нагрузка является большой и часто лишает патопсихолога возможности углубленно изучать больных и вести научно-методическую работу. Между тем даже в тех случаях, когда она ведется в практических учреждениях, например в диспансерах, с чисто практическими целями, в ней все равно всегда содержатся элементы исследования и творчества. Следует также учесть, что на исследова­ние направляют самых сложных больных. Совершенно немыслимо совмещать эту работу с лечебной. Работа в кабинетах и лабораториях патопсихологии — это большой трудоемкий процесс.

Второй вопрос, возникающий в начале патопсихологической работы, — это вопрос об оборудовании кабинетов. Первое и основное условие—это наличие как можно более тихого, т. е. изолированного от шума помещения. Патопсихо­логические исследования можно начинать без сложной дорогой аппаратуры. Главное для их проведения — квалифицированный специалист и тихая комната лаборатории. Но кое-какое оборудование все же необходимо.

Образцы пособий были даны при описании методик. Следует только сделать следующее примечание: каждый специалист, который занимается эксперимен­тально-психологическими исследованиями, вправе, разумеется, усовершенство­вать, видоизменять экспериментальные методики и конструировать новые. Од­нако легкость создания новых методик обманчива. Выдумывать новые методики просто так, сидя за столом, — дело крайне несерьезное.

Не только создание новых, но и видоизменение старых методик требует тща­тельной методической апробации. Эта апробация должна быть проведена на группе здоровых с целью получения некоторых нормативов и на разных группах больных с целью выявления типичных способов решений, типичных ошибок и т. д. Разработка новых методик, дальнейшая апробация и усовершенствование уже принятых —работа крайне необходимая и полезная, но она должна произво­диться тщательно и квалифицированно; если же такой возможности нет, то луч­ше копировать методики, проверенные в старых лабораториях, и не заниматься необоснованным новаторством. Не следует произвольно, без должного основа­ния менять методики ни в части изготовления пособий, т. е. материального обо­рудования, ни в части инструкций и порядка проведения эксперимента.

Приложение

(Пиктограмма)

Наши рекомендации