Анализ производительности труда. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования основных производственных фондов и как следствие – объем производства / реализации турпродукта, прибыль и ряд других экономических показателей.
Для оценки уровня интенсивности использования трудовых ресурсов применяется расчет показателей производительности труда на предприятии. Производительность труда рассчитывается как отношение валовой продукции к численности персонала. Таким образом, производительность труда в 2006 году составила около 3 108 руб. на одного работника, а в 2007 году – почти 2 872 руб.
Факторы, оказывающие влияние на изменение производительности труда приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Анализ производительности труда
Показатель | Период | Отклонения | ||
+/- | % | |||
Валовая продукция (ВП), руб. | 8 950 600 | 8 270 600 | - 680 000 | 92,4 |
Среднесписочная численность работников (СЧР), чел. | - | - | ||
Среднее число дней, отработанное одним работником за год (СЧД), дни | - | - | ||
Среднедневная выработка одного работника (СДВ), руб. | 3 107,847 | 2 871,736 | - 236,111 | 92,4 |
Влияние факторов на объем выпуска продукции рассчитываем способом цепных подстановок:
1) ВП2006 = СЧР2006 * СЧД2006 * СДВ2006 = 8 950 600 руб.
ВПусл1 = СЧР2007 * СЧД2006 * СДВ2006 = 8 950 600 руб.
ВПусл2 = СЧР2007 * СЧД2007 * СДВ2006 = 8 950 600 руб.
ВП2007 = СЧР2007 * СЧД2007 * СДВ2007 = 8 270 600 руб.
2) ∆ВП (СЧР) = ВПусл1 – ВП2006 = 0
∆ВП (СЧД) = ВПусл2 – ВПусл1 = 0 руб.
∆ВП (СДВ) = ВП2007 – ВПусл2 = - 680 000 руб.
3) Проверка:
∆ВП = ВП2007 – ВП2006 = - 680 000 руб.
∆ВП = 0 + 0 – 680 000 = - 680 000 руб.
В связи с тем, что показатели среднесписочной численности работников и среднего числа дней, отработанных одним работником за год остались неизменными, то уменьшение валовой продукции в 2007 году на 680 000 руб. было вызвано уменьшением среднедневной выработки одного работника (- 236,111 руб.).
Анализ фонда оплаты труда
Производительность труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом / снижением производительности труда создаются реальные предпосылки повышения / понижения его оплаты. В свою очередь, повышения уровня оплаты труда способствует росту его мотивации и производительности.
Для установления причин увеличения фонда оплаты труда, проведем факторный анализ по данным, приведенным в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ фонда оплаты труда
Показатель | Период | |
Среднесписочная численность работников (Ч), чел. | ||
Количество отработанных дней одним рабочим в среднем за год (Д), дни | ||
Средняя продолжительность рабочего дня (П), час | ||
Среднечасовая заработная плата одного работника (З), руб. | 49,5 |
Влияние факторов на объем реализации продукции рассчитываем способом цепных подстановок:
1) ФОТ2006 = Ч2006 * Д2006 * П2006 * З2006 = 806 400 руб.
ФОТусл1 = Ч2007 * Д2006 * П2006 * З2006 = 806 400 руб.
ФОТусл2 = Ч2007 * Д2007 * П2006 * З2006 = 806 400 руб.
ФОТусл3 = Ч2007 * Д2007 * П2007 * З2006 = 806 400 руб.
ФОТ2007 = Ч2007 * Д2007 * П2007 * З2007 = 1 140 480 руб.
2) ∆ФОТ (Ч) = ФОТусл1 – ФОТ2006 = 0
∆ФОТ (Д) = ФОТусл2 – ФОТусл1 = 0 руб.
∆ФОТ (П) = ФОТусл3 – ФОТусл2 = 0
∆ФОТ (З) = ФОТ2007 – ФОТусл3 = 334 080 руб.
3) Проверка:
∆ФОТ = ФОТ2007 – ФОТ2006 = 334 080 руб.
∆ФОТ = 0 + 0 + 334 080 = 334 080 руб.
В 2007 году фонд оплаты труда на предприятии увеличился на 334 080 руб. вследствие увеличения среднечасовой заработной платы одного работника на 14,5 рублей. Таким образом, получается, что заработная плата выросла незначительно.
2.1.5 Анализ объемов реализации турпродукта / услуг
Реализация турпродукта / услуг является связующим звеном между компанией и потребителем (туристом). От того, как продается турпродукт / услуга, какой спрос на него на рынке, зависит, и объем предлагаемого турпродукта и инвариантность. Рассмотрим динамику реализации турпродукта компанией ООО «Метеор» (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Динамика реализации турпродукта
Показатель | |||
Объем реализации турпродукта, услуг, руб. | 5 480 600 | 8 950 600 | 8 270 600 |
Абсолютный прирост базисный, руб. | - | 3 470 000 | 2 790 000 |
Абсолютный прирост цепной, руб. | - | 3 470 000 | - 680 000 |
Темп роста базисный, % | - | 163,3 | 150,9 |
Темп роста цепной, % | - | 163,3 | 92,4 |
Темп прироста базисный, % | - | 63,3 | 50,9 |
Темп прироста цепной, % | - | 63,3 | - 7,6 |
Среднегодовой темп роста:
Тр = √1,0 * 1,633 * 0,924 = 122,8 %
Среднегодовой темп прироста:
Тпр = 122,8 – 100,0 = 22,8 %
Динамику реализации продукции можно также изобразить графически (рис. 2.1.2., рис. 2.1.3.).
Рис. 2.1.2. Динамика объемов реализации турпродукта
Рис. 2.1.3. Динамика цепных темпов роста объемов реализации турпродукта
Изучив динамику реализации турпродукта за 2005 – 2007гг., можно сделать вывод о том, что деятельность компании имеет положительную тенденцию роста объемов реализации в 2006 году по сравнению с показателями 2005 года. Это связано с расширением рекламной деятельности, привлечением квалифицированных кадров, расширением спектра предлагаемых услуг. Однако видно, что в 2007 году объем реализации уменьшился по сравнению с показателем 2006 года. Причина этого – текучестью кадров компании.